Статья:

ИЗУЧЕНИЕ МОДАЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(269)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Жумадил А.А. ИЗУЧЕНИЕ МОДАЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 2(269). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/269/143638 (дата обращения: 24.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗУЧЕНИЕ МОДАЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Жумадил Аяулым Айдаровна
студент, Казахский национальный аграрный исследовательский университет, Казахстан, г. Алматы

 

STUDYING MODAL VERBS IN THE RUSSIAN LANGUAGE

 

Ayaulym Zhumadil

student Kazakh National Agrarian Research University, Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. Проблема семантической разновидности глаголов модальной оценки имеет давнюю историю изучения, но от этого она не стала быть интересной и по сей день.

Abstract. The problem of semantic variation in the modal evaluation of verbs has a long history of study, but this has not made it interesting today.

 

Ключевые слова: модальность, модальный глагол, типология, возможность, долженствование, необходимость, намерение.

Keywords: modality, modal verb, typology, possibility, obligation, necessity, intention.

 

Проблема семантической разновидности глаголов модальной оценки имеет давнюю историю изучения, но от этого она не стала быть интересной и по сей день. Важной целью преподавания русского языка как иностранного является формирование безошибочного восприятия тонких нюансов категории модальности изучаемого языка и способность воспроизводить адекватное языковой ситуации высказывание на русском языке. Данный факт определяет актуальность нашей работы. Помимо того, актуальность данной работы заключается в определении круга модальных глаголов как материала для усвоения на практических занятиях. В данной работе мы придерживаемся понимания модального значения согласно Г.Г. Поповой: «Под «модальным значением» мы понимаем содержащуюся в значении глагола модальную оценку, представляющую собой совокупность конкретных «модальных смыслов».

В.В. Виноградов различает следующие четыре типа модальных значений: 1) возможность; 2) необходимость, долженствование; 3) желание, намерение, стремление; 4) изъявление воли. Как видно из Таблицы 1, последний тип представлен двумя категориями слов: собственно модальными глаголами, передающими волеизъявление, и модальными глаголами, выражающими просьбу\приказ. Необходимость внутритиповой классификации модального значения изъявления воли объясняется ученым различием в падежной форме субъекта действия инфинитива. Ученый также выделяет конструкции, которые, по выражаемому типу оценочных отношений, близки к модальным, – это глаголы эмоциональной оценки, например, любить, бояться, ненавидеть и др.

По нашему мнению, модальность в русском языке может быть представлена в нижеследующей таблице с учетом трех базовых китов модуса, а именно: необходимости, волеизъявления и возможности; кроме того нельзя не включить в основную типизацию модальных смыслов и такие аксиологические модальные оттенки, как оценка обычности\статичности действия и  эмоционально-субъективная оценка. Таким образом, данная таблица будет представлена следующими типами модальных значений и их оттенков, реализуемых посредством модальных глаголов:

Таблица 1

Значения

Типы модальных значений

Оттенки модуса

Модальный глагол

Необходимость совершения действия

А) предписание

 

Надлежать, стоить, предписывать, требоваться

Б)логическая необходимость

Понадобиться, потребоваться

В) неизбежность

Приходится, предстоять, оставаться

Волеизъявление

к действию

Желание

Хотеть, желать, жаждать, стремиться, надеяться, рассчитывать

Намерение

Хотеть, намереваться, думать, надумать, задумать, решиться, собраться, готовиться

Готовность

Хотеть, готовиться, собираться

Попытка

Попробовать, попытаться, осмелиться, отважиться

Внутреннее разрешение

Согласиться, решиться, разрешить себе

Возможность совершения действия

Способность

Мочь, уметь

Внешнее разрешение

Мочь, разрешаться

Возможность при благоприятных обстоятельствах

посчастливиться, случиться, успеть

Возможность при неблагоприятных обстоятельствах

Мочь, ухитриться, умудриться,удаться

Оценка обычности\ статичности действия

Темпорально-директивность

Привыкнуть, приспособиться, научиться, повадиться, полюбить

Эмоционально-субъективная оценка

Когнитивно- поссесивность

Полюбить(ся), бояться, остерегаться, опасаться

 

Несмотря на то, что классификации МГ относится к числу дискуссионных, грамматическая категория модальности является универсальной  во многих языках (есть возможность сравнительного описания данного явления в казахском и русском языках) и может быть выражена с помощью таких средств как модальные глаголы, которые, в свою очередь, представляют собой обширный класс слов. Основная часть модальных глаголов может иметь дуальную природу: в составе сложного глагольного сказуемого в совокупности с инфинитивом они проявляют модальный характер либо могут реализовывать конкретные лексические значения. Исключение составляют два глагола русского языка – мочь и хотеть, образующие переходную форму между самостоятельной лексемой и грамматической формой. Но главной их особенностью является передача исключительной модальности в ее тонких нюансах.

Глагол «мочь» используется также для выражения предположения, содержащего определенную долю сомнения.

В русском языке глаголы со значением предположения в сочетании с инфинитивом приобретают дополнительное значение.

МГ долженствовать в сочетании с инфинитивом выражает предположе­ние с высокой степенью вероятности. Выражая предположение при помощи МГ долженствовать, говорящий почти уверен в том факте, о котором он сообщает.

Таким образом, мы придерживаемся 5 основных групп модальных глаголов, из которых глаголы «мочь» и «должен+Infinitiv» грамматикализировались.

 

Список литературы:
1. Виноградов, В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Исследования по русской грамматике: избранные труды. – М.: Наука, 1975. [ C53];
2. Попова, Г.Г. Модальные глаголы «мочь-хотеть» в русском и «poder-querer» в испанском языках (функционально-семантический и коммуникативно-прагматический аспекты): Дис. …канд. филол. н. – Ростов-на Дону, 2007. – [C163];
3. Попова, Г.Г. Прагматика, функции и синтаксическое употребление модальных глаголов «мочь» и «хотеть»/ Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск. 2006г – [C69]
4. Крючков, А.Л. Синонимика односоставных и двусоставных предложений с модальным значением необходимости:Автореф. дис.  – Москва, 1988. – [C16].
5. Беляева, Е.И. Возможность / Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность // под. ред. А.В. Бондарко. – Л.: Наука, 1990. – [С 12].