Статья:

ГАРМОНИЯ В СЕМЬЕ: МАСТЕРСТВО РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(276)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Козыренко М.И. ГАРМОНИЯ В СЕМЬЕ: МАСТЕРСТВО РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 9(276). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/276/145695 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГАРМОНИЯ В СЕМЬЕ: МАСТЕРСТВО РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Козыренко Майя Игоревна
магистрант, Частное образовательное учреждение высшего образования Южный университет (Институт Управления, Бизнеса и Права), РФ, г. Ростов-на-Дону
Бюндюгова Татьяна Вячеславовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры «Психология и управление персоналом», Частное образовательное учреждение высшего образования Южный университет (Институт Управления, Бизнеса и Права), РФ, г. Ростов-на-Дону

 

HARMONY IN THE FAMILY: THE SKILL OF A PSYCHOLOGIST WITH CHILD-PARENT RELATIONSHIPS

 

Maya Kozyrenko

Master’s student, Private educational institution of higher education Southern University (Institute of Management, Business and Law), Russia, Rostov-on-Don

Tatyana Byundyugova

Scientific adviser, Ph.D. psychol. Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Personnel Management, Private educational institution of higher education Southern University (Institute of Management, Business and Law), Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. в статье рассмотрены понятия и типы детско-родительских отношений. Проанализированы характерные особенности взаимоотношений родителей и детей. Рассмотрены стратегии поддержки и мотивации в детско-родительских отношениях. Описаны аспекты разработки плана работы психолога с семейной системой.   

Abstract. The article discusses the concepts and types of parent-child relationships. The characteristic features of the relationship between parents and children are analyzed. Strategies for support and motivation in parent-child relationships are considered. Aspects of developing a plan for a psychologist’s work with the family system are described.

 

Ключевые слова: семья, типы родительских отношений, стили семейного воспитания.

Keywords: family, types of parental relationships, styles of family education.

 

  1. Основы детско-родительских отношений
  2. Стили родительского воспитания
  3. Стратегии поддержки и мотивации в детско-родительских отношениях

Современное общество сталкивается с множеством вызовов, которые оказывают значительное влияние на семейные отношения и воспитание детей. Важно понимать, что семья является первичной социальной средой, где ребенок получает основные жизненные установки и ценности. В этой статье мы рассмотрим, как семейные отношения влияют на поведение подростков и формирование их личности, а также какие типы детско-родительских отношений существуют и как они могут способствовать или препятствовать гармоничному развитию ребенка.

В последние десятилетия наблюдается усиление негативного влияния таких факторов, как информационное перенасыщение, социальные сети, изменение традиционных семейных ценностей, что может приводить к возникновению девиантного поведения у подростков. Важно понимать, что детско-родительские отношения играют ключевую роль в процессе социализации ребенка и его адаптации к социальной среде.

Современные проблемы семейного воспитания требуют от родителей, педагогов и психологов особого внимания к изменениям в обществе и готовности адаптировать воспитательные подходы к новым условиям. Это включает в себя не только понимание различных типов детско-родительских отношений и стилей воспитания, но и умение видеть индивидуальность каждого ребенка, его потребности и особенности развития. Решением психологических проблем семьи занимается отрасль науки психологии – психология семьи.

Психология семьи включает в себя такие направления как: психология личности, социальная психология, педагогическая психология, психодиагностика, возрастная психология, клиническая психология, гендерная психология и конфликтология. [1]

Таким образом, психология семьи – целостная психологическая дисциплина, включающая систему научных знаний из разных сфер психологичесского исследования, а также опыт практики оказания психологической помощи семье и семейного консультирования (О.А. Карабанова, Л.Б. Шнейдер).

Стили родительского воспитания

Детско-родительские отношения играют ключевую роль в формировании личности ребенка и его адаптации в социальной среде. Важно понимать, что отношения между родителями и детьми – это двусторонний процесс, в котором участвуют обе стороны, и каждая из них вносит свой вклад в общение и взаимопонимание.

Семья является первичной социальной средой, где ребенок получает основные знания о мире, учится общаться и взаимодействовать с другими людьми. Родители, в свою очередь, выполняют роль главных воспитателей и наставников, формируя у ребенка систему ценностей, навыки и умения, необходимые для полноценной жизни в обществе.

Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия: его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный); возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка); темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.); религиозность; национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания); социальное положение; профессиональная принадлежность; уровень общей и педагогической культуры. [2]

Типы детско-родительских отношений могут быть различными и зависят от множества факторов, включая характеры участников, их воспитательные установки, ценности и цели.

Воспитание зависит от многих факторов: это и социокулътурные правила и нормы, представленные в виде национальных традиций и родительский взгляд на то, какими должны быть детско-родительские отношения, и как они должны строиться, и какие личностные черты и качества должны формироваться у детей. Поэтому родители должны представлять себе определенные модели и образцы своего поведения в общении с детьми. [4] В психологии выделяют несколько основных типов родительских позиций:

1. Авторитарный стиль предполагает строгий контроль и ограничение самостоятельности ребенка, при этом родители редко обосновывают свои требования и часто прибегают к наказаниям.

2. Демократический стиль характеризуется включением ребенка в процесс принятия решений, обсуждение семейных проблем и учетом его мнения. Родители поощряют самостоятельность и ответственность, но при этом следят за соблюдением дисциплины.

3. Попустительский стиль воспитания проявляется в отсутствии четких требований и ограничений, родители редко направляют ребенка и позволяют ему делать все, что он хочет.

4. Хаотический стиль отличается непоследовательностью и отсутствием единой воспитательной стратегии, что может привести к путанице и неопределенности в поведении ребенка.

5. Опекающий стиль воспитания проявляется в чрезмерной заботе о ребенке, когда родители стремятся решать за него все проблемы и ограничивают его самостоятельность.

Каждый из этих стилей воспитания оказывает различное влияние на развитие ребенка и формирование его личности. Наиболее благоприятным считается демократический стиль, который способствует развитию у ребенка чувства собственного достоинства, самостоятельности и ответственности.

Важно отметить, что в реальной жизни редко встречается чистый тип воспитания. Чаще всего родители сочетают различные стили и методы в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей ребенка. Однако осознание собственных воспитательных позиций и их влияния на ребенка позволяет родителям и педагогам более эффективно строить взаимоотношения с детьми и направлять их развитие в позитивное русло.

Стратегии поддержки и мотивации в детско-родительских отношениях

Важность гармоничных отношений между родителями и детьми неоспорима. Они лежат в основе психологического здоровья и социальной адаптации ребенка. В этой главе мы рассмотрим стратегии поддержки и мотивации, которые способствуют укреплению детско-родительских отношений.

Стили семейного воспитания являются ключевыми в формировании отношений. Оптимальная родительская позиция предполагает адекватность, гибкость и прогностичность. Адекватность заключается в умении видеть индивидуальность ребенка, гибкость – в способности адаптироваться к изменениям в жизни семьи, а прогностичность – в предвосхищении развития новых качеств у ребенка.

В статье Фоминой Л. К. подчеркивается, что воспитание в семье может быть оценено через эмоциональный и поведенческий аспекты отношений к ребенку. Демократический стиль воспитания, сочетающий теплое отношение с предоставлением самостоятельности, считается наиболее благоприятным для развития ребенка. В то же время авторитарный стиль, основанный на строгом контроле и отсутствии эмоциональной близости, может привести к пассивности и низкой самооценке у детей. [3]

Для укрепления детско-родительских отношений психологи и педагоги могут использовать следующие стратегии:

1. Поддержка индивидуальности ребенка, признание его уникальных качеств и интересов.

2. Гибкость в подходах к воспитанию, адаптация к изменяющимся потребностям ребенка.

3. Прогностичность, позволяющая антиципировать развитие ребенка и поддерживать его в новых начинаниях.

4. Включение ребенка в семейные обсуждения, уважение его мнения и предложений.

5. Поощрение самостоятельности и ответственности, создание условий для развития личных инициатив.

Используя эти стратегии, специалисты могут помочь родителям и детям наладить взаимопонимание и взаимоуважение, что является основой гармоничных отношений в семье.

Также, важным аспектом работы психолога и педагога с семьями является формирование понимания необходимости установления границ и дисциплины в детско-родительских отношениях. Установление правил и границ помогает детям развивать самоконтроль, уважение к себе и другим, а также способствует формированию здоровой самооценки.

Для начала важно определить, что такое границы в контексте семейных отношений. Границы – это правила и ограничения, которые устанавливаются в семье для обеспечения безопасности, структуры и порядка. Они помогают детям понять, что от них ожидается, и какие последствия будут следовать за определенными действиями.

Дисциплина же необходима для обучения детей саморегуляции и ответственности. Она включает в себя как поощрение желаемого поведения, так и коррекцию нежелательного. Важно, чтобы дисциплина была последовательной и справедливой, и чтобы дети понимали причины установленных правил. Правила должны быть чёткими и прозрачными и трактоваться без искажений и двойных посланий. Ребёнок должен понимать какое поведение будет поощрено, а за какое следуют санкции. Также все санкции и наказания должны быть заранее оговорены с ребёнком. Данное правило отвечает формированию потребности в реалистичных ограничениях у ребёнка.

Базовой потребностью ребёнка являются реалистичные ограничения и руководство со стороны взрослого. Ребёнок нуждается в разумной дисциплине, ограничениях, разъяснении социальных норм, границ и потребностей других людей. Это служит основой для самодисциплины, способности договариваться с другими и понимания своих возможностей и ограничений

При работе психолога с семьёй, следует уделить отдельное внимание разработке индивидуального плана работы с семьей, учитывая проблематику и типы детско-родительских отношений. Важно понимать, что каждая семья уникальна, и подход к ней должен быть гибким и индивидуализированным.

При создании плана работы с семьей следует учитывать следующие аспекты:

1. Оценка семейных отношений: проведение бесед с родителями и детьми, наблюдение за взаимодействием членов семьи, анализ их ролей и позиций.

2. Определение типа семейного воспитания: анализ стилей воспитания, присущих семье, и их влияния на поведение и развитие ребенка.

3. Разработка индивидуальных рекомендаций: на основе полученных данных формирование предложений по коррекции воспитательных позиций и улучшению детско-родительских отношений.

4. Планирование вмешательства: определение конкретных шагов и методов работы с семьей, включая консультации, тренинги, семейные сессии и другие формы психологической поддержки.

5. Мониторинг и оценка эффективности: регулярный анализ изменений в семейной динамике и корректировка плана работы в соответствии с потребностями семьи.

Интеграция знаний о типах детско-родительских отношений и стилях воспитания позволит психологу и педагогу более точно идентифицировать проблемные зоны в семье и разработать эффективный план работы, направленный на укрепление семейной гармонии и благополучия каждого ее члена.

В заключении следует отметить, что для предотвращения возникновения проблем в поведении подростков и формирования гармоничных детско-родительских отношений необходим комплексный подход, включающий в себя понимание современных вызовов и проблем семейного воспитания, а также применение гибких и адаптированных методов воспитания, способных отвечать на эти вызовы.

 

Список литературы:
1. Доманецкая Л.В. Психология семьи и семейного воспитания: учебное пособие / Л.В. Доманецкая; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Аставьева, 2013. - 212с.
2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И.Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В.Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
3. Савина Е.А., Смирнова Е.О.. Родители и дети. Психология взаимоотношений. - Москва : Когито-Центр, 2003. - 325 с.
4. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л. К. Фомина. -  Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 2 (61). - С. 704-707. -  URL: https://moluch.ru/archive/61/9043/