Статья:

ОСОБЕННОСТИ ТЕОКРАТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: КОНСТИТУЦИЯ КОРОЛЕВСТВА САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(264)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Репета Ю.Д. ОСОБЕННОСТИ ТЕОКРАТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: КОНСТИТУЦИЯ КОРОЛЕВСТВА САУДОВСКАЯ АРАВИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 41(264). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/264/133361 (дата обращения: 28.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ТЕОКРАТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: КОНСТИТУЦИЯ КОРОЛЕВСТВА САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

Репета Юлия Дмитриевна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Украинцева Виктория Сергеевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Теократия (от греч. буквально — власть бога, от theós — бог и krátos — сила, власть) - форма правления, в которой как политическая, так и духовная власть сосредоточены в руках духовенства. Иными словами, это форма правления, при которой народ подчиняется прямо Богу.

Как правило, при такой форме государства верховный правитель является одновременно главой церкви, и вся духовная и светская власть сосредоточена в его руках, также практически все государственные полномочия возложены на духовенство.

Теократия как форма правления обладает определенным набором признаков, которые характеризуют ее особенности и отличают ее от других форм правления. Основными признаками теократии как формы политического управления государством являются: религиозно-правовая регламентация всех сторон общественной и государственной жизни, осуществление судопроизводства по нормам религиозного права, политическое лидерство религиозных деятелей, провозглашение религиозных праздников государственными, притеснение или запрещение других религий, активное вмешательство в сферу образования и культуры.

Стоит отметить, что теократия нередко существовала и до сих пор существует в различных модификациях, то есть в неполных, частичных формах, что не отменяет и не уменьшает ее влияния на политику, политические процессы и власть.

Многие нации и народные группы на протяжении всей истории существовали под властью теократического правительства, включая многие достаточно ранние цивилизации. Например, Древний Египет был теократией, в которой фараон считался потомком бога Солнца Ра. В Японии императора почитали как потомка богини Солнца. Тибет, Израиль и Китай тоже когда-то были теократиями. В настоящее время осталось лишь несколько теократий. Последней теократией, принявшей другую форму правления, стал Судан, где исламская теократия в 2019 году была заменена испытывающей трудности на данный момент демократией.

В наше время многие религиозные и общественно-политические идеи ислама выступают за или даже отстаивают абсолютный, авторитарный характер теократии.

Саудовская Аравия является государством, в основу законодательства которого легли нормы исламского права, государственной религией является ислам. Саудовская Аравия представляет собой абсолютную монархию, с королем во главе государства. Как страна она управляется на основе исламского законодательства - шариата. Шариат — система предписаний, которая определяет убеждения, а также формирует нравственные ценности и законы жизни мусульман.

Статья 1 Основного Низама правления Саудовской Аравии гласит: «Королевство Саудовская Аравия — суверенное арабское исламское государство. Его религия — ислам, Конституция — Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благословит его Аллах, язык — арабский, столица — г. Эр-Рияд».

Следовательно, Конституция Саудовской Аравии состоит из Книги Всевышнего Аллаха - Корана, который излагает нормы и положение мусульманской религии, и сунны Его пророка. Сунна — мусульманское священное писание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммеда как образец и руководство для каждого мусульманина. Говоря об источниках права, можно сказать, что Сунна является вторым источником права после Корана, она тесно взаимосвязана с ним, объясняет и дополняет его.

Тогда что же такое Основной Низам правления Саудовской Аравии?

Основной Низам правления - это закон Саудовской Аравии, который по юридической силе является следующим, можно сказать вторым, после Корана и Сунны. Таким образом, можно сделать вывод, что формально Основной Низам правления нельзя определить, как Конституцию Саудовской Аравии или назвать основным законом государства.

В таком случае возникает другой вопрос: какая в нем необходимость? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что главной целью Основного Низама правления являлось обеспечение гражданам Королевства и иностранцам предсказуемое осуществление частных прав, поэтому Королем Саудовской Аравии в 1992 году был принят закон, нормы которого полностью соответствуют Книге Бога и Сунне.

Что касается государственного устройства, то в статье 44 Основного Низама правления Саудовской Аравии прописано, что власть осуществляется на основе разделения властей на три ветви: представителем исполнительной власти является глава государства - король - он в целом обладает всей полной исполнительной, законодательной и судебной власти и является их высшей инстанцией, его действия, как правило, ограничены только нормами шариата и государственными традициями; к исполнительной власти также относятся правительство и совет министров, решения которых также должны соответствовать нормам шариата; законодательная власть в Саудовской Аравии осуществляется королем, в основном посредством указов, совместно с Консультативным советом, который получил название - Меджлис аш-Шура; в сущности судебной системы, а именно в основе гражданского и судебного кодексов лежат положения и нормы шариата, то есть все уголовные, гражданские, бракоразводные и иные дела регулируются исламскими предписаниями. В основе деятельности всех судов лежит исламское законодательство.

При определении особенностей теократии как формы правления, которые определяют ее сущность, упоминался такой признак, как осуществление судопроизводства по нормам религиозного права. Например, в Основном низаме правления Саудовской Аравии мы можем найти прямое указание на этот признак. Статья 46 указывает на то, при выполнении своих полномочий суд руководствуется исключительно нормами исламского шариата. Следовательно, мы приходим к выводу о том, что поведение, а в данном случае трудовая деятельность, людей базируется, главным образом, на моральных принципах.

В заключение можно сказать, что такие страны религиозной правовой системы, как, например, в нашем случае Саудовская Аравия, могут управляться исламскими законами, законодатели могут руководствоваться прецедентом и тем, что считается основной справедливостью и моралью. Данное утверждение доказано путем анализа законодательства Саудовской Аравии, а также норм Шариата, путем изучения роли их влияния на одного из представителей мусульманских государств.

 

Список литературы:
1. Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран. - М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2000. - 488 с.
2. Фельдман В. Р., Абаев Н. В Теократия: сущность, основные формы в социально-политической реальности // Вестн. БГУ. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teokratiya-suschnost-osnovnye-formy-v-sotsialno-politicheskoy-realnosti/viewer (дата обращения: 10.11.2023 г.).
3. Яковлев А.И. Модернизация Саудовской Аравии: итоги и перспективы в начале XXI века // Восточная аналитика. Ежегодник 2011: Экономика и политика стран Востока. М.: ИВ РАН, 2011. С. 48—58.