Статья:

Современная предметно-пространственная среда школ

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Белошицкая С.Н. Современная предметно-пространственная среда школ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(2).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современная предметно-пространственная среда школ

Белошицкая Софья Николаевна
магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург
Анисимова Татьяна Александровна
научный руководитель, доцент кафедры дизайна интерьера СПбГУПТД, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Обычно предметом изучения образовательной среды являются не средовые факторы обучения, такие как философия обучения, атмосфера группы, стиль преподавания, расписание, психологические и социальные модели и программы образовательной среды. Тем не менее, уже существуют исследования, указывающие на существенную роль пространственно-предметного компонента в организации различных аспектов учебного процесса.Пространственно-предметный компонент включает в себя синтез пространственных условий и предметного наполнения, которые формируют требуемые условия и поведение. Такая среда включает в себя учебное здание и помещения в нем, территорию с двором, озеленение, специальное оборудование и необходимую мебель.

Г.А.Ковалев и Ю.Г.Панюкова приводят следующие принципы организации пространственно-предметной структуры образовательной среды, которые могут быть определены как оптимальные:

1. Принцип разнообразности и сложности среды, предоставляющий возможность пространственного и предметного выбора образовательного процесса, всеми участниками.

2.Принцип связности различных функциональных зон, предоставляющий возможность многофункционального использования элементов среды и создание целостного пространства;

3.Принцип гибкости и управляемости среды, предоставляющий возможность изменения образовательного процесса, благодаря функциональным изменениям различных предметов.

4.Принцип организации среды как носителя символического сообщения. Несет дополнительную актуальную информацию пользователям среды и дает возможность удобного управления этой средой.

5.Принцип персонализации среды, предоставляющий возможность обеспечения субъектам образовательного процесса возможности удовлетворения потребности в персонализированном пространстве;

6.Принцип автономности среды, предоставляющий возможность обеспечения всех участников образовательного процесса вариантами жизнедеятельности, соответствующем возрастным, индивидуальным и другим особенностям.

Предметно-пространственная организация образовательной среды всегда структурировалась и корректировалась под тот или иной социальный заказ по формированию определенного индивидуально-психологического склада человека. Так же аккумулирует в себе культурно-исторические и идеологические ценности общества. В основе организации пространства образовательной среды, прежде всего, лежит функционально-деятельностный принцип, то есть, у каждого отдельного учебного заведения учитываются его особенности, где важную роль играет характер деятельности учащихся и от этого назначение помещений. Так, в советской школе мы привыкли к модульным одинаковым классам, и в своё время они полностью соответствовали поставленным целям. Сейчас же для образования нужна целая линейка разномасштабных классов: от маленького, где можно заниматься втроём-впятером, до лекционных аудитории на три-пять классов. Проанализировав основные требования, которые предъявляются к организации пространственной структуры образовательной среды современной системой средообразования, исследователи делают вывод, что основная цель данных требований - обеспечение актуального состояния и предоставление возможностей для развития учащихся, в зависимости от их индивидуально-психологического склада..

Существуют две основные тенденции в современной практике создании образовательного пространства : создание полифункциональных помещений для учащихся, предоставляющих возможность для организации различных видов деятельности (учеба, отдых, общение), и структурирование пространства по принципу «функциональной зонированности» помещения, где каждое место предназначено для определенной, строго регламентированной деятельности человека.

Рассмотрим примеры.

Умная школа в Иркутске.Многофункциональный комплекс. Начало строительства 2016г, открытие назначено на 2019г. Предполагается, что умная школа обеспечит платформу для педагогического развития в будущем. Комплекс зданий «Умной школы» в Иркутске архитекторы группируют вокруг двора(рис.1), который становится узловой точкой всего проекта и обеспечивает плавный переход между внутренним и внешним пространствами. Весь комплекс накрывается единой крышей, выступающей далеко за пределы зданий и тем самым создающих серию полуоткрытых веранд. Предусмотрена разная сред, которая учитывает разные образовательные ситуации и потребности (рис.2), она не узко специализирована и не привязана к традиционным школьным предметам  Отзывчивая среда школа поддерживает экспериментальное обучение.

 

Рис.1.Вид на школу сверху

 

                                       

                  Рис.2. Вид на крыльцо                                             Рис.2. Вид на учебное пространство

 

Пять основных принципов «Умной школы»:

— Природный урбанизм. Архитектура и интерьер школы – взаимодополняющие и равноценные компоненты, которые день за днём развивают у ребёнка эстетическое восприятие;

— Окружающий мир. Школа формирует бережное и ответственное отношение к окружающей среде;

— Сделай сам. Всё пространство школы – это лаборатория, где ребёнок получает знания не только из учебников, но и через эмоции и опыт;

 — Проекты для города. Школа открывается для города и её жителей, поэтому спортивный и культурно-досуговый центр будут доступны всем желающим в определённые дни;

— Отзывчивое пространство. Учебные помещения не будут узко специализированы и привязаны к школьным предметам.

Школа Saunalahti. Она находится в финском городе Эспоо (Финляндия) и спроектирована архитекторами компании «VerstasArchitects». Нестандартное здание представляет собой многофункциональный комплекс, включающий помещения для начальной и средней школы, детский сад, дом молодежи, театральный и спортивный залы, библиотеку и столовую. Общая площадь комплекса составляет 10500 квадратных метров.

Концепция проекта школы предполагает минимум ограничений в ходе учебного процесса. По этой причине дворовая территория школы не оборудована ограждением. Кроме того, в учебном заведении отсутствуют всевозможные турникеты, охрана, рамки металлоискателей и другие элементы системы безопасности. Имеются камеры видеонаблюдения.Фасады и интерьер школы сделаны из экологически чистых материалов (рис.3).

 

   

Рис.3. Вид на фасад со двора                  Рис.3. Вид на главный фасад

 

Наружная кирпичная кладка выполнена различными способами. Каждый из классов имеет индивидуальный холл, окрашенный в яркий цвет, что позволяет учащимся безошибочно определять нужное помещение. Окна в учебных помещениях весьма широкие, что по мнению авторов проекта способствует взаимодействию с окружающей средой и создает у детей ощущение большей свободы. Сам учебный процесс проходит в расслабленной обстановке. На уроках учащиеся имеют право сидеть где пожелают, кататься на стульях по классу, ложиться на диваны, придвигая к себе приставной стол для ноутбука. Общение между детьми в ходе занятия поощряется.Местом встречи учащихся школы является большая общая столовая (рис.4).

 

         

Рис.4. Большая столовая со сценой              Рис.5. Школьная библиотека

 

Здесь также расположена сцена, которая при необходимости превращает место общего питания в зрительный зал во время фестивалей, праздников концертов и других мероприятий.В вечернее время школа не перестает функционировать, превращаясь в спортивный и досуговый центр для местных жителей. Для всех желающих здесь работают спортивные залы, мастерские и многочисленные клубы по интересам (рис.5).

Можно еще раз подчеркнуть, что такая пространственно-предметная среда, должна обладать следующим:

1. Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной. Она должна состоять из разнообразных элементов, необходимых для формирования и оптимизации всех видов деятельности.

2. Среда должна быть достаточно связной, позволяя человеку переходить от одного вида деятельности к другому и выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты.

3. Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны учащегося, так и со стороны педагога. Гибкость и управляемость среды позволит учащемуся максимально широко проявить свою активность и стремление к преобразованию окружающего предметного мира, а педагогу - видоизменять функции различных предметов в соответствии с текущими педагогическими задачами.

4. Среда должна объединять в себе множество функций и оставаться открытым в любое время для всех. Таким образом, объединять не только школьников и преподавателей, но и местных жителей и привлекает дополнительные деньги.

5. Здание школы и прилегающая к нему территория должны составлять единую образовательную среду. Это значит, что обучение проходит не только в классе, а знание передаётся не только от учителя — сама среда воспринимается как инструмент обучения.

Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность. На ребенка оказывает влияние любая среда, и это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

 

Список литературы:
1. Дементьева, Т.Н. Преобразование внутренней и внешней среды школы / Т.Н. Дементьева // Научно-методический журнал ЗДВ. - 2008. - №4.-С.138-142.
2. Статья: Совершенствование пространственно - предметного компонента среды социальной службы http://www.bankreferatov.ru
3.Статья: Школа будущего: восемь показателей качества. http://www.strelka.com/ru/magazine/2014/11/03/school-of-the-future-8-points-about-russian-school