Статья:

Особенности украшений в технике «Канзаши»

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Нагипова Р.Г. Особенности украшений в технике «Канзаши» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 431 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности украшений в технике «Канзаши»

Нагипова Розалия Газинуровна
студент, Тобольский педагогический институт имени Д. И. Менделеева (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», РФ, г. Тобольск
Давалева Дина Акрамовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», РФ, г. Тобольск

 

Одним из интересных разделов изобразительного искусства является декоративно-прикладное искусство. В исследованиях А. С. Максяшина указывается, что декоративно-прикладные произведения отличны по функции и масштабу от монументальных и станковых произведений и способны удовлетворять различные вкусовые предпочтения людей [3].

Произведения декоративно-прикладного искусства характеризуются тем, что в них «…особенности натуры воспроизводятся в условно-перевоплощенном виде, что дает возможность целостно и обобщенно получать информацию об отдельных свойствах и качествах художественного произведения в виде различных ощущений; прослеживается единство эстетического и утилитарного начал. Декоративное произведение обладает рядом таких устойчивых и неизменных особенностей, как форма предмета, цветовое и орнаментальное решение» [1].

Не менее важным признаком декоративно-прикладных произведений является декоративность. Это качественная особенность произведения, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем, форма выражения красоты [4]. Декоративность рассматривается декоративность как совокупность художественных свойств, усиливающих эмоционально-выразительную и художественно-организующую роль произведений искусства [3]. Данная особенность формирует такие свойства декоративно-прикладного искусства, как условность, непосредственность, праздничность, наивность.

Виды декоративно-прикладного искусства разнообразны. В зависимости от вида обработки материала выделяются: роспись по дереву, металлу и папье-маше, чеканка, гравировка и литье металла, узорное тканье, набивка ткани, кружевоплетение, вышивание и т.д. В зависимости от технологии обработки материала можно выделить такие виды декоративно-прикладного искусства, как художественная резьба, набойка, вышивка и т.д. С учетом утилитарных качеств предметов декоративно-прикладное искусство подразделяется на такие виды, как: одежда, посуда, бытовая утварь и т.д. [3].

Декоративно-прикладное искусство разных народов имеет как общие черты, так и специфические, выражающиеся в подходе к материалу и его свойствам, форме художественного изделия, декору. На сегодняшний день особый интерес представляет национальное декоративно-прикладное искусство, в частности, канзаши. Это японские традиционные женские украшения из лент для волос. Прекрасные и достаточно сложные в своем исполнении канзаши зачаровывают своей красотой и яркими цветами.

Несмотря на то, что расцвет искусства канзаши датируется XVIII – нач. XIX вв., на сегодняшний день оно весьма востребовано. Вручную исполненные изящные цветы могут с успехом использоваться и в декорировании одежды, и в оформлении интерьера.

Известно, что жители Японии всегда по-особому относились к красоте. Им представлялось, что великолепие и изящество могут быть переданы не только словами, но и разнообразными украшениями. Укладка женщинами волос в затейливые прически связана с появлением гейш. Так сложилось, что канзаши стали особенно популярны у служительниц мира «цветов и ив» – гейш и их учениц (майко). Именно на них эти украшения можно было видеть чаще всего. Особенно роскошными и красивыми эти шпильки были у молодых начинающих майко. Это целые букеты с мелодично звенящими серебряными пластинками бира-бира (подвески в форме веера со свисающими металлическими полосками) и длинным цветочным дождем, изящно ниспадающим с основного украшения. Они притягивали взгляды к начинающей мастерице, а вот взрослые гейши подобных украшений никогда не носили. Считалось, что им ни к чему искусственно привлекать к себе внимание, поскольку от них в первую очередь требовалось умение обворожить и очаровать одним лишь взглядом [5].

По сравнению с простой шпилькой, которую можно по-разному использовать, канзаши требует особого подхода в применении. Японские традиции и история требуют соблюдения сложного свода правил, которые строго регламентируют подбор украшения не только к кимоно, но и к сезону, к конкретной ситуации. По этой причине канзаши насчитывает большое количество видов: тама-канзаши (шпилька, украшенная шаром из коралла, нефрита, агата или кости); бира (украшение из серебра в форме птиц или бабочек, украшенное свисающими цепочками); ёситё – (раздвоенные плоские шпильки, изготовленные из черепашьего панциря). Замужние женщины носили одну ёситё на виске, гейши – две и более. Еще одна разновидность заколок – цумами-канзаши – сложные, многоярусные аппликации, гирлянды из цветов, листьев и бабочек, выполненные из шелка. Отличие цумами-канзаши от остальных видов украшений заключается в кропотливой технике их изготовления: нарезанный на маленькие лоскутки шелк особым образом защипывали в треугольные лепестки, из которых собирали композиции [2]. Таким образом, цумами-канзаши – это один из видов большого класса заколок, которые носили и носят по сей день в Японии. Такую заколку украшают не только цветами. Это может быть простой костяной или деревянный шарик-шпилька (мимикаки) или шпилька в форме сосновой иголки (мацуба). Вероятно, появлению «цветущей шпильки» предшествует другое японское искусство – оригами, поскольку канзаши складывается из ткани наподобие бумажного журавлика, после чего крепятся к основе [2].

Следует отметить, что для каждого сословия на каждый месяц года с учетом периода природного цветения растений предполагается определенный цвет и стиль кимоно. Так, канзаши весной состоит из цветов вишни, сливы, персика, глицинии ирисов. Летом в заколки вплетаются цветы гортензии, колокольчиков, а также капли росы. Все это является символом радости, жизни. Осенью на прическах расцветают хризантемы сотнями своих сортов, гвоздика, цветок кудзу, патриния, леспедеция, а также эвкалиптовые, гинкго и кленовые листья. Осенний клен равноценен весенней сакуре по степени значения для культуры. Зимой украшения более лаконичны – колоски риса, бамбуковые листья. Только на время новогодних праздников принято носить нарядные канзаши – красно-бело-зеленые [5].

Использование разнообразных украшений объясняется по-разному. С одной стороны, считалось, что удачное применение цветочных композиций приносит удачу в жизни; человек с помощью внешних средств гармонизирует себя с жизнью, и жизнь отвечает признанием. С другой стороны, прическа женщины говорит о многом: о возрасте, социальном статусе, семейном положении, и даже количестве детей и т.д.

На сегодняшний день канзаши используют для украшения свадебных причесок, для чайных церемоний и т.д. Изменился и подход к материалу. Современные мастера складывают цветы не только из шелка, но и из джинсовой ткани, кожи, дорогой бумаги. Применяются дополнительные, помимо классических, способы складывания.

Таким образом, канзаши успешно существует и развивается в современном мире, приспособившись к новым условиям жизни. Необычайный расцвет этого вида творчества объясняется повышением интереса к национальным традициям, а также появлением новых материалов, оборудования, технологий, позволяющих мастерам реализовать свои творческие способности.

 

Список литературы:
1. Давалева, Д. А. Психолого-педагогические условия развития художественного вкуса подростков на занятиях декоративно-прикладного искусства [Текст] / Д. А. Давалева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 12 (68): в 2-х ч. Ч. I. – С. 191.
2. Зайцева, А.С. Канзаши: цветочное очарование Японии своими руками [Текст]: иллюстрированные мастер-классы, создание украшений «от А до Я», быстрый и красивый результат: 12+ / А. С. Зайцева. – Москва: Эксмо-Пресс, 2015. – 62 с. 
3. Максяшин А. С. Декоративно-прикладное и народное искусство: их сущность и содержание [Текст]: учебное пособие / А. С. Максяшин. – Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2012. – 44 с.
4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – 22-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1990. – 921 с. 
5. Сухова, О.В. Японское иcкуccтвo канзаши [Текст] / О. В. Сухова. – М.: 2008. – 55 с.