Статья:

СОЧИНЕНИЕ КАК ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(181)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Гизатуллина Л.Р. СОЧИНЕНИЕ КАК ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 2(181). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/181/104235 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЧИНЕНИЕ КАК ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Гизатуллина Лейсан Раилевна
студент, Башкирский государственный педагогический Университет им.М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Борисова Валентина Васильевна
научный руководитель,

 

COMPOSITION AS A FORM OF FINAL CERTIFICATION

 

Leysan Gizatullina

Student, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah, Russia, Ufa

 

Аннотация. В статье приводится анализ понятия «сочинение», «итоговое сочинение». Автором предлагается анализ возвращения в школу сочинения формы итоговой аттестации выпускником.

Abstract. The article analyzes the concepts of "composition", "final composition". The author proposes an analysis of the return to school of the essay form for the final attestation by a graduate.

 

Ключевые слова: сочинение, итоговое сочинение, требования, учебная работа, обучение.

Keywords: essay, final essay, requirements, educational work, training.

 

По своей сути сочинение является формой обучения письменной речи. Также оно является школьным упражнением, которое обучает учащихся принципам правильного изложения мыслей на те или иные темы. Сочинения в формате повествования являются рассказом об определенных событиях, который основан на использовании схемы, где есть завязка и развязка. Таким образом, сочинение является.

Согласно сформулированному в трудах В.В. Моисеевой определению, сочинение представляет собой одну из форм учебной работы, которая предполагает необходимость продуманного изложения собственных мыслей, формирование определенных суждений относительно литературного произведения. Сочинения школьников являются важнейшим элементом в современной системе школьного образования [6].

В своих работах Л.А. Ходякова называет школьные сочинения просто работой. Это автоматически ограничивает суть самого понятия так, как объем материалов, по которым может быть составлено сочинение не безграничен [7].

По мнению этого автора, материалами являются только литературные произведения. Правда, практический опыт показывает, что в рамках уроков русского языка, литературы, темой сочинения может стать в том числе и личный опыт учащегося, связанный с поездками, экскурсиями, каникулами и так далее.

В трудах Т.А. Ладыженской говорится о том, что сочинение представляет собой форму учебной работы, которая ориентирована на обеспечение развитие речи учащегося. По сути, сочинение является одной из самых сложных форм учебной деятельности учащихся [4].

В работах А.Д. Алферова говорится о том, что сочинение является одной из форм учебной работы, которая развивает речевой стиль учащегося. Процесс обучения языку предполагает соблюдение естественности и осмысленности работы, направленной на обеспечение выражения мысли, которая будет базироваться на достаточности информации [1]. В рамках этого определения автор говорит о том, что сочинение является способом свободного выражения учащимся своих мыслей при ориентации на ранее сформированный план, а также при использовании достаточной информации.

Сочинение  – это  творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего–то своего, личного в текст.

Школьное сочинение представляет собой текст, отличающийся наличием определенной композиционной формы, который создается усилиями учащегося или же педагога.

Ученические сочинения можно классифицировать по отдельным тематическим группам. В работах М.Г. Львова предложен набор следующих тематических групп:

Отечественная природа.

Особенности труда взрослых и детей в нашей стране.

Семья, друзья и школа.

Народные праздники.

Остальные тематики [2].

Таким образом сочинение является формой учебной деятельности, которая предполагает проявление учеником высшей самостоятельности, творческое начало и соблюдение определенных правил написания подобных работ. Для составления по–настоящему качественного сочинения, отвечающего всем требования современной отечественной системы образования, ученику потребуется иметь не только серьезный комплекс знаний, навыков и умений, а также уметь управлять собственной интеллектуальной деятельностью, обладать способностью управления своими эмоциями, справляться с высоким уровнем умственного напряжения.

17 ноября 2013 года Президент РФ В.В. Путин дал правительству поручение, в котором велел ввести в школу публичную защиту выпускниками «индивидуальных проектов в форме сочинения» [6]. 27 декабря 2013 года в Перечне поручений по реализации Послания Президента Федеральному собранию появился пункт 9: «Обеспечить, начиная с 2014/15 учебного года, учёт результатов итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций, наряду с результатами Единого государственного экзамена, при приеме в образовательные организации высшего образования». Формат итоговых сочинений приобрел свободную форму, которая отличается наличием элементов творческой деятельности.

Подобное сочинение приобрело статус не экзамена по литературе, а инструмента проверки текущего уровня речевого развития учащихся. Стоит отдельно выделить сохранение литературной центричности таких работ. Это обусловлено, прежде всего, тем фактом, что отечественная школа всегда опиралась и ориентировалась на изучение литературы, как основы формирования духовности, культуры, моральных установок учащихся.

Сперва в 2014 году началась работа по формированию набора из пяти тематических направлений. В рамках этих направлений формулировались закрытые комплексы тем для написания итоговых сочинений. После этого были созданы специальные нормативные и методические материалы, которые помогут педагогам в организации и проведении итоговых сочинений в рамках реализации действующих учебных программ для средней школы.

Также была проведена работа по разработке набора критериев оценивания сочинений, а ВУЗы получили право формирования индивидуального комплекса критериев для оценивания сочинений абитуриентов. 

Итак,  декабре 2014 года сочинение было возвращено в школы как форма промежуточной аттестации, которая разрешает допуск к сдаче Единого государственного экзамена и выявляет индивидуальные достижения абитуриентов.

Возврат к сочинению, кроме намерения поставить заслон списыванию готовых работ на экзаменах прошлых лет, был обусловлен падением грамотности, интереса к чтению, снижением речевой и читательской культуры выпускников школ, о чём неустанно говорят и школьные учителя, и научно–педагогические работники, и представители педагогической общественности. Но этот возврат нельзя считать счастливым концом завершившегося плавания. Скорее это начало нового пути сочинения по волнам школьного образовательного пространства.

При разработке тем итогового сочинения их создатели делали упор на соблюдение принципа посильности. Также они ориентировались на принципы ясности, точности формулировки проблемы. Прежде всего реализация данных принципов выражалась в том, что темы не имели каких–либо узких формулировок и в них не указывались определенные тексты. Это дало возможность выпускникам самостоятельно выбирать литературный материал. При этом в тексте методических рекомендаций, касающихся вопроса написания итоговых сочинений, прямо говорить о том, что важно при ориентации на литературные произведения указывать не только их название, но и использовать их в рамках аргументации, приведения примеров и так далее.

Благодаря обеспечению актуализации методов обучению написания сочинений обеспечивается возвращение положительного опыта, сформированного в рамках отечественной школы. Для этого учитель должен будет заниматься регулярной и систематической работой по развитию у учащихся навыков написания сочинений, путем проведения комплекса контрольных работ на протяжении всего учебного года. Важно обеспечивать регулярное рецензирование сочинений учащихся. Ученики должны будут заниматься переписыванием и исправлением собственных сочинений с учетом существующих требований. Написание в классе и в рамках внеклассной работы сочинений должно будет осуществляться лишь после проведения предварительной работы с учащимися. Важно регулярно организовывать общий анализ работ учеников, вместе с формированием основного направления по их доработке. Также потребуется внедрить в состав уроков комплекс специальных упражнений, обеспечивающих развитие тех или иных навыков учащихся, что поможет им лучше формулировать мысль, обеспечивать логический переход между мыслями, доносить четко и понятно свои идеи через текст.

Потребуется обеспечить улучшение комплексной методической работы с педагогами, которая должна будет затрагивать вопросы, связанные с проблематикой обучения сочинениям: реализация анализа формулировки тематик, методики обеспечения сужения темы, вместе с определением базовой идеи итогового школьного сочинения; актуализация проблематики сочинения, тренировка в постановке проблемы и разработке системы вопросов к теме; подбор материалов для раскрытия темы; обоснованное включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал; формулировка тезисов сочинения, формирование умения строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации – выводы); обеспечение проработки композиции итогового сочинения: формирование и обеспечение совершенствования вступлений, заключений, внедрение в состав текста различных примеров и цитат, методов обеспечения аргументации, развитие логических взаимосвязей между теми или иными частями и так далее; оформление в речевом формате сочинений, а также использование оптимальных форматов при работе с черновиками.  

Поэтому использование итоговых сочинений в качестве инструмента допуска выпускников к ЕГЭ предполагает наличие у учителя навыков обучения школьников процессу создания итоговых сочинений с использованием литературных произведений. При этом, добиться реализации такой задачи будет нельзя без применения методических инструментов реализации учебной деятельности.

Эта работа будет эффективной, если в школьном литературном образовании будут решены проблемы обучения сочинению надпредметного характера с привлечением литературного материала, если критерии его оценки будут более конкретными и ясными, и российская школа сможет плодотворно использовать лучшие традиции обучения написанию сочинения, выработанные в отечественной методике преподавания литературы.

 

Список литературы:
1. Кобзева, Е.В., Вивчарук И.Д. Методическая разработка «Как написать итоговое сочинение» [Текст] / Е.В. Кобзева. – М.:  АДЕККК МО РФ, 2017. – 41 с.
2. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников /М.Р.Львов. – М., 2005. – 211 с.
3. Львов, М. Р. Словарь–справочник по методике русского языка /М.Р.Львов. – М., 2009. – 523 с.
4. Методика развития речи: под  ред. Т.А. Ладыженской. – М., 2011. – 356 с.
5. Послание Президента  Российской Федерации В.В. Путина съезду  Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» от 13.11.2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://uchitel–slovesnik.ru/data/uploads/p_pr_s.pdf.
6. Сочинение? Легко! 10–11 классы: пособие / сост. С.И. Красовская, М. И. Шутан, Е. А. Певак и др. –  М.: Просвещение, 2015. – 80 с.
7. Ходякова Л.А. Сочинение по картине: методическое пособие / Л.А.Ходякова, Е. В. Кабанова. – М.: Астрель, 2018. – 254 с.