Особенности украшений в технике «Канзаши»
Секция: Искусствоведение
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Особенности украшений в технике «Канзаши»
Одним из интересных разделов изобразительного искусства является декоративно-прикладное искусство. В исследованиях А. С. Максяшина указывается, что декоративно-прикладные произведения отличны по функции и масштабу от монументальных и станковых произведений и способны удовлетворять различные вкусовые предпочтения людей [3].
Произведения декоративно-прикладного искусства характеризуются тем, что в них «…особенности натуры воспроизводятся в условно-перевоплощенном виде, что дает возможность целостно и обобщенно получать информацию об отдельных свойствах и качествах художественного произведения в виде различных ощущений; прослеживается единство эстетического и утилитарного начал. Декоративное произведение обладает рядом таких устойчивых и неизменных особенностей, как форма предмета, цветовое и орнаментальное решение» [1].
Не менее важным признаком декоративно-прикладных произведений является декоративность. Это качественная особенность произведения, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем, форма выражения красоты [4]. Декоративность рассматривается декоративность как совокупность художественных свойств, усиливающих эмоционально-выразительную и художественно-организующую роль произведений искусства [3]. Данная особенность формирует такие свойства декоративно-прикладного искусства, как условность, непосредственность, праздничность, наивность.
Виды декоративно-прикладного искусства разнообразны. В зависимости от вида обработки материала выделяются: роспись по дереву, металлу и папье-маше, чеканка, гравировка и литье металла, узорное тканье, набивка ткани, кружевоплетение, вышивание и т.д. В зависимости от технологии обработки материала можно выделить такие виды декоративно-прикладного искусства, как художественная резьба, набойка, вышивка и т.д. С учетом утилитарных качеств предметов декоративно-прикладное искусство подразделяется на такие виды, как: одежда, посуда, бытовая утварь и т.д. [3].
Декоративно-прикладное искусство разных народов имеет как общие черты, так и специфические, выражающиеся в подходе к материалу и его свойствам, форме художественного изделия, декору. На сегодняшний день особый интерес представляет национальное декоративно-прикладное искусство, в частности, канзаши. Это японские традиционные женские украшения из лент для волос. Прекрасные и достаточно сложные в своем исполнении канзаши зачаровывают своей красотой и яркими цветами.
Несмотря на то, что расцвет искусства канзаши датируется XVIII – нач. XIX вв., на сегодняшний день оно весьма востребовано. Вручную исполненные изящные цветы могут с успехом использоваться и в декорировании одежды, и в оформлении интерьера.
Известно, что жители Японии всегда по-особому относились к красоте. Им представлялось, что великолепие и изящество могут быть переданы не только словами, но и разнообразными украшениями. Укладка женщинами волос в затейливые прически связана с появлением гейш. Так сложилось, что канзаши стали особенно популярны у служительниц мира «цветов и ив» – гейш и их учениц (майко). Именно на них эти украшения можно было видеть чаще всего. Особенно роскошными и красивыми эти шпильки были у молодых начинающих майко. Это целые букеты с мелодично звенящими серебряными пластинками бира-бира (подвески в форме веера со свисающими металлическими полосками) и длинным цветочным дождем, изящно ниспадающим с основного украшения. Они притягивали взгляды к начинающей мастерице, а вот взрослые гейши подобных украшений никогда не носили. Считалось, что им ни к чему искусственно привлекать к себе внимание, поскольку от них в первую очередь требовалось умение обворожить и очаровать одним лишь взглядом [5].
По сравнению с простой шпилькой, которую можно по-разному использовать, канзаши требует особого подхода в применении. Японские традиции и история требуют соблюдения сложного свода правил, которые строго регламентируют подбор украшения не только к кимоно, но и к сезону, к конкретной ситуации. По этой причине канзаши насчитывает большое количество видов: тама-канзаши (шпилька, украшенная шаром из коралла, нефрита, агата или кости); бира (украшение из серебра в форме птиц или бабочек, украшенное свисающими цепочками); ёситё – (раздвоенные плоские шпильки, изготовленные из черепашьего панциря). Замужние женщины носили одну ёситё на виске, гейши – две и более. Еще одна разновидность заколок – цумами-канзаши – сложные, многоярусные аппликации, гирлянды из цветов, листьев и бабочек, выполненные из шелка. Отличие цумами-канзаши от остальных видов украшений заключается в кропотливой технике их изготовления: нарезанный на маленькие лоскутки шелк особым образом защипывали в треугольные лепестки, из которых собирали композиции [2]. Таким образом, цумами-канзаши – это один из видов большого класса заколок, которые носили и носят по сей день в Японии. Такую заколку украшают не только цветами. Это может быть простой костяной или деревянный шарик-шпилька (мимикаки) или шпилька в форме сосновой иголки (мацуба). Вероятно, появлению «цветущей шпильки» предшествует другое японское искусство – оригами, поскольку канзаши складывается из ткани наподобие бумажного журавлика, после чего крепятся к основе [2].
Следует отметить, что для каждого сословия на каждый месяц года с учетом периода природного цветения растений предполагается определенный цвет и стиль кимоно. Так, канзаши весной состоит из цветов вишни, сливы, персика, глицинии ирисов. Летом в заколки вплетаются цветы гортензии, колокольчиков, а также капли росы. Все это является символом радости, жизни. Осенью на прическах расцветают хризантемы сотнями своих сортов, гвоздика, цветок кудзу, патриния, леспедеция, а также эвкалиптовые, гинкго и кленовые листья. Осенний клен равноценен весенней сакуре по степени значения для культуры. Зимой украшения более лаконичны – колоски риса, бамбуковые листья. Только на время новогодних праздников принято носить нарядные канзаши – красно-бело-зеленые [5].
Использование разнообразных украшений объясняется по-разному. С одной стороны, считалось, что удачное применение цветочных композиций приносит удачу в жизни; человек с помощью внешних средств гармонизирует себя с жизнью, и жизнь отвечает признанием. С другой стороны, прическа женщины говорит о многом: о возрасте, социальном статусе, семейном положении, и даже количестве детей и т.д.
На сегодняшний день канзаши используют для украшения свадебных причесок, для чайных церемоний и т.д. Изменился и подход к материалу. Современные мастера складывают цветы не только из шелка, но и из джинсовой ткани, кожи, дорогой бумаги. Применяются дополнительные, помимо классических, способы складывания.
Таким образом, канзаши успешно существует и развивается в современном мире, приспособившись к новым условиям жизни. Необычайный расцвет этого вида творчества объясняется повышением интереса к национальным традициям, а также появлением новых материалов, оборудования, технологий, позволяющих мастерам реализовать свои творческие способности.