НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ» В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ» В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА
Аннотация. В статье рассматривается вариант модернизации системы среднего профессионального образования в строительной отрасли, который позволит подготавливать кадры, более соответствующие современному рынку труда. Для реализации задумки, в рамках федерального проекта «Профессионалитет», предлагается ввести независимую оценку квалификации (НОК). Описаны преимущества НОК для выпускников, работодателей и образовательных учреждений, а также рассматриваются варианты цифровизации НОК, учитывая тенденцию внедрения цифровых технологий в отрасль.
Ключевые слова: Образование, профессионалитет, трансформация, строительство, моделирование, цифровизация, технологии, робототехника, сканирование, кадры, оценка, партнерство, трудоустройство.
Система среднего профессионального образования в Российской Федерации претерпеваетr значительные изменения в сторону отраслевого развития, колледжи и техникумы уходят под управление отраслевыми предприятиями. Изменяется система и подход к подготовке кадров. Предприятия вкладывают значительные финансовые средства в развитие учреждений среднего профессионального образования в целях получения кадров необходимой квалификации для их последующего трудоустройства.
По всей стране реализуется федеральный проект «Профессионалитет», в составе проекта с 2023 года состоит строительная отрасль, которая на сегодняшний день также претерпевает значительные изменения в сторону цифровой трансформации.[1]
Цифровая трансформация строительной отрасли является одним из инструментов достижения стратегических целей и задач, указанных в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2023 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р.
Влияние цифровых технологий на строительство значительно: экономия времени, исключение ошибок, безопасность, охрана труда, экономическая выгода и т. д., кроме технологий информационного моделирования, стратегией предусмотрены следующие цифровые направления: цифровые двойники зданий, система «Умный город», система «Умный дом», аддитивные технологии, робототехника, 3Д сканирование и тд.
Фундаментом для построения системы внедрения цифровых технологий в строительную отрасль является кадровая обеспеченность отрасли. При этом важно, чтобы в отрасли работали профессионалы, владеющие глубокими знаниями и навыками в области высоких передовых строительных технологий.[1]
Таким образом, для достижения цифровой трансформации строительной отрасли необходимо обеспечить эффективную систему подготовки отраслевых кадров с учетом владения цифровыми компетенциями, при этом изменить модель подготовки кадров через развитие социального партнерства на новом уровне.
Федеральный проект «Профессионалитет» нацелен на модернизацию системы среднего профессионального образования в России. Главная цель проекта — это объединение ресурсов для преодоления дефицита отраслевых кадров, повышения качества их образования и развития отраслей экономики страны, что напрямую оказывает влияние на увеличение объемов продукции в отрасли.[2]
Одной из задач проекта является создание и развитие независимой оценки квалификации, что позволит оценить и подтвердить профессиональные навыки работников с едиными стандартами.
Также важным в проекте является формирование заказа на кадры, требований к ним через совместные программы подготовки, обучение кадров, в том числе наставниками предприятий. Отраслевые предприятия вместе с образовательными организациями в связке внедряет цифровые технологии в отрасль.
Таким образом, реализация проекта «Профессионалитет» в строительной отрасли подразумевает активное использование цифровых технологий в строительстве. Для обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям рынка труда необходима независимая оценка квалификации (НОК).
Роль НОК в реализации проекта «Профессионалитет»
Независимая оценка квалификации – это способ проверки и подтверждения знаний, навыков и умений специалиста в определенной профессиональной сфере без прямого вмешательства работодателя и образовательной организации.
НОК позволяет подтвердить соответствие квалификации работника утвержденным профессиональным стандартам и требованиям работодателей. В рамках проекта «Профессионалитет» НОК играет важную роль в следующих аспектах:
- Обеспечение соответствия выпускников требованиям работодателей: НОК гарантирует, что выпускники обладают необходимыми для работы в цифровой строительной отрасли знаниями, навыками и компетенциями.
- Оптимизация процесса обучения: результаты НОК используются для корректировки учебных программ и внедрения современных технологий в процесс обучения.
- Содействие трудоустройству выпускников: сертификат НОК является официальным подтверждением квалификации, которое высоко ценится работодателями и повышает шансы выпускников на успешное трудоустройство.
- Повышение качества образования: НОК содействует повышению качества среднего профессионального образования за счет выявления областей для совершенствования и мониторинга прогресса обучающихся.
Преимуществом использования независимой оценки квалификации является:
- улучшение конкурентоспособности на рынке труда;
- подтверждение соответствия стандартам и требованиям отрасли;
- возможности повышения заработной платы и профессионального роста.
Качество подготовки специалистов и уровень их компетенций оказывают воздействие на повышение или наоборот снижение производительности труда.
Цифровизация НОК в строительной отрасли
Цифровая трансформация строительной отрасли оказывает существенное влияние на процесс НОК. Современные технологии позволяют:
- автоматизировать и ускорить процесс оценки: цифровые платформы и инструменты можно использовать для автоматизации процесса оценки и сокращения времени, необходимого для проведения НОК.
- предоставлять удаленную оценку: цифровые технологии позволяют кандидатам проходить оценку дистанционно, что повышает доступность НОК для специалистов из разных регионов.
- улучшить качество оценки: цифровые инструменты позволяют стандартизировать процесс оценки и использовать объективные критерии, повышая объективность и надежность результатов.
- создавать персонализированные траектории обучения: результаты НОК могут быть использованы для создания персонализированных траекторий обучения, позволяющих кандидатам улучшить свои слабые стороны и соответствовать требованиям работодателей.[2]
Таким образом, независимая оценка квалификации является неотъемлемой частью реализации федерального проекта «Профессионалитет» в условиях цифровой трансформации строительной отрасли. Интеграция современных технологий в процесс НОК позволяет повысить эффективность и качество оценки квалификации, обеспечить соответствие выпускников требованиям работодателей и содействовать их успешному трудоустройству. По мере развития цифровой трансформации строительной отрасли роль НОК будет только возрастать, обеспечивая непрерывное совершенствование и соответствие квалификации специалистов потребностям рынка труда.