Статья:

ОБРАЗ СТУДЕНТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»)

Конференция: LXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Филология

Выходные данные
Ерыгина М.О. ОБРАЗ СТУДЕНТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ») // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 2(69). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБРАЗ СТУДЕНТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»)

Ерыгина Мария Олеговна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

THE IMAGE OF A STUDENT IN THE WORKS OF RUSSIAN WRITERS OF THE XIX CENTURY (BASED ON THE NOVEL BY F.M.DOSTOEVSKY «CRIME AND PUNISHMENT»)

 

Maria Erygina

Student, Belgorod State University, Russia, Belgorod

 

Аннотация. В статье рассматривается образ студента в произведениях русских писателей XIX века. Взят обобщенный образ стереотипных студентов. Примером служат произведения русских классиков, в том числе роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Образ Родиона Раскольникова влечет за собой центральный пласт студенческой жизни и последствия его «Дела».

Abstract. The article examines the image of a student in the works of Russian writers of the 19th century. The image of stereotypical students is taken. An example is given by the works of Russian classics, including the novel by F.M. Dostoevsky's «Crime and Punishment». The image of Rodion Raskolnikov entails the central layer of student life and the consequences of his «Cause».

 

Ключевые слова: Достоевский, студент, русская литература, типичный студенческий образ, «Преступление и наказание».

Keywords: Dostoevsky, student, Russian literature, typical student image, «Crime and Punishment».

 

Студенты частo становились героями произведений русской литературы XIX века. Такая закономерность неудивительна, ведь студенчество всегда являлось прогрессивным слоем общества, отстаивающим различные передовые идеи. Студенческая молодежь развивала философские, общественные, морально-нравственные теории, стремилась изменить к лучшему окружающий мир и в первую очередь себя.

В литературе первыми студентами, появившимися на страницах русской литературы, можно считать героев повестей Петровской эпохи. Именно в начале XVIII века формируется особый тип русской оригинальной повести, характерными персонажами которой становятся изящные «кавалеры», молодые русские дворяне, предпринимающие путешествия в зарубежье для изучения наук.

В русской литературе XIX века герои произведений, так или иначе связанных с темой студенчества, явлены в самых разных жизненных и житейских ситуациях и обстоятельствах, весьма далеких, как правило, от непосредственного студенческого быта и бытия: Евлампий Беневольский («Студент» А.С. Грибоедова и П.А. Катенина), Николай Иртеньев («Юность» Л.Н. Толстого), Евгений Базаров («Отцы и дети» И.С. Тургенева), Родион Раскольников («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского), Петр Трофимов («Вишневый сад» А.П. Чехова), и других пьес и рассказов. Несмотря на то, что статус студента в дореволюционные времена был высок, а студенчество являлось сословием, формировавшим впоследствии интеллигенцию – элиту российского общества, в литературе позитивные, прежде всего, бытовые стороны студенческой жизни оставались почти не затронутыми.

Некоторые объяснения этому могут предложить суждения Д.И. Писарева, высказанные им в журнальной статье 1863 года «Наша университетская наука». В воспоминаниях о недавних событиях студенческой жизни автор подробно и, по его же заявлению, исторически достоверно описывает быт и нравы российского студенчества конца 1850-х годов. Итогом размышлений публициста становится «разочарование во всех профессорах и преподавателях, вызывавших первоначально уважение и даже восторг, неприятие самой системы университетского образования, заставлявшей производить пустые действия, не приносившие в итоге реальной пользы, а также внутренний протест против казенности университетской среды, отвергнутой не только студентами, но и общественностью, в ней разочаровавшейся» [4, с. 127].

Исключительными текстами, выбивающимися из общего ряда, можно считать лирические шедевры А.С. Пушкина об оказавшемся недолгим «золотом веке» Царскосельского лицея. Стихотворения, посвященные Лицею, прославляют сформированное за годы учебы лицейское братство, уникальных преподавателей и особенную атмосферу взаимопонимания и благородства, царившую в прославленном учебном заведении. Верно, однако, и то, что Лицей, строго говоря, не был высшим учебным заведением.

Писатели уделяли внимание формированию так называемого сообщества студентов. «Я везде чувствовал связь, соединяющую все это молодое сообщество» [5, с. 218]. «Чувство сознания себя членом этого огромного сообщества было очень приятно» [5, с. 219]. Во всех произведениях герои-студенты объединяются в кружки, союзы, землячества, проводят совместные акции и мероприятия в университетах и за их стенами. Герои отчетливо осознают свою причастность к студенческому сообществу и именно в аудитории, среди студентов «радостное чувство охватило Карташева, и он вдруг впервые ощутил какую-то тесную связь с толпой. Нет, все-таки это уже не толпа улицы, а его толпа» [1, с. 31].

Литература акцентирует особое внимание на описании тяжелых бытовых условий студенчества, постоянной нужды и лишений, а вот описание жизни студента с положительной коннотацией не так много. Состоятельного студента можно встретить, скорее, лишь на страницах произведений Л.Н. Толстого. В произведениях других отечественных писателей, как правило, довольно точно и подробно описывается бедственное материальное положение студентов, нехватка денег, хронические болезни. В связи с этим, создается художественный стереотип, что настоящий студент – это бедный студент. У студента Клочкова из рассказа А.П. Чехова «нет табаку, нет чаю, а сахару осталось четыре кусочка» [7, с. 155]. Лопухин из романа Чернышевского «Что делать?» в первые годы студенчества тоже испытывал «невыносимую нищету», периодически сидел «без чаю, иной раз без сапог» [6, с. 78]. Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» подробно останавливается на признаках бедственного положения Раскольникова и Разумихина: заношенная одежда, практически лохмотья, жалкая комната, которая составляла шесть шагов в длину.

Тяжелое материальное положение часто становится причиной исключения из университета. Из-за неуплаты за обучение пришлось уйти из университета студентам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольникову и Разумихину.

Один из самых влиятельных романов XIX века явился роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», который рассказывает трагическую историю Раскольникова – талантливого бывшего студента, чье извращенное философское мировоззрение толкает его на убийство. Удивленный своим чувством вины и напуганный последствиями своих действий, Раскольников бродит по трущобам дореволюционного Петербурга, пытаясь спастись от вечно подозрительного Порфирия, чиновника, расследующего преступление. Студента юридического факультета Родиона Раскольникова можно считать, наверное, самым известным представителем петербургского студенчества в русской литературе. Однако известность ему приносят отнюдь не успешная учеба и не занятия наукой, а старое, ветхое, студенческое пальто, покрытые толстым слоем пыли тетради и учебники, и остатки знаний, полученных за недолгое время в университете – это всё, что позволяет называть Раскольникова студентом. Однако герой не стремится ничего менять: «Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу» [2, с. 25], и главным для него становится лишь его «Дело». Он крайне беден, но умен и талантлив, именно это противоречие терзает Родиона. Сознание героя мучают два вопроса: «Позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?» – и – «Тварь ли я дрожащая или право имею?» [2, с. 140].

В черновых материалах Достоевский подчеркнул следующее о Раскольникове: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм — его черта...» [3, с. 409]. Но, в то же время, уже по ходу действия, герой этот по отношению к отдельным людям зачастую выступает истинным благодетелем: из последних средств помогает больному товарищу-студенту, а после его смерти и отцу его, помимо этого спасает двух детей из пожара.

Таким образом, типичный студент XIX века, изображенный в произведении искусства, является выходцем из незнатной среды. Очень живо формируется образ «бедного студента»: молодой человек, который нуждается почти во всем, но он не придается унынию, а старается быть деятельным и наоборот, порой не отказывает себе в каких-либо авантюрах. В русской литературе в целом, довольно доброжелательное отношение к учащимся и, даже, подчеркивается, что бедность – это лишь временный этап жизни, который непременно пройдет и наступит прекрасное будущее.

Образ студента оставался и остается актуальной, притягательной темой для многих писателей и поэтов, такие традиции продолжились вслед за А.С. Пушкиным, А.С. Грибоедовым, Н.А. Некрасовым, Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстым и другими. Это дает основание полагать, что образы отечественного студента и студенческой жизни будут находить достойное отражение как в современной русской литературе, так и в произведениях следующих веков.

 

Список литературы:
1. Гарин-Михайловский Н.Г. Студенты. Инженеры. – М., 1981. – С. 31.
2. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – Ленинград, 1973. – С. 25.
3. Наседкин Н.Н. Раскольников. Достоевский. Энциклопедия. – М., 2003. – С. 408-412.
4. Писарев Д.И. Наша университетская наука // Соч. в 4 томах. – М. 1956. – Т.2. – С. 127-129.
5. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. – М., 1979. – С. 218.
6. Чернышевский Н.Г. Что делать? – М., 1969. – С. 78.
7. Чехов А.П. Рассказы. – М., 2000. – С. 155.