Статья:

Эмпирическое исследование влияния здоровья на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем.

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(52)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Круглова А.П., Куфтяк Е.В. Эмпирическое исследование влияния здоровья на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 1(52). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/52/45695 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эмпирическое исследование влияния здоровья на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем.

Круглова Анастасия Павловна
магистрант Костромской государственный университет, РФ, г. Кострома
Куфтяк Елена Владимировна
д-р. психол. наук, профессор, Костромской государственный университет, РФ, г. Кострома

 

Аннотация. Целью данной статьи является доказательство влияния здоровья на эмоциональное благополучие дошкольников посредством эмпирического исследования. Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что дети уровень эмоционального благополучия детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем ниже уровня эмоционального благополучия условно здоровых сверстников.

Дети дошкольного возраста с ослабленным здоровьем имеют схожую особенность с детьми с ограниченными возможностями здоровья. О.В. Скворцова полагает, что социальное пространство ребенка с ограниченными возможностями характеризуется пересечением биологического и социального пространств.

Объектом нашего исследования является эмоциональное благополучие дошкольников, предметом исследования – эмоциональное благополучие детей с ослабленным здоровьем.

Цель исследования: изучение взаимосвязи ослабленного здоровья детей дошкольного возраста и их эмоционального благополучия. Для достижения поставленной цели, нами были решены следующие задачи:

  1. Изучена психолого-педагогическая и научно-методическая литература по проблеме.
  2. Исследован уровень эмоционального благополучия у детей, не имеющих проблем со здоровьем и детей с ослабленным здоровьем.

Методы исследования

Для подтверждения выдвинутых нами гипотез и решения поставленных задач был сформирован методический комплекс:

  • «Качество жизни дошкольников» по опроснику PedsQL Pediatric Quality of Life Inventory Версия 4.0 Опросник для детей от 5 до 7 лет».
  • Опросник «Сильные стороны и трудности (ССТ), Robert Goodman, 2005.
  • Анкета «Взгляд родителя на индивидуальные особенности ребёнка»

Обработка результатов исследования проводилась с помощью компьютерной программы Excel 2016.

Эмпирическая база исследования: МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №2» г. Грязовец (+ структурное подразделение). Выборку исследования составили 60 респондентов. 30 детей дошкольного возраста, не имеющих проблем со здоровьем – контрольная группа (18 мальчиков и 12 девочек, средний возраст которых составляет 5,5 лет) и 30 детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем ( 19 мальчиков и 11 девочек). Дети с ослабленным здоровьем: 15 – часто болеющие дети, 8 человек с нарушениями зрения, 2 – Проблемы с ЖКТ , 2 – последствия родовой травмы, 3 – проблемы со слухом, 1 – ДЦП.

Результаты исследования

При анкетировании детей с ослабленным здоровьем (основная группа) и детей, не имеющих отклонений по состоянию здоровья (контрольная группа), были получены ответы, характеризующие качество жизни. По полученным результатам установлено, что по всем параметрам дети с ослабленным здоровьем имели более низкий результат по сравнению с детьми, не имеющих проблем со здоровьем.

 

Рисунок. 1 Показатели качества жизни детей дошкольного возраста

 

По данным результатов опросника можно утверждать, что параметры категории детей, не имеющих проблем со здоровьем почти в 2 раза выше в сравнении с параметрами категории детей с ослабленным здоровьем, что позволяет нам сделать вывод о значимости влияния состояния здоровья на уровень качества жизни детей дошкольного возраста. Важно отметить, что при проведении опроса учитывалось состояние здоровья ребёнка на момент проведения опроса. Некоторые дети на данный момент находились в детском саду впервые после длительного нахождения дома по причине болезни (1 - 2 недели). Именно результаты ответов, полученных в ходе опроса таких детей, имели наиболее низкий уровень, что позволяет утверждать нам о более низком уровне эмоционального благополучия детей с ослабленным здоровьем.

Для проведения нашего исследования использовался опросник Роберта Гудмана «Сильные стороны и трудности». Данный опросник предназначался для ответов родителей, что показало интересные результаты

Анализ полученных данных показал, что по всем параметрам данного опроса нормальный уровень ответов испытуемых выше у детей, не имеющих проблем со здоровьем и ниже у их сверстников с ослабленным здоровьем, соответственно уровень ответов, относящихся к графе «ненормальный» выше у детей с ослабленным здоровьем, чем у детей, не имеющих проблем со здоровьем. Однако параметр «эмоциональное поведение» между разными группами испытуемых имеет незначительное отклонение между группой детей с ослабленным здоровьем ( Ср.знач = 3,1; Ст.откл = 2,6) и их здоровых сверстников (Ср.знач = 2,1; Ст.откл = 1,5)

Таблица 1.

Данные статистической обработки

 

Дети с ослабленным здоровьем

Не имеют проблем со здоровьем

Эмоциональные проблемы

3,133333

2,133333

Поведенческие проблемы

4

2,233333

Гиперактивность

6,166667

4,433333

Проблемы со сверстниками

3,566667

2,2

Просоциальные проблемы

4,966667

7,533333

 

Данные статистической обработки результатов, дают нам право утверждать, что дошкольники с ослабленным здоровьем испытывают трудности по всем критериям более часто, чем их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем.

Таблица. 2.

Результаты опроса «Сильные стороны и трудности» Р. Гудмана

Параметры

Дети с ослабленным здоровьем

Дети, не имеющие проблем со здоровьем

 

Среднее

Ст. отклонение

Среднее

Ст. отклонение

Эмоциональные проблемы

3,133333

 

2,569494

 

2,133333

 

1,547709

 

Поведенческие проблемы

4

 

2,559634

 

2,233333

 

1,654322

 

Гиперактивность

6,166667

 

3,163186

 

4,433333

 

1,924136

 

Проблемы со сверстниками

3,566667

 

1,95965

 

2,2

 

1,669193

 

Просоциальные проблемы

4,966667

 

2,355966

 

7,533333

 

2,208656

 

Общая сумма баллов

16,86667

 

7,59643

 

11

 

4,777822

 

 

Из всего вышеперечисленного, мы можем сделать вывод, что дети, не имеющие проблем со здоровьем, имеют наиболее низкий уровень проблем по всем шкалам, нежели дети с ослабленным здоровьем.

Для изучения взгляда родителей на индивидуальные особенности ребёнка нами было проведено анкетирование «Взгляд родителя на индивидуальные особенности ребёнка». Анкета включает в себя 62 утверждения. Утверждения оцениваются по шкале от 1 до 7.  Для подтверждения нашей гипотезы о влиянии состояния здоровья на эмоциональное благополучие дошкольников были выбраны только несколько утверждений и проведён их анализ. При проведении анкетирования, некоторые родители сообщили, что сравнение своего ребёнка с чужим является для них неприемлемым и ответили на все утверждения по шкале «такой же, как другие дети». При анализе полученных ответов, мы получили интересные результаты.

Ни один из родителей, что ожидаемо, проходивших анкетирование не оценили утверждение «с ним приятно быть рядом» ниже 4 баллов, однако большее количество родителей детей, не имеющих проблем со здоровьем, оценили в 7 баллов данный параметр по сравнению с оценкой родителей детей с ослабленным здоровьем. Помимо этого, не все родители детей с ослабленным здоровьем считают, что их дети по данному параметру «такие же, как другие», так как есть варианты ответов «немного больше» и «больше, чем другие», количественно превышающие ответы родителей детей, не имеющих проблем со здоровьем по данному параметру.

Подводя итоги результатов исследования, мы можем утверждать, что уровень эмоционального благополучия дошкольников с ослабленным здоровьем ниже уровня эмоционального благополучия их сверстников, не имеющих проблем со здоровьем.

Выводы:

  1. Эмоциональное благополучие дошкольников зависит от состояния их здоровья
  2. Влияние социального окружения отражается на эмоциональном благополучии дошкольников с ослабленным здоровьем
  3. Для создания эмоционального благополучия дошкольников с ослабленным здоровьем необходима взаимосвязь всех участников образовательного процесса

 

Список литературы:
1. Смолонская А.Н. Особенности социального развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Вестник КГУ. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialnogo-razvitiya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 22.10.2018).