Статья:

АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ИСТОРИЯ

Конференция: XC Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)

Выходные данные
Зейналова Т.А. АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ИСТОРИЯ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XC междунар. науч.-практ. конф. — № 2(90). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Обсуждение статей состоится 21.02.2025
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ИСТОРИЯ

Зейналова Туркан Анвар
д-р филос. по филологии, старший преподаватель кафедры Лексикографии и страноведения, Гянджинский Государственный Университет, Азербайджан, г. Гянджа

 

ENGLISH LITERATURE AND ITS HISTORY

 

Turkan Zeynalova

Doctor of Philosophy in Philology, Senior ecturer department of Lexicography and Country Studies, Ganja State University, Azerbaijan, Ganja

 

Аннотация. История английской письменности начинается очень рано в Средние века и продолжается через эпоху Возрождения, Классицизма, Романтизма, Реализма, Модернизма, разнообразия направлений искусства двадцатого века и вплоть до наших дней. Данная статья описывает английскую литературу так, чтобы информацию о ней можно было читать как единое целое. Представленный автором статьи обзор также можно читать по частям, обращаясь к нему как к справочному ресурсу. Его повествовательный план и структура ясны, в стремлении быть как читабельным, так и лаконичным. Внимание уделяется великим поэтам, драматургам, прозаикам и романистам, а также более общим событиям литературы. Каждая часть истории выигрывает от того, что она помещена в литературный и социальный контексты. Место отведено иллюстративным цитатам и критическим обсуждениям избранных крупных авторов и произведений.

Abstract. The history of English writing begins very early in the Middle Ages and continues through the Renaissance, Classicism, Romanticism, Realism, Modernism, the various movements of twentieth-century art, and into the present day. This article presents English literature in a way that can be read as a whole. The author's overview can also be read in sections, as a reference resource. Its narrative outline and structure are clear, aiming to be both readable and concise. Attention is given to great poets, playwrights, novelists, and prose writers, as well as to more general literary developments. Each part of the story benefits from being placed in literary and social contexts. Space is given to illustrative quotations and critical discussions of selected major authors and works.

 

Ключевые слова: литература, история литературы, английская литература, традиции, приоритеты.

Keywords: literature, history of literature, English literature, traditions, priorities.

 

У Англии богатая литература с долгой историей. Автором делается попытка рассказать историю английской литературы от ее истоков до наших дней. Данный обзор написан для чтения целиком, хотя его можно читать по частям, а его структура позволяют обращаться к нему для справки. Чтобы читать историю целиком с удовольствием, необходимо наличие компанейского аспекта, а количество обсуждаемых проблем не может быть слишком объёмным. Говорят, что существует «девять и двадцать способов декламации племенных песен», и, безусловно, существует более одного способа написания истории английской литературы. Во введении автором поясняется, что это за история, а что нет, и определяется ее объем: где она начинается и заканчивается, и что означают термины «английский» и «литература».

«Литература» – это слово с качественным подтекстом, а не просто нейтральный термин для письма в целом. Без этого подтекста и без веры со стороны автора в то, что некоторые качества литературы лучше всего ценятся, когда они представлены в том порядке, в котором они появились, в истории литературы было бы мало смысла. Попытка представить наиболее памятное английское произведение в понятной исторической перспективе предлагается в качестве помощи общественному пониманию. Предполагается, что читатель будет любить литературу и будет ею интересоваться. Также предполагается, что он или она захочет узнать в основном о таких произведениях, как «Король Лир» Шекспира и «Путешествия Гулливера» Свифта, поэмы Чосера, Мильтона и Т.С. Элиота, а также романы Дж. Остин и Ч. Диккенса. Таким образом, главное представлено нами больше, чем второстепенное; а второстепенная литература заслуживает больше внимания, чем письмо, более сильное по социальной, культурной или исторической значимости, чем по литературному интересу.

История литературы

История литературы может быть полезной и становится все более необходимой. Ученые специализируются в отдельных её областях, преподаватели английского языка преподают отдельно выбираемые произведения. Более крупные повествования теряются; перспектива, предоставляемая общим взглядом, не является широко доступной. Студенты, изучающие английский язык, покидают школу, зная несколько знаковых произведений, но мало что о стране, изучаемого иностранного языка. Им не хотелось бы, чтобы их просили описывать творчество непрочитанного писателя в контексте одного из столетий между Чосером и настоящим. «Сколько тысяч никогда не слышали имени Сиднея или Спенсера, или их книг!», – писал поэт елизаветинской эпохи Сэмюэл Дэниел. Студенты университетов, изучающие английский язык, пишут на выпускном экзамене «Чарльз Диккенс был романистом восемнадцатого века». Однако они могли бы быть лучше информированы [2]. Автор данной статьи пытается дать представление о том, из чего состоит английская литература, о ее содержании; затем о том, как данный текст соотносится хронологически и другими. Если говорить, например, о карте, ведь она также является путешествием, предлагающим меняющиеся перспективы отношений времени, одного литературного произведения к другому, настоящего к прошлому. Так и литература: помимо удовольствий открытия и сравнения, литературная история воспитывает чувство пропорции, которое помещает настоящее в перспективу.

Историк литературы пытается отдать должное великим вещам в развивающейся традиции, зная лучше, чем кто-либо другой, что классический статус приобретается и может исчезнуть. Что касается самого литературного статуса, например, из «Беовульфа» ясно, что поэзия занимала высокое место в самом раннем английском обществе, о котором нам известно.

Первое формальное утверждение о классическом потенциале письма на современном европейском языке было сделано около 1307 года итальянским поэтом Данте. Подобная констатация была сделана для английского языка Филиппом Сидни в его «Защите поэзии» (1579) посредством своеобразного ответа на нападки на театр. Пуритане закрыли публичные театры в 1642 году. После того, как они были вновь открыты в 1660 году, литература стала играть центральную роль в английской цивилизации. С 1800 года поэты-романтики делали очень большие заявления о ценности поэзии. В конце концов, викторианцы стали изучать английскую литературу наряду с греческой или римской.

У литературы тоже были свои враги. Ранний греческий писатель-философ Платон (ок. 429–347 до н. э.), изгоняя поэтов из своей воображаемой идеальной Республики, признавал их силу. Английские пуритане 17-го века, когда они закрывали театры, сделали похожее признание. После 1968 года некоторые французские теоретики утверждали, что критики важнее писателей. Некоторые калифорнийские студенты протестовали примерно в то же время, что мертвые белые европейские мужчины были чрезмерно представлены в каноне.

Традиция или канон?

Канон – это выборка из более крупной литературной традиции. Современная английская литературная традиция восходит к XV веку, когда шотландские поэты обратились к поэтической традиции во главе с Чосером. По мере развития эпохи Возрождения эту традицию воспевали Сидней, Спенсер, Шекспир, Джонсон, Мильтон и их последователи. Традиция подразумевает участие и общение: она растет и угасает, меняя свой облик каждые несколько поколений. Когда ученые впервые изучили историю английской литературы в XVIII веке, они обнаружили, что средневековая фаза была сильнее и продолжительнее, чем предполагалось. В XIX веке роман стал сильнее драмы.

Обучение письму и литературе продолжается, как и изучение английского языка. Примерно с 1968 года университетские кафедры английского языка стали разнообразнее: литературная традиция должна бороться с идеологией и исследовательскими интересами. Уже появились другие произведения на английском языке: американские, за которыми на некотором расстоянии последовали литературные творения других бывших колоний. Были обнаружены забытые работы женщин-писательниц. Отрицая литературу, «культурные исследования» обратились к письму, представляющему социологический или психологический интерес, включая журнальные истории, рекламу и ненаписанные «тексты» кино и телевидения. Были предложены специальные курсы по групповым интересам – социальным, сексуальным или расовым. Иерархия литературных родов также была поставлена ​​под сомнение: поэзия и драма давно уже присоединились к художественной литературе, затем появились путевые заметки, затем детские книги и так далее. Однако литературная категория не может быть бесконечно расширена – если продвигаются новые книги, другие должны быть отодвинуты на второй план – и вопросы ценности нельзя игнорировать бесконечно [3]. Несмотря на вызов, диверсификацию и приспособление, знакомые имена по-прежнему находятся в основе того, что изучается в школе, колледже и университете. Студенты должны уметь располагать именами писателей в понятном порядке, связанном с литературной и нелитературной историей. Имея своей историей более тринадцати веков, английская литература имеет живую ценность, будь-то современная или средневековая.

Приоритеты

Хотя история рассматривает вещи, насколько это возможно, в хронологическом порядке, ее приоритет скорее литературный, чем исторический. Шекспир писал: «Пока люди умеют читать и глаза умеют видеть, / Пока живет это, и это дает жизнь тебе». Вера в то, что литература переживает обстоятельства своего происхождения, какими бы яркими они ни были, направляет её выбор. Бен Джонсон утверждал о Шекспире, что он был «не из века, а на все времена». Эта отличительная черта противоречит историзирующим подходам, которые стремились вернуть литературу в социальные или политические контексты, иногда с интересными результатами. Помимо убеждений и приоритетов, не многие из этих 190 000 слов могут быть посвящены контекстам упомянутых выше тринадцати столетий. Необходимые контексты литературных текстов указаны кратко и размещены в понятной последовательности. Критические дебаты применяются, но основополагающая история также может резюмировать историю романа. Другой приоритет заключается в том, что литературные тексты должны цитироваться. Однако главным соображением было то, что в первую очередь будут обсуждаться и иллюстрироваться наиболее выдающиеся произведения, которые восхищали или бросали вызов поколениям читателей и оказали влияние на их мышление, воображение или жизнь. Возникает закономерный вопрос: «Но кто же главные писатели?»

История вкуса показывает, что немногие имена защищены от забвения. В западной литературе только имена Гомера, Данте и Шекспира являются бесспорными, а первые два на протяжении многих веков были потеряны для просмотра. Вольтер, король Георг III, Лев Толстой, Г. Б. Шоу и Людвиг Витгенштейн считали Шекспира переоцененным. Тем не менее, с тех пор как театры вновь открылись в 1660 году, у него были зрители, читатели и защитники. Такого постоянного приема не было ни у одного другого англоязычного писателя, даже у Мильтона. Это не потому, что ходить в театр интереснее, чем читать книгу, а потому, что человеческие вкусы непостоянны. Уильям Блейк и Г. М. Хопкинс остались неузнанными при жизни. И признание не является постоянным: кто сейчас читает Авраама Коули, самого почитаемого поэта 17-го века, или сэра Чарльза Грандисона, самый почитаемый роман 18-го века? Горный хребет поэзии от Чосера до Мильтона и Вордсворта не был разрушен временем или расстоянием, хотя лес художественной литературы вырос на промежуточной почве. Репутация прозы кажется менее долговечной: история художественной и нехудожественной прозы показывает целые виды подъемов и падений. Проповедь была мощной и популярной формой со Средних веков до XIX века. В XVIII веке эссе стало популярным, а потом сошло на нет. В XVIII веке также любовный роман уступил место роману, и роман стал достойным критического внимания. Только после 1660 года драма стала уважаемой как литература. В 1980-х годах, пока теоретики доказывали, что авторы не имеют значения, литературная биография процветала. Что касается нехудожественной литературы, Нобелевская премия по литературе была присуждена в 1950 году философу Бертрану Расселу, а в 1953 году Уинстону Черчиллю как историку. После этого нехудожественная литература выпала из фокуса литературы или, по крайней мере, ее профессиональных студентов на факультетах английского языка в Британии [4]. Сейчас предпринимаются попытки обратить это вспять, не всегда на литературных основаниях.

 

Список литературы:
1. Drabble M. The Oxford Companion to English Literature. – Oxford: Oxford University Press, 1998. 
2. Rogers P. The Oxford Illustrated History of English Literature. – Oxford: Oxford University Press, 1987. 
3. Jeffares A.N. The Macmillan History of English Literature. – 2nd ed. – London: Red Globe Press, 1986. – 336 p. 
4. The Cambridge Companions to Literature [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cambridge.org/core/series/cambridge-companions-to-literature/1894B68589ACED94C2C42E855091DCA4. (дата обращения: 30.01.2024)