Статья:

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ В СИНТЕЗЕ С НАРОДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТВОРЧЕСТВОМ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(291)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Клинова Н.В. СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ В СИНТЕЗЕ С НАРОДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТВОРЧЕСТВОМ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 24(291). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/292/151500 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ В СИНТЕЗЕ С НАРОДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТВОРЧЕСТВОМ

Клинова Надежда Владиславовна
студент, кафедра хореографического искусства, ФГБОУ ВО Казанский Государственный институт культуры и искусств, РФ, г. Казань

 

MODERN DANCE IN SYNTHESIS WITH FOLK ARTS

 

Nadezhda Klinova

Student, Department of Choreographic Art of the Kazan State Institute of Culture and Arts, Russia, Kazan

 

Аннотация. Активное развитие современного танца повышает спрос на преподавателей-хореографов, владеющих знаниями методики обучения, в которой умело переплетены современные веяния, где есть место подходам с традиционной народной культурой. Данное уникальное сочетание может открыть перед зрителем новые грани выразительности и эмоциональности, а каждый элемент - от музыкального сопровождения до хореографических композиций – сыграть важную роль в передаче глубины и многогранности культурного наследия.

Abstract. The active development of modern dance increases the demand for teachers-choreographers who have knowledge of teaching methods that skillfully intertwine modern trends, where there is a place for approaches with traditional folk culture. This unique combination can open up new dimensions of expressiveness and emotionality for the viewer, and each element - from musical accompaniment to choreographic compositions - plays an important role in conveying the depth and versatility of cultural heritage.

 

Ключевые слова: современный танец; народное художественное творчество; синтез стилей, народное творчество.

Keywords: modern dance; folk art; synthesis of styles, folk art.

 

Характерной особенностью современного танца является знакомство с состоянием «здесь и сейчас». Это состояние связано с интеграцией интеллектуального, эмоционального и физического аспектов, его можно назвать состоянием целостности. Именно опыт переживания такого состояния сам по себе приводит к гармонизации и дальнейшему саморазвитию личности.

Современный танец остается многогранным и быстроразвивающимся направлением, его возможности увеличиваются с каждым днем, что делает это направление танца уникальным для изучения в аспекте саморазвития личности и в контексте нашей темы.

Народное творчество – это художественное искусство, которое создаёт народ: фольклор, народная поэзия, театр, музыка, танец, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура, то есть творческая художественная деятельность народных масс. Отличительной особенностью народного творчества (фольклора) является его древнее происхождение, ведь подобные произведения создавались в то время, когда еще не было даже письменности.

Современное народное творчество существует и развивается независимо от нас, от того, изучаем мы его или не изучаем. Но изучение истоков нашей культуры, приобщение молодого поколения к ней путем современных подходов – это основная задача каждого взрослого.

При создании хореографического произведения с элементами народного творчества, постановщику необходимо учитывать, как на формирование движений повлияли условия жизни народа, его занятия, климат и другие факторы, ведь танцевальный язык отражает характер народа, его темперамент, а также образ жизни и социальную структуру. К наиболее распространённым источникам влияния на хореографический текст народа относятся:

1. Рельеф местности, географическое положение: например, русские шагали широко, уверенно, горцы-карпаты – небольшими шагами, осторожно, поморы – раскачиваясь, широко расставляя ноги, чукчи, коряки – с кочки на кочку.

2. Климат: логично, что от него зависела форма одежды; она, в свою очередь, оказывала влияние на формирование пластики, например, русские северные танцы исполнялись в тяжелой длинной одежде, сарафанах, южане танцуют в легкой свободной одежде.

3. Национальные украшения: например, в башкирских танцах используются браслеты, серьги, у монголов, калмыков – тряска корпуса, звон монет, для жителей Кавказа типичны руки на кинжале.

4. Уклад жизни: например, для Молдавии актуальны сбор винограда, для Литвы – лен, для Башкирии – наездники, для Белоруссии – бульба.

5. Обычаи и нравы: например, в Узбекистане нет парных танцев, существует разделение на мужскую и женскую половину. Обычаи и нравы формируются под влиянием философии и религии.

Как же педагогу-хореографу использовать народное художественное

творчество на занятиях по современному танцу? Вот несколько вариантов:

1. Интерпретация народных танцев: современные танцоры могут адаптировать движения из народных танцев под современные музыкальные композиции и стили исполнения. Например, они могут использовать характерные шаги, повороты или ритмические схемы народных танцев и комбинировать их с современными элементами, такими как современные падения, изолированные движения или техники контактного импровизационного танца. Такие трансформации помогают сохранить связь с народным танцем, одновременно придавая ему современное звучание и стиль.

Сюда же отнесем эксперименты с музыкальным сопровождением: современные танцевальные постановки могут экспериментировать с использованием разнообразной музыки, чтобы создать интересные и уникальные звуковые ландшафты. Это может включать в себя смешивание традиционной музыки с современными жанрами, такими как электронная музыка, джаз или хип-хоп, а также использование живых инструментов и звуковых эффектов. Такие эксперименты помогают обогатить музыкальное сопровождение и создать более многогранный звуковой фон для танцевальных выступлений.

Также уместно будет использование народной тематики и образов для создания сюжетных и концептуальных постановок. Например, тема любви, борьбы или праздника может стать основой для современной танцевальной интерпретации, вдохновленной народным творчеством. Такие постановки позволяют создать связь с культурным наследием и традициями, одновременно предлагая новые и интересные танцевальные образы и идеи.

В народно  художественной культуре присутствует эмоциональная глубина и исторический контекст: можно использовать традиционные темы, образы и сюжеты для исследования широкого спектра человеческих эмоций и социальных вопросов. Это помогает создать танцевальные постановки, которые не только развлекают, но и вдохновляют, задумывают и вызывают эмоциональные реакции у зрителей .

Перечисленные выше подходы к интерпретации народных танцев в современном танце позволяют танцорам и хореографам находить новые и инновационные способы выражения и вдохновения через танец.

2. Использование народных костюмов и реквизита: народные костюмы и реквизит из народного творчества помогает создать аутентичную атмосферу. Это может включать в себя не только типичные одежды, но и аксессуары, такие как головные уборы, украшения или реквизиты, специфичные для определенных народов или регионов.

Использование народного художественного творчества в создании костюмов для современного танца может придать выступлению уникальный и запоминающийся внешний вид, а также помочь в передаче атмосферы и тематики постановки. Вот несколько способов, как можно воплотить эту идею:

- Использование традиционных элементов костюма, например, это могут быть вышивки, узоры, аппликации, которые характерны для национальной одежды определенной культуры или региона.

- Интерпретация традиционных мотивов, например, можно использовать абстрактные геометрические узоры или изображения природы, которые вдохновлены народной росписью или вышивкой.

- Эксперименты с тканями и текстурами, например, это могут быть шелк, шерсть, лен, хлопок и т. д. Эксперименты с текстурами и фактурой тканей могут придать костюмам уникальность и оригинальность.

- Сочетание стилей и элементов, например, это может быть традиционная форма одежды с современными кроем или аксессуарами, такими как обувь или украшения.

- Выразительность и функциональность: костюмы для современного танца должны не только быть красивыми и выразительными, но и функциональными. Важно учитывать комфортность и удобство для танцоров, а также уровень активности и динамичность выступления при выборе материалов и деталей костюма.

- Использование народного художественного творчества в создании костюмов для современного танца открывает широкие возможности для творчества и самовыражения дизайнеров, позволяя им создавать уникальные и оригинальные образы, которые отражают культурное наследие и традиции различных народов.

3. Слияние стилей: танцоры могут интегрировать элементы народных танцев с другими стилями, чтобы создать уникальные и эмоционально насыщенные постановки. Например, они могут совмещать традиционные танцевальные ритмы с современной хореографией или использовать элементы народных танцев в контексте уличного танца или хип-хопа.

4. Исследование культурных традиций: погружение в культурные традиции различных народов помогает танцорам лучше понять и воплотить их в современном контексте. Это может включать в себя изучение музыки, ритуалов, обрядов, костюмов и фольклора, что в конечном итоге помогает создать более глубокие и содержательные танцевальные композиции.

5. Создание сюжетных постановок: использование народных сюжетов, легенд и мифов в качестве основы для современных танцевальных спектаклей может придать им эмоциональную и художественную глубину. Такие постановки могут быть визуально красивыми и эмоционально волнующими, а также способствовать сохранению и передаче культурного наследия народа.

Приведенные подходы могут использоваться как отдельно, так и в комбинации друг с другом, в зависимости от конкретной темы или задачи хореографа и его видения произведения. Главное — это сохранять уважение к источнику вдохновения и стремиться к тому, чтобы объединение народного художественного творчества и современного танца создавало что-то новое, интересное и вдохновляющее.

 

Список литературы:
1. Захаров Р.В. Слово о танце / Р.В. Захаров. – М.: Молодая гвардия», 1989. – 208 с.
2. Каргин А.С. Народная художественная культура. Учебное пособие /А.С. Каргин. – М., 1997. – 56 с.
3. Полятков С.С. Основы современного танца. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. – 88 с.
4. Серавин А.И. Исследование творчества / А.И. Серавин. – С.-П., 2005. – 7с.