Статья:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В МО Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(252)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Теленьга А.А. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В МО Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 29(252). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/252/130581 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В МО Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ

Теленьга Анна Александровна
магистрант, Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск

 

Социальная защита населения является одной из приоритетных задач государства, которая реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Деятельность по социальной защите населения осуществляется органами государственной власти совместно с органами местного самоуправления, а также расположенными на территориях муниципальных образований, учреждениями и организациями социальной сферы.

В качестве основных целей деятельности органов местного самоуправления в сфере социальной защиты населения можно отнести:

  • улучшение условий жизни граждан;
  • создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования.

Именно основой благополучия, а также инструментом выравнивания уровня жизни различных категорий граждан, преодоления демографических диспропорций является социальная поддержка и социальное обслуживание.

В качестве ключевых функций муниципальных образований в сфере социальной защиты населения можно выделить:

  • экономические функции;
  • бытовые функции;
  • психолого-педагогическую функцию;
  • социальную и медицинскую функцию;
  • правовую функцию;
  • функции организации труда и отдыха и др.

Система управления социальной защитой населения на муниципальном уровне включает в себя часть последовательных процессов, которая представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Информационные процессы в рамках системы социальной поддержки на муниципальном уровне

 

В муниципальном образовании город Новый Уренгой (далее - МО г. Новый Уренгой) обязанность по формированию и эффективному функционированию системы социальной защиты населения возложена на Администрацию города и на подведомственные учреждения.

Управление по труду и социальной защите населения является органом Администрации города Новый Уренгой, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сферах социальной защиты населения, управления охраной труда, создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального образования город Новый Уренгой.

В городе Новый Уренгой нет муниципальных учреждений социальной защиты населения, однако функционирует Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания населения «Садко» в муниципальном образовании город Новый Уренгой», в качестве основных целей деятельности которого:

  • социальное обслуживание граждан в автономном округе;
  • выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
  • осуществление деятельности по созданию социальных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Для обеспечения социальной защиты и социальной помощи в МО г. Новый Уренгой принята и реализуется муниципальная программа «Социальная поддержка граждан» (утверждена постановлением Администрации город Новый Уренгой от 01.11.2013 № 364). Финансирование программы осуществляется за счёт средств местного и окружного бюджетов (таблица 1).

Таблица 1.

Динамика финансирования муниципальной программы «Социальная поддержка граждан» в МО г. Новый Уренгой за 2020-2022 гг., тыс. руб. [1]

Уровень финансирования

Значение, тыс. руб.

Темп прироста, %

2020

2021

2022

2021 к 2020

2022 к 2021

Федеральный бюджет

216 967

0

0

-

-

Окружной бюджет

1 277 093

122 801

121 946

-90,38

-0,70

Местный бюджет

125 975

138 366

156 247

9,84

12,92

Всего

1 620 035

261167

278193

-83,88

6,52

 

Из таблицы 1 видно, что произошло резкое сокращение финансирования. Так с 2021 года прекратилось финансирование муниципальной программы за счет средств федерального бюджета. Также можно отметить, что объем финансирования из окружного бюджета снизился с 1 277 093 тыс. руб. в 2020 году до 121 946 тыс. руб. в 2022 году. (сокращение на 90,38%). Общий объем финансирования увеличился по отношению к 2021 году на 6,52%. Можно отметить, что бремя финансирования все больше ложится на местный бюджет.

В таблице 2 представлен анализ основных социальных показателей города.

Таблица 2.

Анализ социальных показателей МО г. Новый Уренгой за 2020-2022 гг. [1]

Показатель

2020

2021

2022

Темп роста, %

2021 к 2020

2022 к 2021

Численность льготных категорий граждан, состоящих на учете, чел.

58 118

58 786

59 428

1,15

1,09

Количество многодетных семей, ед.

2 291

2 518

2 754

9,91

9,37

Региональный материнский семейный капитал, ед.

645

874

874

35,50

0,00

Предоставление ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьих и последующих детей, семей.

622

679

850

9,16

25,18

Единовременное пособие при рождении, ед.

491

548

550

11,61

0,36

Ежемесячное пособие на ребенка, ед.

891

875

1 044

-1,80

19,31

Возмещение расходов по оплате отдыха и оздоровления многодетных семей, ед.

162

537

589

231,48

9,68

 

Как видно из таблицы 2, наблюдается рост показателей социальной сферы за исследуемый период. В таблице 3 представлены показатели эффективности реализации муниципальной программы.

Таблица 3.

Оценка эффективности реализации муниципальной программы «Социальная поддержка граждан» в МО г. Новый Уренгой за 2020-2022 гг., тыс. руб. [1]

Наименование показателя эффективности муниципальной программы

Процент достижения

плановых значений, %

2020

2021

2022

Доля граждан, охваченных мерами социальной поддержки, от общего числа граждан города Новый Уренгой

100,0

99,6↓

100,0

Доля граждан льготных категорий, получивших адресную социальную помощь, от общей численности граждан льготных категорий, получивших все меры социальной поддержки

105,2↑

114,7↑

97,0↓

 

Из таблицы 3 видно, что процент достижения плановых значений достаточно высок за исследуемый период.

В рамках исследования, был проведен опрос респондентов из числа социально незащищенных групп населения города Новый Уренгой. В опросе приняли участие 162 человека. Основные направления социальной помощи, которые необходимы по мнению респондентов отражены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Результаты опроса о необходимых мерах социальной поддержки в МО г. Новый Уренгой

 

Как видно, что 79 процентов опрощенных, считают, что наиболее востребованной помощью является финансовая помощь. Таким образом, муниципальному образованию необходимо искать дополнительные источники финансирования для обеспечения исполнения всех взятых на себя обязательств. В качестве возможных источников финансирования можно рассматривать кооперацию с коммерческими предприятиями города.

 

Список литературы:
1. Деятельность / Официальный сайт Администрации города Новый Уренгой // Электрон. текст. дан. – Режим доступа: https://nur.yanao.ru/activity/15096/ (дата обращения: 04.09.2023).