Национальное достояние – задача современного исследователя
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Искусствоведение
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Национальное достояние – задача современного исследователя
В тезисах рассматривается проблема выявления и сохранения художественно-этнического наследия российских немцев. Важен их вклад в материальную и духовную культуру Сибири, где задействованы: музыкальное и изобразительное искусство, литература.
На территории Западной Сибири проживает одна из этнических групп – российские немцы. Их художественно-этническое наследие уникально и достойно представлено в социуме. Проблема выявления и сохранения художественно-этнического наследия российских немцев благотворно воздействует на взаимодействие представителей культур разных народов, дружелюбному взаимоотношению, что сегодня в условиях поликультурного общества является приоритетным. Сохранение и как следствие расширение национального достояния – задача современного исследователя.
Переселившиеся в Россию в разные временные отрезки и по разным причинам немцы всегда стремились сохранить свою национальную культуру, язык, быт, но им приходилось адаптироваться под местные условия. Материальная и духовная жизнь народа зависела от результата сельскохозяйственных работ, календарных и семейных праздников. Всё это и многое другое отражалось в фольклорных и художественных традициях сибирских немцев. Значимые и самобытные произведения изобразительного искусства, выполненные ими, дороги нам как историческая память советского времени, а также как отображение этнической картины мира. «Этническая картина мира – это совокупность устойчивых, связных представлений и суждений об общественном бытие, жизни и деятельности, присущие членам конкретной этнической общности… Этническая картина мира обнаруживает себя через поступки и действия людей, а также через их объяснения своих намерений и поведения» [4]. Можно наблюдать как в творчестве художников российских немцев присутствует влияние русского, и западноевропейского искусств.
Художественная жизнь – это особая область духовной жизни общества [1]. Сегодня существует живой интерес к сохранению художественно-эстетического наследия многонационального российского государства после масштабного уничтожения памятников культуры, искусства и религии. В краеведческих музеях Тобольска, Тюмени представлены историко-этнографические памятники, фонды письменные и визуальные подтверждения о немецком этносе Западной Сибири.
Неоценим и разносторонен вклад, переселившихся по разным причинам немцев в Россию, в создании материального и духовного пласта в культуру Западной Сибири, где задействованы: музыкальное и изобразительное искусство, литература.
Многие историки, этнографы, политологии искусствоведы обращали внимание на проблему сохранения наследия российских немцев. Так доктор философии Т.Н. Чернова разработала указатель новейшей литературы по истории и культуре немцев «Российские немцы» [3]. Документальные материалы из музейных архивов, передали знания материального мира и духовной культуры рассматриваемого народа и вошли в монографию «История и этнография немецких немцев Сибири» (Омск, 2009). Достаточно часто в «Известиях Омского государственного историко-краеведческого музея» излагаются результаты новейших исследований этнографии, истории немцев Сибири, сопровождающие их современные этнические процессы традиционной культуры и календарной обрядности [2]. Отрадно наблюдать, как молодые ученые заняты данной научной темой. Например, Язовская Светлана Викторовна, совсем недавно защитила диссертацию «Художественно-эстетическое наследие российских немцев на территории алтайского края второй половины XX – начала XXI вв.». Она глубоко исследовала роль творчества художников – российских немцев в художественной жизни Алтайского края, в формировании искусства региона. Диссертантом обнаружены факты участия российских немцев в боевых действиях против фашизма в период 1941–1945гг., подтвержденные публикациями газеты “RoteFahne”.
Искусствоведческий аспект рассматриваемой проблемы представлен в работах докторов искусствоведения, педагогов Алтайского госцдарственного университета факультета искусств: Т.М. Степанской, Л.И. Нехвядович. Профессор Т.М. Степанская обращала своё внимание и внимание студентов, аспирантов на творчество немецких художников, связавших свою жизнь с Россией. Как инициатор выставки «Из художественного наследия Бахов», она широко отобразила творчество художника А. Фризена и скульптора И.Ц. Зоммера.
Совокупные результаты вышеуказанных исследований востребованы и использованы в образовательном процессе (лекциях, семинарских занятиях) Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева. Новые знания помогают воспитать в подрастающем поколении понимание культур и необходимость более тесного сотрудничества, подталкивают на создание новых форм культурных контактов между Россией и Германией. В виде художественных выставок, концертов творческих коллективов, литературных чтений и т.д.