Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИКРАМ-ЙОГИ В СТУДИИ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(291)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Московченко А.А. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИКРАМ-ЙОГИ В СТУДИИ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 24(291). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/291/151511 (дата обращения: 11.01.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИКРАМ-ЙОГИ В СТУДИИ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ

Московченко Алиса Андреевна
студент, ФГБОУ ВО Казанский государственный институт культуры, РФ, г. Казань
Мочалов Денис Владимирович
научный руководитель, доцент, ФГБОУ ВО Казанский государственный институт культуры, РФ, г. Казань

 

METHODS APPLICATION OF TEACHING CLASSICAL DANCE USING BIKRAM YOGA IN A MODERN CHOREOGRAPHY STUDIO

 

Alisa Moskovchenko

Student, Kazan State Institute of Culture, Russia, Kazan

Denis Mochalov

Associate professor, Kazan State Institute of Culture, Russia, Kazan

 

Аннотация. Развитие классического танца в настоящее время требует от танцора нового подхода и решений к его видению, применения новой пластической формы. В данной статье представлены исследования внедрения упражнений Бикрам-йоги в структуру занятий классического танца. Углубленное изучение классического танца приводит к многочисленным травмам. Бикрам-йога в свою очередь направлена на восстановление, мягкое вытягивание мышц и разворот суставов.

Целью работы явилось проведение комплексного анализа влияния Бикрам-йоги на процесс обучения классическому танцу и исследование его пользы с точки зрения здоровья и эмоционального развития будущих танцоров. Благодаря проведенному эксперименту и статистическому анализу было доказаноно, что введение элементов Бикрам-йоги в структуру урока классического танца эффективно для развития физических качеств и эмоционального состояния.

Abstract. The development of classical dance currently requires a new approach and decisions from the dancer to his vision, the use of a new plastic form. This article presents research on the introduction of Bikram yoga exercises into the structure of classical dance classes. In-depth study of classical dance leads to numerous injuries. Bikram yoga, in turn, is aimed at restoration, gentle stretching of muscles and joints rotation. The purpose of the work was to conduct a comprehensive analysis of the Bikram yoga influence on the process of learning classical dance and to study its benefits from the point of view of the health and emotional development of future dancers. Thanks to the experiment and statistical analysis, it was proven that the introduction of Bikram yoga elements into the structure of a classical dance lesson is effective for the development of physical qualities and emotional state.

 

Ключевые слова: Классический танец, Бикрам-йога, выворотность, танцевальный шаг, гибкость, выносливость, эмоциональное состояние

Keywords: Classical dance, Bikram yoga, turnout, dance step, flexibility, endurance, emotional state

 

Введение. Тенденция развития современных форм хореографии требует от танцора нового подхода к видению всего танца, новой пластической формы, но базовые знания о человеческом теле, его физическом совершенствовании, здоровье и работоспособности остаются немаловажными.

Искусство хореографии – это искусство действия, исполнитель должен выполнять определенные движения, которые возможны в условиях физической выносливости человека [1, с. 3]. Конечно, физическая нагрузка на организм человека вызывает переутомление. Переутомление, в свою очередь, снижает качество работы [2].

Безусловно, важным аспектом базовой подготовки танцоров является знание физиологических основ физических данных, дыхания, процесса выработки механизмов его регуляции, а также овладение различными эффективными методами их совершенствования, умения применять их на разных этапах хореографической деятельности [3].

Йога, как средство развития, укрепления и поддержания физических и психических свойств человеческого организма, способна решить многие проблемы, связанные со здоровьем современных детей [4]. Исходя из этого возникает вопрос актуальности и интерес к эффективности влияния упражнений йоги, введенных в классический танец.

Углубленное изучение классического танца приводит к многочисленным травмам. Бикрам-йога же направлена на восстановление, мягкое вытягивание мышц и разворот суставов. Внедрение йоги в классический танец нужно для снижения травмоопасности детей, развития выносливости, а также грамотному подходу к формированию у учащихся мышечного корсета.

Бикрам-йога позволяет развивать гибкость, силу и выносливость, что подтверждено в спортивных исследованиях [5] и фитнес-индустрии. Ввиду вышеизложенного была определена цель работы: провести комплексный анализ влияния Бикрам-йоги на процесс обучения классическому танцу и исследовать его пользу с точки зрения здоровья и эмоционального развития будущих танцоров.

Материал и методы. Для проверки эффекта внедрения разработанной последовательности комплекса упражнений обучение проводили в студии современной хореографии Дениса Фейзова на двух группах детей 13-16 лет численностью по 11 человек в каждой (1 группа – контрольная, проводили урок классического танца; 2 группа – экспериментальная, в структуру занятия классического танца вводили асаны из Бикрам-йоги).

Для определения уровня физической подготовки, соответствующего требованиям к взвешиванию и квалиметрии, была использована серия тестов.

Измерение показателей выворотности, танцевального шага и гибкости делали по балльной шкале, уровня выносливости проводили с помощью широко применяемого гарвардского степ-теста [6, 7]. Также проводили психологическое тестирование Г. Айзенка по шкале эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма). Шкала представляет собой часть методики Г. Айзенка для измерения экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Статистический анализ полученных данных проводили с помощью программ STATISTICA 6.0 и MS Excel c применением теста Манна-Уитни.

Результаты исследования. Параметрами оценки эффективности введения элементов Бикрам-йоги служили различные пробы, результаты которых представлены на рисунке 1 и рисунке 2.

 

Рисунок 1. Динамика уровня физических данных обучающихся

Примечание: * - наличие статистически значимых отличий от значений группы контроля.

 

По результатам оценки, проведению статистического анализа и интерпретации полученных результатов установлено, что в начале проведения эксперимента между показателями выворотности, танцевального шага и гибкости тела 1 и 2 групп статистически значимых отличий не было. По общесреднему показателю выворотности группы были идентичны. Танцевальный шаг 2 группы был лучше первой группы на 0,5 %, в то время как гибкость тела 1 группы была выше на 0,9 %. Данные отличия критериев при проведении сравнений были незначительны, что в дальнейшем не влияло на ход эксперимента.

Спустя месяц после интеграции элементов Бикрам-йоги в структуру урока классического танца, критерий выворотности 2 группы был выше, чем в 1 группе на 10,5 %, гибкость тела в этой же группе была выше на 10,1 %, что также не имело статистически значимых отличий.

Статистически значимые отличия наблюдали по танцевальному шагу во 2 группе: шаг был лучше в сравнении с 1 группой на 13,9 % (р<0,000013).

К концу проведения эксперимента 2 группа имела статистически значимые отличия в сравнении с группой контроля по выворотности, шагу и гибкости тела, что было выше на 18,1 % (р<0,000085), 14,6 % (р<0,000003) и 17,9 % (р<0,000003) соответственно.

Данные изменения говорят о положительном влиянии элементов Бикрам-йоги на эффективность применения упражнений классического танца.

Далее, для исследования выносливости по гарвардскому степ-тесту была подготовлена скамья высотой 40 см, учитывая возрастные особенности групп. С помощью гарвардского степ-теста количественно оценивали восстановительные процессы после дозированной мышечной работы. От ранее известных функциональных проб степ-тест отличается как характером выполняемой испытуемыми нагрузки, так и формой учета результатов тестирования.

После окончания физической нагрузки испытуемые отдыхали сидя.

Начиная со 2-й минуты 3 раза по 30-секундным отрезкам времени подсчитывали частоту сердечных сокращений (ЧСС): с 60-й до 90-й, со 120-й до 150-й и со 180-й до 210-й секунды восстановительного периода. Значения этих трех подсчетов суммировали и умножали на 2. Результаты тестирования выражены в условных единицах в виде индекса гарвардского степ-теста (ИГСТ), величина которого рассчитывается из уравнения:

ИГСТ=Т*(100/(f2+f3+f4))*2,                                                                                                (1)

где Т – фактическое время выполнения физической нагрузки в секундах; f2, f3, f4 – сумма ЧСС за первые 30 с каждой (начиная со 2-й) минуты восстановительного периода.

Величина 100 необходима для выражения ИГСТ в целых числах, а цифра 2 – для перевода суммы ЧСС за 30-секундные промежутки времени в число сердцебиений за минуту. При определении ИГСТ не учитывается ЧСС за 1-ю минуту восстановительного периода. Величина ИГСТ характеризует скорость восстановительных процессов после напряженной физической нагрузки и оценивается по шкале. Чем быстрее восстанавливается ЧСС после степ-теста, тем меньше величина f2+f3+f4 и, следовательно, выше ИГСТ.

 

Рисунок 2. Показатели выносливости по средним значениям индекса гарвардского степ-теста

Примечание: * - статистически значимые отличия (p<0,000006).

 

По результатам исследования выносливости обучающихся при сравнении 1 и 2 групп было выявлено, что ИГСТ в начале опыта и спустя месяц исследований (разница на 3,8 %) не имел статистически значимых отличий. Тем не менее, зарегистрировано повышение выносливости в обеих группах, что позволяет судить о положительном влиянии продолжительного применения упражнений в любом из исследуемых вариантов проведения занятий. По завершению эксперимента также проводили тест на выносливость, благодаря которому были выявлены статистически значимые отличия во 2 группе (ИГСТ составил 74,78, что говорит о развитии средней выносливости) в сравнении с первой (ИГСТ составил 70,48). Разница между группами составила 6,1 % (p<0,000006). Полученные результаты говорят о снижении уровня утомления обучающихся и повышения выносливости.

В начале и конце эксперимента также провели тестирование по шкале эмоциональной стабильности – нестабильности (нейротизма) Г. Айзенка.

По результатам проведения тестирования на начало эксперимента выявлено, что из 11 обучающихся контрольной группы 1 (9 %) человек был в нестабильном эмоциональном состоянии, 9 (82 %) в средне стабильном эмоциональном состоянии и 1 (9 %) – в стабильном эмоциональном состоянии. При этом 91 % отвечающих был не искренним в своих ответах. Аналогичная картина наблюдалась и во 2 группе.

Спустя два месяца исследования, обучающиеся 1 группы находились в средне стабильном (45 %) и стабильном (55 %) эмоциональных состояниях, при этом 91 % отвечающих был искренен в своих ответах. По результатам тестирования 100 % опрошенных 2 группы находились в стабильном эмоциональном состоянии и были искренни в своих ответах. Данные результаты позволяют судить о благоприятном влиянии как занятий классического танца, так и классики с интеграцией в неё элементов Бикрам-йоги на эмоциональное состояние, и, как следствие, на психологическую обстановку в коллективе.

Заключение. Таким образом, благодаря проведенному эксперименту было установлено, что введение элементов Бикрам-йоги в структуру урока классического танца эффективно для развития физических качеств и эмоционального состояния.

 

Список литературы:
1. Бирюк, Е.В. Хореографическая подготовка в спорте: метод. рекомендации / Е.В. Бирюк, Н.А. Овчинникова. – Киев: Изд-во КГИФК, 1990. – 20 с.
2. Филиппов, Я.О. Влияние занятий танцами на здоровье студентов / Филиппов Я.О., Митин М.Н., Филиппова С.Н. // В сборнике: Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса. Материалы Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Посвящена 80-летию ДонНУ. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. – 2017. – С. 284-287.
3. Ермохина, В.Ю. Специфика обучения подростков средствами современного танца в школах искусств / В.Ю. Ермохина // Молодой ученый. – 2020. – № 2. – С. 386-389.
4. Иванов, В.Д. Занятия йогой. Условия благоприятного влияния на организм человека / Иванов В.Д., Ярушин С.А. // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – № 4 (15). – С. 427-433.
5. Пангелова, Н. Применение элементов восточных оздоровительных систем в физическом воспитании детей: теоретико-методологический аспект // Спортивный вестник Приднепровья. – 2018. – № 3. – С. 107-112.
6. Воронин, Р.М. Гарвардский степ-тест в оценке функционального состояния юношей 17-18 лет // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. – 2011. – № 22 (117). – С. 182-185.