Региональные причины железодефицитной анемии
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(28)
Рубрика: Медицина и фармацевтика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(28)
Региональные причины железодефицитной анемии
Железодефицитная анемия (ЖДА) в течение многих лет продолжает оставаться будоражащей медико – социальной проблемой, главным образом из-за масштаба ее распространения (1,2,5). Вопреки активному применению профилактических мер массового распространения ЖДА, переломить ход ее шествия в регионе пока не удается. Некоторое время назад в спектре краевых причин особо выделялся тандем неудержимо возросших родов и эпизодов желудочно-кишечного кровотечения, значительно сказывающийся на габариты распространения железодефицитного состояния (ЖДС) на местах (3,4). К настоящему времени достигнуты впечатляющие результаты на пути низведения их роли до минимума. Однако, ЖДА по-прежнему продолжает занимать лидирующее положение в спектре экстрагенитальных заболеваний (ЭГЗ) женщин фертильного возраста. Очевидно, в этой связи проблема ЖДА по-новому обороту и еще в больших масштабах стала привлекать внимание специалистов.
Подлинный размах интереса специалистов к ЖДА на сегодняшний день трудно соизмерим. Ибо годами увеличивается круг заинтересованных специалистов, осмысленно переориентировавших вектор научного направления именно на ЖДА. Габариты принимаемых мер настолько возросли, что с каждым днем все больше воплощается в действительность мысли о трансформации ЖДА из ряда чисто медицинской в общегосударственную проблему (1,5). Накал страстей вокруг проблемы ЖДА обязывает каждого специалиста вносить собственный вклад в скорейшей разгадке ключевых аспектов причин так частого ее распространения в регионе среди женщин фертильного возраста.
В свете вышеизложенных обстоятельств предпринята настоящая работа целью, которой явилась определить стержневые причины столь массового распространения ЖДА среди женщин фертильного возраста в регионе.
Материалы и методы исследования. Прежде чем приступить к реализации задач, поставленных перед настоящей работой, была создана рабочая группа в составе: гастроэнтеролога, гематолога, акушер-гинеколога и терапевта с уточнением обязанностей каждого из них. В соответствии составленному графику осуществлялись плановые выезды в сельские врачебные пункты (СВП) для оказания консультативной помощи местному населению. Итоги годичной коллективной работы членов группы легли в основу настоящего исследования. Информационный банк обогащался путем обобщения результатов клинико-анамнестических и лабораторно-инструментальных исследований больных ЖДА и медицинских карт, по ходу их проспективного и ретроспективного изучений. Проспективные исследования осуществлялись во времени регулярных выездов членов рабочей группы в СВП Алатского и Каракульского районов. Также анализировались сведения, полученные путем ретроспективного анализа данных медицинских карт больных ЖДА, пролеченных в течение последних 5 лет на базе гематологического отделения многопрофильного медицинского центра региона. Всего анализу подвергались более полтора (1515) тысячи медицинских документов. У 863 (57%) из них была констатирована легкая, у 462 (30%) средняя, а у остальных 205 (13%) с лишним лиц тяжелая степень ЖДА. Из общего количества 1515 медицинских документов, 1050 (70%) составляли амбулаторные карты больных ЖДА находящихся на диспансерном учете соответствующих СВП. В круг исследования привлекались медицинские документы женщин детородного периода в возрасте от 18 до 42 года.
Во всех случаях диагноз ЖДА документировался на основании клинико-анамнестических и лабораторно-инструментальных исследований. Некоторым больным для верификации диагноза ЖДА, особенно в условиях СВП порой требовались применения специфических тестов, таких как определение содержания сывороточного железа, железо связывающей способности плазмы и т.д. В таких случаях пользовались возможностями лабораторной службы областного многопрофильного центра. Для исключения желудочно-кишечных причин развития ЖДС прибегали к помощи рентгенологических и эндоскопических исследований. При необходимости консультировались ведущими специалистами региона. В отдельных случаях за лабораторными показателями ЖДА вели продолжительный мониторинг в течение востребованного времени.
Полученные результаты и их обсуждения. В ходе проведенных исследований были получены следующие результаты. Диапазон региональных причин, способствующих к развитию ЖДС, оказался достаточно широким (см. табл). В нем значились самые разные причинные факторы: начиная от различных видов кровотечения заканчивая до алиментарного. Даже по ходу беглого анализа спектра этиологических компонентов ЖДА сразу же бросалась в глаза не приметность ранее доминирующего фактора в виде частых до 5-6, не говоря уже о 8-10 родов. Действительно этот фактор не был зафиксирован ни в одном случае исследования. Также крайне редко встречались эпизоды гастродуоденального кровотечения. Обнаруженные единичные случаи таковых эпизодов были обусловлены в основном НПВС ассоциированными гастропатиями. Из-за минимального количества они не были включены в общий реестр причинных факторов.
Таблица 1
Частота региональных причин ЖДА
Перечень основных причин |
Частота встречаемости |
|
абсолют. |
относит. |
|
1. Метроррагия |
186 |
12,1% |
2. Дисменорея |
168 |
11,2% |
3. Алиментарные |
136 |
9,0% |
4. Укороченный межродовой интервал |
95 |
6,3% |
5. Частые аборты |
90 |
6,0% |
6. Гельминтозы |
46 |
3,1% |
7. Смешанные |
794 |
52,3% |
Зато, в отличие от предыдущих лет, в структуре этиологических факторов ЖДА появились новые лидеры очевидно характерные для настоящего времени. В соответствии полученных данных, весьма неожиданно на передовую позицию вышли метроррагия и менорагия зачастую обусловленные ВМС. Вместе они составили 23,6% сумму причин способствующих к развитию ЖДА. Из общего количества 1350 женщин с ВМС у 24% наблюдались метроррагии и менорагии. Учитывая генез данных факторов, по-другому их можно будет называть не иначе как ятрогенными. В связи с чем, установленный факт лишний раз обязывает специалистов строго и дифференцированно прибегать к помощи ВМС и одновременно поиску менее обременительных способов предохранения от беременности.
На редкость впечатляющей была роль алиментарных факторов в происхождении ЖДС в регионе. Они в совокупности составили 9,1% спектра выявленных региональных причин ЖДА. Среди них неоспоримое значение приобретала роль чрезмерного приема молока и чая. Многие женщины фертильного возраста из числа сельского населения практически не скрывали факт ежедневного утреннего употребления «ширчоя» (одновременно приготовленные молоко и чай), более известного в обиходе под именем «калмыцкого» чая. Ведь не секрет что оба нутритивные ингредиенты весьма популярны в качестве мощнейшего ингибитора, достаточно наглядно препятствующего всасыванию железа в кишечнике. Понятно, что только оповещением соответствующей информации этот вопрос не решит. Разумеется, тут необходимы более масштабные конструктивные мероприятия с включением государственных ресурсов. Требуется принятие обширных мер по выпуску мучных изделий обогащенных железом. Наладить технологию производства колбасных изделий и паштетов из печени (ливерная), легких, селезенки и т.д. животного.
Следующим по частоте встречаемости оказался укороченный межродовой интервал, который встречался около 6,3% случаев анализа медицинских карт. Этот факт очень часто имело место у женщин фертильного возраста, вступивших в брак в течение последних 8-10 лет. Еще чаше он встречался у женщин с наличием двух однополых детей. При частной беседы с некоторыми из них выяснилось наличие желания заиметь минимум двух разнополых детей как можно быстрее, желательно в начальных периодах супружеской жизни. В этом плане не менее влиятельными были мнения старших, принимавших непосредственное участие в создании семьи. Весьма тревожной оказалась позиция женщин фертильного возраста относительно должного (на наш взгляд физиологического) интервала между родами. К великому сожалению у многих из них элементарно отсутствовали понятия о соблюдении минимум четырехлетнего интервала между родами без абортов и выкидышей. Отсюда, незамедлительно следует усилить просветительную работу среди женщин фертильного возраста преимущественно проживающих в сельской местности. Полагаясь, на приобретенный опыт членов рабочей группы следует подчеркнуть, что для данной цели одинаково хороши как вербальные, так и невербальные методы просвещения.
К сожалению, частые аборты, связанные с нежеланной беременностью также нередко служили причиной развития ЖДА. Указанный факт имело место 6,0% случаев исследования медицинских карт детородных женщин. Чаще всего он регистрировался у женщин с наличием двух или трех детей с разными гендерными признаками. Сложившаяся ситуация вокруг данного явления обязывает специалистов как можно быстрее применять соответствующие меры предохранения от беременностей именно у этой группы женщин фертильного возраста.
Гельминтозы крайне редко служили в качестве единственной причины (3,1%) развития ЖДА. Очень часто идентифицировалась инвазия острицы (enterobios vermicularis) и аскариды (ascoridis lumricoideus). Как правило, они одновременно встречались с другими факторами, чаще всего вместе алиментарными. Поэтому не сочли нужным более подробно останавливаться на них.
Перечисленные региональные причины развития ЖДС зачастую встречались в совокупности. Подобный вариант отмечался более чем 50% проанализированных медицинских картах. Чаще всего сочетались метроррагии, менорагии и алиментарные факторы, гельминтозы. Как правило, сочетанные варианты идентифицировались у женщин фертильного возраста с тяжелыми формами ЖДА.
На основании проведенных исследований можно заключить, что ЖДА по-прежнему продолжает занимать лидирующее положение в спектре ЭГЗ женщин фертильного возраста, особенно проживающих в сельской местности. В течение последних 20 лет произошла неприметная смена ведущих причин развития ЖДС. Вместе прежнего лидера в виде частых родов на первый план поднялись ятрогенные метроррагии и дисменореи, а также алиментарные факторы и укороченный межродовой интервал.