Статья:

Особенности воздействия СМИ на молодежную аудиторию

Конференция: XXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Журналистика

Выходные данные
Стасенко И.А. Особенности воздействия СМИ на молодежную аудиторию // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(38). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 18-21.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности воздействия СМИ на молодежную аудиторию

Стасенко Инна Арменовна
бакалавр журналистики, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, РФ, г. Санкт-Петербург

 

FEATURES OF THE IMPACT OF THE MEDIA ON THE YOUTH AUDIENCE

 

Inna Stasenko

Bachelor of Journalism St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, Russia, Saint Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные характеристики молодежной аудитории, отношение молодого поколения к СМИ. Цель данной статьи состоит в исследовании особенностей молодежной аудитории, выявлении роли СМИ в формировании сознания подрастающего поколения и взаимодействия молодежной аудитории со средствами массовой информации.

Abstract. The article considers the main characteristics of the youth audience, the attitude of the young generation to the media. The purpose of this article is to study the characteristics of the youth audience, to identify the role of the media in shaping the consciousness of the younger generation and the interaction of the youth audience with the media.

 

Ключевые слова: молодежная аудитория; влияние СМИ на молодежную аудиторию; воздействие молодежной аудитории со средствами массовой информации.

Keywords: youth audience; the impact of the media on youth audiences; the impact of youth audiences with the media.

 

«Так сложилось, что СМИ, составляющие неотъемлемую и значительную часть современной массовой культуры и социальной коммуникации, трактуются преимущественно в понятийном поле массовой культуры и рассматриваются с позиции влияния и манипуляции сознанием человека и общества в целом» [6, c. 85]. Крайне сложно поспорить с таким подходом к пониманию влияния СМИ на молодежную аудиторию. Без средств массовой информации современный человек обойтись практически не может: настолько прочно СМИ укрепились в жизни человека. Посредством взаимодействия с продукцией средств массовой информации, современная молодежная аудитория включается в новую реальность, которую ей приходится осваивать спонтанно. Роль «наставника» в мире медиа в этом случае на себя берут средства массовой информации. «Сегодня они становятся для молодежи естественной средой обитания и имеют большое значение для социализации личности» [2]. Безусловно, средства массовой информации влияют на общество и на подрастающее поколение в частности. Это говорит о том, что СМИ лежит огромная ответственность за формирование мировоззренческих позиций, моральных устоев, ценностных установок жизненных принципов и социализацию молодежи.

Многих исследователей, которые занимаются изучением молодежной аудитории, беспокоит факт влияния СМИ на подрастающее поколение. В качестве примера приведем высказывание В. О. Нафталиевой: «То, что оно (воздействие) сегодня во многом негативно, уже не оспаривает никто. Это подтверждается и существующими исследованиями и в целом ситуацией в обществе. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей <…> все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации» [2]. Факт, что взаимодействие молодежи и средств массовой информации несет негативный отпечаток, сложно оспорить. Действительно, сегодня воспитательную функцию СМИ в основном заменила функция развлечения и удовлетворения аудиторных потребностей.

Поскольку подростки и молодежь в целом весьма любознательны, СМИ, прежде всего, призваны их «утолить информационный голод». Так, на телевидении и в сети существует большое количество передач и каналов, которые могут вполне успешно повысить культурный уровень молодой аудитории. Кроме того, сегодня с развитием технологий,  общество стало отходить от традиционных средств массовой информации и переходить на мультимедиатехнологии, используя их перспективы в своих целях. В большей степени это касается молодежной аудитории. «Новые мультимедиатехнологии так глубоко в современное общество, что стали восприниматься как его неотъемлемая часть» [1]. Проведя анализ взаимодействия молодежной аудитории и интернет–технологий, В. А. Бобров выделяет следующие негативные факторы их влияния на сознание подрастающего поколения:

  1. Появление проблем коммуникации с людьми в реальном мире, вплоть до ее невозможности;
  2. Деформация представлений о своей собственной личности, смещение акцентов в самосознании;
  3. Формирование психологической зависимости от мультимедийной «среды обитания»;
  4. Трансформация системы социальных связей в сознании человека – вплоть до максимального снижения личностных аспектов во взаимоотношениях.

Помимо негативного воздействия СМИ на молодежь, В. А. Бобров, рассматривая новый формат средств массовой информации в качестве замены ими «классических» источников, относит: «доступность Интернета, а значит, и любых всемирных новостных, информационных и социальных источников в современном мегаполисе практически с любого мобильного устройства» [1].

Сегодня современный человек имеет возможность в любое время входить в интернет-пространство, а значит, получать любую интересную для него информацию. Это также порождает конкуренцию в Интернете за «читателя» гораздо острее, чем в источниках «классической» информации, что способствует размещению качественного контента.

Из вопроса о влиянии журналистики на людей и её вторжении в жизнь общества возникает вопрос о важности информационно-психической безопасности подрастающего поколения. Каких-либо единых стандартов относительно того, с какой силой СМИ воздействуют на свою  аудиторию, не существует. Это приводит к выводу о том, что воздействие средств массовой информации на молодежь может изменяться в зависимости от конкретной сложившейся ситуации в обществе. «Мы живем в необычайно сложное время, безопасность которого во многом зависит от информационной составляющей. В такой ситуации журналистам следует перенять принцип коллег-медиков «Не навреди!» Это и есть самый важный теоретический принцип» [6, c. 98].

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов – коммуникатора и аудитории, каждый из которых, осуществляет свою специфическую деятельность.

При этом средства массовой информации, являясь не только простым «распространителем» новостей, формируют общественное сознание общества, в частности это касается и молодежной аудитории, что повышает их роль в жизни общества.

Так, влияние на молодежную аудиторию со стороны средств массовой информации, как выяснилось, чаще негативно, чем позитивно. Но влияние СМИ на общество зависит также от включенности аудитории в процесс коммуникации.

 

Список литературы:
1. Бобров В. А. Особенности воздействия новейших мультимедиа-технологий на молодежную аудиторию // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. − 2011. − №131. − [Электронный  ресурс]  URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vozdeystviya-noveyshih-multimedia-tehnologiy-na-molodezhnuyu-auditoriyu (дата обращения: 10.07.2020).
2. Нафталиева В. О. Влияние современных сми на молодежь // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. − 2011. − №2. −
[Электронный  ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sovremennyh-smi-na-molodezh (дата обращения: 10.07.2020).
3. Семенов Н. А. Вестник ГАОУ ВО МГПУ ИПССО. «Научно-практическая конференция «Влияние социальной среды на формирование жизненных установок современной молодежи». − М., 2016. – С. 23-24.
4. Челышева И. В. Взаимодействия медиа и современной детской и молодежной аудитории: «За» и «Против» // Медиаобразование. − 2011. − №3 – С. 31-59.
5. Электронные средства массовой информации: вчера, сегодня, завтра: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, 10 апреля 2015 г.– СПб.: СПбГУП, 2015. – 116 с.