РАЗРАБОТКА НОВЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ ДОСТАВКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(273)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(273)
РАЗРАБОТКА НОВЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ ДОСТАВКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ
Санкции, которые были наложены на РФ с 2022 г., оказывают прямое влияние на экономические отношения между странами, в том числе на торговые и логистические операции. Это существенно затруднило логистические процессы, в том числе и среди столь важных сфер как здравоохранение, включая стоматологию, которая в значительной степени зависит от поставок зарубежных материалов и компонентов. Все это определяет актуальность темы исследования, цель которого – изучить новые логистические маршруты для организации доставки стоматологических компонентов в условиях нахождения РФ под международными санкциями.
По данным [1] и [3], в стоматологической сфере в РФ на долю импорта приходится до 90% расходных материалов, таких как пломбы, слепочные массы, боры, металл для коронок и импланты. Это связано с тем, что многие из этих материалов производятся за рубежом и не имеют аналогов в России. При этом в стоматологической сфере во многих странах мира (и РФ в данном случае не является исключением) работают преимущественно с одними и теми же крупнейшими поставщиками из Германии, Японии, Швейцарии, США и Италии.
Среди основных направлений работы для решения сложившейся ситуации участники рынка стоматологических материалов и компонентов используют следующие:
- переход на материалы и технологии азиатских производителей (Южная Корея, Китай);
- развитие российских технологий и производства стоматологических компонентов;
- разработка новых логистических маршрутов доставки стоматологических компонентов из стран Запада.
Рассмотрим, как организованы данные маршруты спустя почти 2 года нахождения страны под санкциями.
Из-за ограничений на авиаперелеты и движение грузов по традиционным маршрутам, логистические компании стали активно искать альтернативные пути доставки стоматологических компонентов из Европы, США и Японии в Россию, что привело к формированию новых логистических схем.
В первую очередь, активно используется перевалка грузов в других странах, в частности, в Республике Беларусь. Вместо прямого проезда через территорию России, грузы доставляются до границы с Беларусью, где происходит перецепка фуры на российский или белорусский тягач, либо перегрузка товаров с хранением на складе временного хранения.
Кроме этого, существуют европейские компании, которые собирают и комплектуют сборные грузы по всей Европе, а затем отправляют их контейнерными поездами, авто- и авиатранспортом через Турцию, Сербию, ОАЭ, которые не закрыли свое воздушное пространство для российских самолетов.
Турция, наряду с Беларусью, стала ключевым транспортным хабом для перевозки товаров из Европы в Россию. Это привело к увеличению объема перевозок из Турции в Россию более чем в 5 раз [2]. Морские суда доставляют грузы по маршрутам из Турции в порты Новороссийска и Азовского моря, а также из стран Кавказского региона (Азербайджан, Армения, Грузия) через автомобильные погранпереходы. Кроме того, появились внешние морские маршруты из Индии, Китая, Арабских Эмиратов, Израиля. Однако, количество паромов и пропускная способность автомобильных погранпереходов остаются недостаточными для обеспечения всех потоков грузов.
В связи с этим, развивается и такое направление как мультимодальные перевозки грузов через порты Владивостока и Находки на Дальнем Востоке. Они активно развиваются и находят широкое применение в таких направлениях, как Юго-Восточная Азия, Китай - Россия и Европа. Мультимодальность позволяет эффективно использовать различные виды транспорта для перевозки груза, что в свою очередь позволяет сократить расходы на логистику и увеличить скорость доставки.
После того, как международные морские компании ушли с Дальнего Востока, крупнейшими перевозчиками грузов стали российские Fesco и Sinokor. Китайские компании также активно заполняют эту нишу, доставляя грузы из Китая и Юго-Восточной Азии. Далее грузы из Владивостока отправляются по железной дороге в Москву и Санкт-Петербург.
В целом, в условиях международных санкций, логистические маршруты доставки стоматологических компонентов в Россию были изменены, что привело к увеличению времени доставки и во многих случаях - стоимости перевозки. Однако, несмотря на эти изменения, поставки продолжаются. Среди перспективных направлений дальнейшей работы стоит отметить:
- развитие международного транспортного коридора «Север-Юг» - соединение Индии, Ирана и России через этот коридор создает новые возможности для торговли и сотрудничества между этими странами;
- использование цифровых технологий для оптимизации логистических процессов и сокращении времени доставки: сктивное внедрение систем искусственного интеллекта, управления складом (WMS) или системы управления транспортом (TMS).
Резюмируя проведенный анализ, можно отметить успешность разработки новых логистических маршрутов и быструю скорость реакции рынка на внедренные санкции. Использование альтернативных стран, мультимодальных перевозок для поставки стоматологических компонентов позволили предотвратить кризис в стоматологической сфере. В тоже время, стоит отметить, что дальнейшая работа над новыми логистическими маршрутами доставки и совершенствованием уже созданных требует гибкости и готовности к изменениям, а так же активного использования современных технологий.