Статья:

РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К.Г. ПАУСТОВСКОГО В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Юркова Ю.В. РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К.Г. ПАУСТОВСКОГО В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 18(197). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/197/111754 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К.Г. ПАУСТОВСКОГО В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Юркова Юлия Владимировна
студент гуманитарно-технического факультета Ставропольского государственного педагогического института, РФ, г. Ессентуки
Богачева Ирина Викторовна
научный руководитель, доцент кафедры русского языка и литературы Ставропольского государственного педагогического института, РФ, г. Ессентуки

 

Аннотация. В статье рассмотрена актуальность нравственного воспитания для современного поколения детей, эффективность использования художественной литературы, на примере произведений К.Г. Паустовского, в нравственном развитии личности младших школьников, воспитании в них патриотизма и любви к природе.

 

Ключевые слова: нравственное воспитание, литературное чтение, мораль, Родина, патриотизм, природа, искусство.

 

Одной из актуальных проблем современного образования выступает нравственное воспитание личности. Ведь моральные, этические, духовные качества человека, готового к восприятию культурного многообразия, нравственно-культурные основы формирования личности, ее нравственная направленность закладываются в раннем школьном возрасте под влиянием различных социальных институтов, ведущим из которых является школа.

В настоящее время нравственные ориентиры размыты, материальные ценности преобладают над духовными, поэтому у детей формируются искаженные представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме [1, c.27].

Путь духовного развития ребенка, направленный прежде всего на активное и внимательное восприятие окружающего мира, начиная с природы, общения между людьми, быта и традиций, и заканчивая восприятием красоты, растворенной во всех формах человеческой жизни и деятельности, имеет гораздо более глубокое и серьезное воздействие, если она начинается в раннем возрасте.

Исходя из этого, пробуждение «чувства природы» и закрепление его в сознании ребенка - одна из основных задач эстетического развития в младшем школьном возрасте. Восприятие искусства в будущем будет сопровождаться тем большим количеством ассоциаций, чем значительнее опыт восприятия ребенком всего многообразия действительности. Тесные, тепличные домашние условия растущего изолированного ребенка не могут стать источником разнообразных и глубоких детских впечатлений; они порождают бедность ассоциаций [4, c.46].

Одним из средств воспитания нравственного сознания личности, любви к своей Родине и к живой природе выступает слово, художественная литература, с которой ребенок знакомится на уроках литературного чтения.

Рассказы Константина Георгиевича Паустовского, вошедшие в круг детского чтения, в этом аспекте уникальны и несут в себе огромный, бесценный воспитательный потенциал. Произведения других авторов, писавших о природе, носят, в большинстве своем, познавательный характер, либо они ярко, красочно, эмоционально описывают жизнь только животных, в их взаимоотношениях друг с другом, без участия человека, когда как произведения К.Г. Паустовского пропитаны любовь к природе и учат ребенка замечать всю ее красоту, даже в мельчайших деталях.

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) начал свою творческую деятельность еще до революции, свои самые яркие и значительные книги он написал в 30-е годы. Однако и в 1950-1960-е годы К.Г. Паустовский много сделал для демократизации литературы, но главным образом потому, что все творчество К.Г. Паустовского пронизано нравственными исканиями, овеяно атмосферой высокой и прекрасной поэзии и внушает читателю возвышенный идеал [2, c.32].

К.Г. Паустовский в своих произведениях создает своеобразный художественный мир, в центре которого находится концепция человека-ученика природы, познающего и творящего, наделенного особым даром восприимчивости к прекрасному.  Особые требования к гармоничной личности - умение видеть красоту и передавать чувство счастья от общения с ней всему живому - предполагают стремление к достижению всеобщей гармонии.

В своих рассказах о природе Паустовский Константин Георгиевич использует все богатство и силу русского языка, чтобы передать в ярких ощущениях и красках всю красоту и благородство русской природы, вызывая трогательные чувства любви и патриотизма к местам родного края.

Природа в кратких заметках писателя проходит через все времена года в красках и звуках, то преображаясь и раскрашиваясь весной и летом, то успокаиваясь и засыпая осенью и зимой. Рассказы К.Г. Паустовского («Собрание чудес», «Желтый свет», «Акварельные краски» и др.) в кратких формах миниатюры раскрывают все трепетные патриотические чувства, которые вызывает у читателя родная природа, описанная с безграничной любовью словами автора.

Атмосфера доброты и юмора наполняет рассказы и сказки Паустовского о животных. Рыжий кот-вор («Кот-ворюга»), который долгое время мучил людей своими невероятными проделками и, наконец, пойман «с поличным», вместо наказания получает «прекрасный обед» и оказывается способным даже «благородных поступков».

Щенок Мурзик («Резиновая лодка») прогрыз пробку резиновой лодки, и «густая струя воздуха вырвалась из клапана с грохотом, как вода из пожарного шланга, ударила в лицо, подняла Мурзику мех и подбросила его в воздух». За «хулиганскую выходку» щенка наказали - на озеро не взяли. Но он совершает «щенячий подвиг»: бежит ночью по лесу к озеру. И вот «мохнатая морда Мурзикина, мокрая от слез» прижимается к лицу рассказчика.

Жизнь обычной девочки Маши в «Растрепанном воробье» протекает параллельно сказочной жизни птиц - старой вороны и бойкого воробья Пашки. Ворона украла у Маши букетик стеклянных цветов, а воробей отобрал его и принес на сцену театра, где танцует мама Маши. Этот рассказ о доброте, благодарности и храбрости, только на первый взгляд кажется простым и незамысловатым, но он несет в себе серьезный нравственный посыл: все сделанное добро обязательно возвращается.

Сказочные персонажи К.Г. Паустовского помогают людям, как и в народных сказках, в ответ на доброе отношение к ним. Так проявляется традиционная дидактическая направленность его произведений, предназначенных для детей. Гармония человеческих чувств и красоты в природе - вот идеал К.Г. Паустовского.

Рассказы К.Г. Паустовского затрагивают множество нравственных проблем, таких как: равнодушие к пожилым людям в рассказе «Телеграмма», где затрагиваются проблемы взаимоотношений отцов и детей, одиночества, равнодушия к старикам. А также проблема отсутствия человечности между близкими людьми.

Общение между людьми и животными должно строиться на основе любви и уважения, убежден писатель. Если этот принцип нарушить, как в сказке «Теплый хлеб», то могут произойти самые страшные события. Мальчик Филька обидел раненую лошадь, и тут на деревню обрушился сильный мороз. Только искреннее раскаяние Фильки, его горячее желание искупить свою вину в конце концов привели к этому. что дул «теплый ветер». Это все вопросы морали, где поднимается проблема доброты и отзывчивости, воспитания и единства, духовной и нравственной чистоты.

Герои Паустовского - люди разных возрастов и профессий: сельский мальчик и штатный военный, пианист и известный художник. Русская природа в изображении Паустовского обыденна - мокрый от дождя куст на берегу Оки, легкое дуновение ветра в подлеске, сильный запах травы, хлеба, земли. Эмоциональность повествования невольно рождает отклик, а лирическая атмосфера его рассказов пробуждает в читателе повышенную восприимчивость к прекрасному как в природе, так и в людях.

В привычных образах и картинах раскрывается нечто новое - красивое, высокое, сильное.  Для Паустовского отношение к природе является одним из главных критериев оценки человека. Писатель видел прямую связь между красотой русской земли и одаренностью ее народа, богатством и силой русского искусства.

Проза писателя завораживает, но не интригующим сюжетом, не остротой конфликта, она учит читателя любви к своей Родине, ее народу и традициям, тем самым воспитывая патриотизм в сознаниях юных читателей.

Таким образом, простые в сюжете, написанные в лаконичной прозе, произволения К.Г. Паустовского обогащают душу, помогают эстетическому и эмоциональному развитию подрастающего читателя, побуждают ребенка к наблюдению за природой в разное время года, развивают чувство гармонии, цвета, пространства, обогащают воображение и фантазию. Только внутреннее «чувство природы», развившееся в детстве и юности, может сформироваться в определенный психологический механизм, который будет реагировать каждый раз, когда человек смотрит на окружающий его природный мир.

Так, систематическая работа по выявлению душевных качеств ребенка, приобщение его к искусству, а привитие навыков чтения по рассказам К. Г. Паустовского приведет к тому, что дети незаметно для себя начнут открывать для себя неожиданное. в самых простых и привычных вещах. Они тоже притормозят на пути, тоже начнут прислушиваться к звукам леса, всматриваться в каждый отдельный листок и испытают радость открытия.

 

Список литературы:
1. Кузьмичев И. Литература и нравственное воспитание личности: пособие для учителей - М.: Просвещение, 2017. - 176 c.
2. Николаева К. Рассказы К. Паустовского//Творчество писателя и литературный процесс. Межвузовский сборник научных трудов. - Иваново: Ивановский гос. пед. ун-т, 1982. - С. 32.
3. Паустовский, К. Г. Собрание сочинений: в 8 т.-. М.: Худож.лит., 1967.
4. Шитякова Н.П. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии: учебное пособие - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 197 с.