Статья:

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ» В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Халепо О.А. НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ» В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 21(288). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/288/150614 (дата обращения: 11.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ» В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА

Халепо Ольга Анатольевна
магистрант, Новгородский государственный университет, имени Ярослава Мудрого, директор ОГБ ПОУ Новгородский строительный колледж, РФ, г. Великий Новгород

 

Аннотация. В статье рассматривается вариант модернизации системы среднего профессионального образования в строительной отрасли, который позволит подготавливать кадры, более соответствующие современному рынку труда. Для реализации задумки, в рамках федерального проекта «Профессионалитет», предлагается ввести независимую оценку квалификации (НОК). Описаны преимущества НОК для выпускников, работодателей и образовательных учреждений, а также рассматриваются варианты цифровизации НОК, учитывая тенденцию внедрения цифровых технологий в отрасль.

 

Ключевые слова: Образование, профессионалитет, трансформация, строительство, моделирование, цифровизация, технологии, робототехника, сканирование, кадры, оценка, партнерство, трудоустройство.

 

Система среднего профессионального образования в Российской Федерации претерпеваетr значительные изменения в сторону отраслевого развития, колледжи и техникумы уходят под управление отраслевыми предприятиями. Изменяется система и подход к подготовке кадров. Предприятия вкладывают значительные финансовые средства в развитие учреждений среднего профессионального образования в целях получения кадров необходимой квалификации для их последующего трудоустройства.

По всей стране реализуется федеральный проект «Профессионалитет», в составе проекта с 2023 года состоит строительная отрасль, которая на сегодняшний день также претерпевает значительные изменения в сторону цифровой трансформации.[1]

Цифровая трансформация строительной отрасли является одним из инструментов достижения стратегических целей и задач, указанных в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2023 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р.

Влияние цифровых технологий на строительство значительно: экономия времени, исключение ошибок, безопасность, охрана труда, экономическая выгода и т. д., кроме технологий информационного моделирования, стратегией предусмотрены следующие цифровые направления: цифровые двойники зданий, система «Умный город», система «Умный дом», аддитивные технологии, робототехника, 3Д сканирование и тд.

Фундаментом для построения системы внедрения цифровых технологий в строительную отрасль является кадровая обеспеченность отрасли. При этом важно, чтобы в отрасли работали профессионалы, владеющие глубокими знаниями и навыками в области высоких передовых строительных технологий.[1]

Таким образом, для достижения цифровой трансформации строительной отрасли необходимо обеспечить эффективную систему подготовки отраслевых кадров с учетом владения цифровыми компетенциями, при этом изменить модель подготовки кадров через развитие социального партнерства на новом уровне.

Федеральный проект «Профессионалитет» нацелен на модернизацию системы среднего профессионального образования в России. Главная цель проекта — это объединение ресурсов для преодоления дефицита отраслевых кадров, повышения качества их образования и развития отраслей экономики страны, что напрямую оказывает влияние на увеличение объемов продукции в отрасли.[2]

Одной из задач проекта является создание и развитие независимой оценки квалификации, что позволит оценить и подтвердить профессиональные навыки работников с едиными стандартами.

Также важным в проекте является формирование заказа на кадры, требований к ним через совместные программы подготовки, обучение кадров, в том числе наставниками предприятий. Отраслевые предприятия вместе с образовательными организациями в связке внедряет цифровые технологии в отрасль.

Таким образом, реализация проекта «Профессионалитет» в строительной отрасли подразумевает активное использование цифровых технологий в строительстве. Для обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям рынка труда необходима независимая оценка квалификации (НОК).

Роль НОК в реализации проекта «Профессионалитет»

Независимая оценка квалификации – это способ проверки и подтверждения знаний, навыков и умений специалиста в определенной профессиональной сфере без прямого вмешательства работодателя и образовательной организации.

НОК позволяет подтвердить соответствие квалификации работника утвержденным профессиональным стандартам и требованиям работодателей. В рамках проекта «Профессионалитет» НОК играет важную роль в следующих аспектах:

  1. Обеспечение соответствия выпускников требованиям работодателей: НОК гарантирует, что выпускники обладают необходимыми для работы в цифровой строительной отрасли знаниями, навыками и компетенциями.
  2. Оптимизация процесса обучения: результаты НОК используются для корректировки учебных программ и внедрения современных технологий в процесс обучения.
  3. Содействие трудоустройству выпускников: сертификат НОК является официальным подтверждением квалификации, которое высоко ценится работодателями и повышает шансы выпускников на успешное трудоустройство.
  4. Повышение качества образования: НОК содействует повышению качества среднего профессионального образования за счет выявления областей для совершенствования и мониторинга прогресса обучающихся.

Преимуществом использования независимой оценки квалификации является:

- улучшение конкурентоспособности на рынке труда;

- подтверждение соответствия стандартам и требованиям отрасли;

- возможности повышения заработной платы и профессионального роста.

Качество подготовки специалистов и уровень их компетенций оказывают воздействие на повышение или наоборот снижение производительности труда.

Цифровизация НОК в строительной отрасли

Цифровая трансформация строительной отрасли оказывает существенное влияние на процесс НОК. Современные технологии позволяют:

-  автоматизировать и ускорить процесс оценки: цифровые платформы и инструменты можно использовать для автоматизации процесса оценки и сокращения времени, необходимого для проведения НОК.

- предоставлять удаленную оценку: цифровые технологии позволяют кандидатам проходить оценку дистанционно, что повышает доступность НОК для специалистов из разных регионов.

- улучшить качество оценки: цифровые инструменты позволяют стандартизировать процесс оценки и использовать объективные критерии, повышая объективность и надежность результатов.

- создавать персонализированные траектории обучения: результаты НОК могут быть использованы для создания персонализированных траекторий обучения, позволяющих кандидатам улучшить свои слабые стороны и соответствовать требованиям работодателей.[2]

Таким образом, независимая оценка квалификации является неотъемлемой частью реализации федерального проекта «Профессионалитет» в условиях цифровой трансформации строительной отрасли. Интеграция современных технологий в процесс НОК позволяет повысить эффективность и качество оценки квалификации, обеспечить соответствие выпускников требованиям работодателей и содействовать их успешному трудоустройству. По мере развития цифровой трансформации строительной отрасли роль НОК будет только возрастать, обеспечивая непрерывное совершенствование и соответствие квалификации специалистов потребностям рынка труда.

 

Список литературы:
1. Инженерный бизнес [Электронный ресурс] : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции в рамках 21-й Международной научно-технической конференции БНТУ «Наука – образованию, производству и экономике» 22-24 ноября 2023 г. / редкол.: О. С. Голубова [и др.] ; сост. О. С. Голубова. – Минск : БНТУ, 2024. – Деп. в БНТУ 22.02.2024, № DEPBNTU-2024–183.
2. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г. / Г.И. Абдрахманова, К.Б. Быховский, Н.Н. Веселитская, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; рук. авт. кол. П.Б. Рудник; науч. ред. Л.М. Гохберг, П.Б. Рудник, К. О. Вишневский, Т. С. Зинина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021.