КОНЦЕПЦИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА В ПРОЗЕ А.ЧЕХОВА 1880-1904 ГОДОВ
Конференция: XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Русская литература

XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
КОНЦЕПЦИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА В ПРОЗЕ А.ЧЕХОВА 1880-1904 ГОДОВ
THE CONCEPT OF THE WORLD AND MAN IN A. CHEKHOV'S PROSE OF 1880–1904
Tatуana Pchelkina
Candidate of Philological Sciences, Associate professor, U. Sultangazin Pedagogical Institute, Kostanay Regional University named after Akhmet Baitursynuly, Kazakhstan, Kostanay
Varvara Chuprova
Student, department of theory of languages and literature, U. Sultangazin Pedagogical Institute, Kostanay Regional University named after Akhmet Baitursynuly, Kazakhstan, Kostanay
Аннотация. Статья посвящена изучению концепции мира в творчестве А.Чехова 1880–1904 годов. По мнению авторов, она представляет собой симбиоз этических, культурологических, философских взглядов автора. Результаты исследования позволяют утверждать, что она претерпевает изменения в сторону актуализации социальной проблематики в творчестве писателя.
Abstract. The article is devoted to the study of the concept of the world in the works of A.Chekhov in 1880–1904. According to the authors, it represents a symbiosis of the author's ethical, cultural, and philosophical views. The results of the study suggest that she is undergoing changes towards the actualization of social issues in the writer's work.
Ключевые слова: концепция мира; модель мира; идейная направленность творчества.
Keywords: concept of the world; model of the world; ideological orientation of creativity.
В филологической науке актуализируются вопросы, связанные с исследованиями междисциплинарного характера, позволяющие рассматривать явления в разных аспектах. К таким междисциплинарным явлениям можно отнести «концепцию мира и человека», представляющую средоточие этических, культурологических, философских взглядов автора.
Таким образом, актуальность исследования связана с возможностью уточнения понятия «модель мира» в прозе А. Чехова, что, безусловно, будет способствовать более глубокому пониманию его творчества и места писателя в общей системе историко-литературного процесса рубежа XIX–XX веков.
В ходе проведения исследования использовались сравнительный и структурный анализ, позволившие получить достаточно объективную картину по изучаемой проблеме.
Вопрос о модели мира в литературе исследуется в различных аспектах. И.Б. Аванесян в своей работе рассматривает понятие «модель мира» с разных точек зрения и систематизирует существующие подходы [1]. В. Паркачева анализирует парадоксальное мышление в прозе Чехова, показывая его влияние на формирование художественной реальности [2]. Пространственную модель мира достаточно подробно изучает Н.Е. Разумова [4]. Несмотря на имеющиеся исследования, сравнительный анализ концепции мира и человека в прозе писателя не проводился, что и определило выбор темы исследования. Согласно ряду концепций, модель мира рассматривается как система представлений о мире, его структуре и составляющих [3].
Авторская художественная картина мира формируется на основе сложившихся научных и эстетических подходов и включает в себя пространственно-временную организацию произведения, и персонажей, взаимодействующих с данной художественной реальностью. Эта модель воплощается в словесной форме, в соответствии с замыслом автора.
Модель мира в прозе Чехова строится на особом взаимодействии человека и окружающей среды, где природа, быт и социальные отношения становятся не просто фоном, но и активными участниками повествования. Одним из ключевых моментов чеховской модели мира является её открытость: в произведениях часто отсутствуют однозначные ответы на вопросы, а финал остается открытым, оставляя читателю пространство для размышлений.
Концепция мира и человека в ранней прозе А.П. Чехова строится на сатирическом осмыслении действительности, комическом восприятии социальных отношений и изображении «маленького человека», находящегося во власти случайностей и бюрократической системы.
Рассказ «Жизнь в вопросах и восклицаниях» представляет собой пример чеховского философского осмысления жизни как механического процесса, в котором человек не является субъектом, а лишь объектом воздействия.
Авторская позиция выражена через глубокую иронию и скептическое отношение к социальной жизни. Чехов демонстрирует, как человек на каждом этапе своего существования сталкивается с набором стереотипных понятий, которые определяют его поведение и восприятие окружающих. Так, в детстве звучат заботливые, но стереотипные реплики: «Ах, ах! Упадет!!», «Зубки прорезались?» [1, с. 12], а в юности на первый план выходят нравственные наставления. Предметный мир в рассказе представлен через речевые конструкции, заменяющие традиционные описания. Бытовые реалии проявляются в репликах: «Не клади в карман гвоздей!», «Причешись!» [1, с. 12]. В зрелости герой сталкивается с социальными и экономическими реалиями: «Займите мне сто рублей!», «Что сегодня в театре?» В старости предметный мир сводится к атрибутам увядания: «Внучатам конфеток несу!», «Где ты, то время?» [1, с. 12]. Чехов сознательно использует этот приём, чтобы подчеркнуть обыденность человеческого существования, власть мелочей в жизни человека.
В рассказе А. П. Чехова «Радость» отражается сатирическое осмысление человеческой значимости, иллюзорности счастья и зависимости индивида от внешнего признания. Авторская позиция выражена через ироничное отношение к герою. Чехов изображает Дмитрия Кулдарова как человека, неспособного критически осмыслить ситуацию: его одержимость газетной заметкой и стремление поделиться «радостью» с окружающими выглядят абсурдными. Автор не осуждает персонаж, но демонстрирует его наивность и зависимость от внешнего мнения.
Предметный мир играет значимую роль в раскрытии философской модели мира. Газета, которую герой с гордостью демонстрирует семье, становится ключевым символом – для него это подтверждение собственной значимости. Однако сам текст заметки раскрывает не подвиг, а банальный случай: «коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров, выходя из портерной, находясь в нетрезвом состоянии, поскользнулся и упал под лошадь» [2, с. 31]. Чехов с помощью контраста подчеркивает абсурдность ситуации: герой гордится тем, что на самом деле является поводом для стыда.
Картина мира в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника» изображается с элементами комизма, тема «маленького человека» показывается автором в ироничном ключе, писатель высмеивает чинопочитание и услужливость.
Пространство представлено в виде официальных и общественных мест: театр, приемная генерала, улица. Театр, где начинается действие, кажется местом удовольствия и расслабления, но даже там герой не может быть свободен от своего служебного сознания. «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль…» [2, с. 38]. Сцена подчеркивает, что герой счастлив лишь до момента случайного происшествия.
А. Чехов показывает абсурдность чиновничьего сознания. С одной стороны высмеивается чрезмерная покорность героя, а с другой –демонстрируется трагизм его положения, когда внутренний страх оказывается сильнее здравого смысла. Фраза генерала: «Да вы просто смеетесь, милостисдарь!» [2, с. 40] – показывает его полное непонимание переживаний Червякова, что подчеркивает разрыв между властью и подчиненными.
Ранняя проза отражает кризисные настроения 1880-х годов, когда общество осознавало ограниченность либеральных реформ. Автор показывает мир, в котором человек остаётся заложником традиционных установок, а его существование предопределено внешними нормами.
Концепция мира и человека в поздней прозе А. П. Чехова (1890–1904) значительно отличается от представленной в его ранних произведениях. В поздний период, писатель углубляется в философские вопросы существования, уделяя внимание внутреннему миру героев, их размышлениям о смысле жизни и неизбежности смерти.
В рассказе «Скрипка Ротшильда» пространство организовано таким образом, чтобы подчеркнуть замкнутость и ограниченность мира главного героя, гробовщика Якова. Действие разворачивается в небольшом городе, где каждый день повторяет предыдущий, а люди живут в постоянной нужде.
Авторская позиция выражена через трагическую иронию. Писатель показывает, как человек, всю жизнь стремившийся к материальной выгоде, в конечном итоге осознает бессмысленность своих стараний. Яков тратит свою жизнь на подсчет убытков, сожалея о том, сколько денег он потерял из-за различных случайностей: «Какие убытки! Ах, какие убытки! А если бы всё вместе – и рыбу ловить, и на скрипке играть, и барки гонять, и гусей бить, то какой получился бы капитал!» [2, с. 132]. Однако это осознание приходит к нему слишком поздно. Чехов демонстрирует концепцию утраченных возможностей, показывая, что человек понимает ценность жизни только перед лицом смерти. Предметы в рассказе играют символическую роль, наиболее значимой является скрипка, которая контрастирует с миром материальных ценностей, в котором живет Яков. Его музыкальный инструмент, которым он зарабатывал дополнительные деньги, становится символом утраченной радости.
В рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» отражается трансформация темы «маленького человека» в поздней прозе писателя. В отличие от ранних произведений, где «маленький человек» изображается как жертва обстоятельств и преподносимая в сатирическом ключе, в данном рассказе Чехов представляет образ личности, добровольно избравшей для себя путь самоизоляции и страха перед действительностью, автор преподносит эту тему как притчу.
Все вещи Беликова служат для создания вокруг него искусственного футляра: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши…» [3, с. 319]. Даже его мысли, как отмечает рассказчик, были «в футляре», так как он признавал только запреты и ограничения.
В одном из последних рассказов Чехова «Архиерей» раскрываются философские размышления о бренности жизни, духовном одиночестве и утрате связи с миром. В данном произведении автор создает модель мира, в которой человеческая жизнь предстаёт как череда утрат, неизбежных разочарований и осознания собственной ничтожности перед лицом вечности.
Читатель чувствует тонкое сочувствие автора и скрытую иронию. Чехов показывает архиерея не как возвышенного духовного лидера, а как обычного человека, подверженного сомнениям и слабостям. Он пытается удержаться за воспоминания детства, за связь с матерью, но осознает, что разрыв уже необратим: «Она его не узнала» [4, с. 278].
Весь рассказ строится вокруг постепенного осознания героем своей отчужденности, и финал подводит его к неизбежному выводу: вся его жизнь была посвящена внешним атрибутам веры, но истинной близости с родными он так и не достиг. В этом произведении писатель поднимает вопрос не только о судьбе одного человека, но и о кризисе духовности в целом.
В прозе А. Чехова 1880 и 1904 годов концепция мира и человека претерпевает значительную эволюцию. Писатель постепенно отходит от комического изображения ничтожности чиновников, к глубокому исследованию духовного кризиса личности, утраты жизненных ориентиров и одиночества.
Таким образом, если в ранней прозе Чехова человек представлен как существо, зависимое от внешних обстоятельств, то в поздней он оказывается заложником собственных страхов, утраченных возможностей и духовной изоляции. Мир в его поздних произведениях теряет четкие границы, становится зыбким, наполненным разочарованием и неизбежностью смерти. Это свидетельствует о глубоком изменении взглядов писателя: он перестает видеть причину несчастий человека только во внешних обстоятельствах и обращает внимание на внутренний мир, показывая, что главные трагедии происходят не во взаимоотношении с обществом, а в сознании самого человека.
При этом объединяет раннюю и позднюю прозу и то, что авторская позиция, являющаяся важным элементом в создании модели мира писателя, не проявляется в творчестве открыто, а существует в подтексте.
Список литературы:
