Статья:

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(263)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Ал А.А. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 40(263). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/261/132813 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Ал Али Анастасия Вадимовна
студент, Волгоградский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Волгоград
Новиков Максим Викторович
научный руководитель, Волгоградский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Волгоград

 

PROBLEMS OF ENSURING RUSSIA'S FOREIGN ECONOMIC SECURITY

 

Al Ali Anastasia Vadimovna

Student, Volgograd Institute of Management Russian Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Volgograd

Maxim Novikov

Scientific adviser, Volgograd Institute of Management Russian Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Volgograd

 

Аннотация. В статье раскрываются основные проблемы, связанные с обеспечением экономической безопасности России в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность России сопряжена с воздействием на нее санкций экономического характера, рисками и неопределенностью, что способствует изменению курса внешней торговли страны с другими государствами. Необходимо обеспечить защиту национальных интересов государства на внешнем рынке, установить более прочные торговые связи со странами Востока, Южной Америки, Китаем.

Abstract. The article reveals the main problems associated with ensuring the economic security of Russia in the process of foreign economic activity. In modern conditions, Russia's foreign economic activity is associated with the impact of economic sanctions, risks and uncertainty on it, which contributes to a change in the course of the country's foreign trade with other states. It is necessary to ensure the protection of the national interests of the state in the foreign market, to establish stronger trade ties with the countries of the East, South America, and China.

 

Ключевые слова: внешнеэкономическая безопасность, интеграция, санкции, сотрудничество, внешняя торговля

Keywords: foreign economic security, integration, sanctions, cooperation, foreign trade

 

Внешнеэкономическая безопасность Российской Федерации является структурным элементом национальной безопасности государства и представляет собой достижение такого состояния защищенности государства, при котором будет обеспечиваться защита его интересов на внешнем рынке от различного рода угроз. Внешнеэкономическая безопасность государства призвана обеспечить защиту как государственных интересов страны, так и ее населения и хозяйствующих субъектов [2].

Среди основных угроз, оказывающих непосредственное влияние на состояние внешнеэкономической защищенности интересов государства, можно обозначить следующие [4]:

-конкуренция на внешнем рынке, в том числе на основе использования различного рода антидемпинговых инструментов, таможенной политики;

-санкционное давление на государство со стороны развитых государств;

-низкий уровень технологического развития, не позволяющий в полной мере представить на рынке продукт, отвечающий требованиям современности;

-изменение спроса на энергоресурсы во всем мире;

-волатильность мировых товарных и финансовых рынков и т.д.

Российская экономика XXI века характеризуется наличием множества проблем, которые требуют вмешательства государства в рыночный механизм для локализации негативных факторов, влияющих на снижение экономического роста в стране, снижение налоговых поступлений, из которых формируется большая часть доходов государственного бюджета и т.д.

Важным направлением развития экономики любого государства является ведение внешней торговли с другими странами. Успешность реализации государством внешнеэкономической политики есть показатель развития экономики страны на международной арене. Если эффективно и грамотно разработать направления внешней политики страны, то государство может поднять национальную экономику за счет ведения внешней торговли, за счет экспортных операций на рынке [3].

В настоящее время система международной торговли претерпевает существенные изменения, связанные, прежде всего, с распространением пандемии коронавируса, внёсшего коррективы в ведение международной торговли всех стран. Новые условия существования и развития рыночной экономики, процессы глобализации и цифровизации, пандемия – все это и многое другое определяют иные векторы развития международной торговли.

В современных условиях развитие экономики России активно реализует политику импортозамещения, являющейся составной частью системы экономических отношений, позволяющая сократить величину импорта в страну, высвободить валютные средства, выровнять показатели экономического развития. Сегодня российские товаропроизводители получают поддержку от государства и способны поставлять на международный рынок конкурентоспособную продукцию [2].

Задача политики импортозамещения состоит в формировании его национальной модели и создании системы стимулов, способных поддержать национальное производство импортозамещающей продукции, одновременно стимулируя ее экспорт. В связи с событиями на Украине, санкциями западных стран, резким снижением экспорта и девальвацией рубля российское государство больше не может поддерживать импорт на прежнем уровне и инициировало политику импортозамещения. Особую актуальность, в связи с этим приобрели оценка потенциала и систематизация механизмов и инструментов импортозамещающей политики России [1].

С 2014 года для российской экономики и российского государства в целом началась новая веха в развитии. Связано это с введением в отношении государства антироссийских санкций со стороны американского государства и ряда стран Евросоюза. Поводом для введения таких санкций послужила ситуация, связанная с событиями на Украине и присоединении Крыма к территории российского государства. В связи с ведением таких мер в отношении Российской Федерации, перед государством встала проблема дальнейшего экономического развития в условиях санкций.

Современные изменения, происходящие в мировой геополитической ситуации, возникновение новых очагов напряженности в непосредственной близости от территориальных границ Российской Федерации, охлаждение и ухудшение отношений с ведущими игроками мировой геополитики и геоэкономики ставят во главу угла проблему обеспечения национальной безопасности страны.

При реализации программ импортозамещения в России одной из самых сложных проблем стала зависимость от поставок импортного сырья и комплектующих для различных отраслей экономики. Многие предприятия, де-юре выпуская отечественный продукт, де-факто опирались на поставки из-за рубежа. Зависимость от импорта, например, в легкой промышленности достигла 70%. При этом, многие отечественные швейные предприятия переориентировались с Турции и Китая на поставщиков материалов и комплектующих из Белоруссии, Индии, Ирана и Вьетнама.

Все обозначенные выше угрозы являются серьезной проблемой, которые необходимо учитывать при разработке направлений внешнеэкономической политики России.

Основными направлениями решения обозначенных проблем и угроз могут стать такие, как [4]:

-соблюдение национальных интересов России при заключении торговых отношений с другими странами;

-разработка, внедрение системы поддержки национальных компаний-экспортёров, участвующих в системе международной торговли;

-интенсивное развитие экспорта несырьевого сектора экономики;

-активная политика импортозамещения, которая начала свое развитие с 2014 года и продолжая свое внедрение во все отрасли экономики по настоящее время;

-осуществление политики протекционизма по отдельным сферам деятельности;

-стабилизация курса национальной валюты и ее укрепление, что должно приводить к меньшей зависимости российской экономики от внешних колебаний мировой валюты и цен на энергоносители;

-недопущение роста внешнего государственного долга и расходов на его обслуживание;

-иные направления, которые будут призван обеспечить защищенность национальных интересов России на внешних рынках.

Оценить уровень обеспечения внешнеэкономической безопасности государства можно по совокупности критериев, среди которых доля ВВП России в структуре мирового ВВП, объем внешнего долга России, приток-отток капитала в страну, внешнеторговый баланс страны и т.д.

Санкции против Российской Федерации остаются одним из определяющих факторов для отечественной экономики. На данный момент санкции ограничивают российским компаниям доступ к зарубежному капиталу, а также дополнительно повышают требуемую доходность за счет роста премии за риск. Все это требует принятия соответствующих мер со стороны государства для обеспечения внешнеэкономической безопасности.

 

Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"
2. Бондаренко В. Д. Оценка внешнеэкономической безопасности Российской Федерации / В. Д. Бондаренко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 89-92.
3. Масканова А. В. Угрозы и проблемы экономической безопасности России в условиях международных санкций // Экономика и социум, №4. – 2022. – С. 372-376.
4. Обухова В. А. Проблемы и обеспечение внешнеэкономической безопасности // Кронос: экономические науки, №10. – 2019. – С. 7-10.