Статья:

Образно-пластический язык женской одежды через призму православия

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Григорян Н.А. Образно-пластический язык женской одежды через призму православия // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf (дата обращения: 05.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 16 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Образно-пластический язык женской одежды через призму православия

Григорян Назик Арменовна
студент 4 курса направления подготовки «Профессиональное обучение» профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»» Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева, (филиал) Тюменского государственного университета, РФ, г. Тобольск
Балахнина Лидия Васильевна
научный руководитель, канд. искусствоведения, доц. Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева, (филиал) Тюменского государственного университета, РФ, г. Тобольск

 

В статье рассматриваются особенности современной православной одежды, которые отражают социальное и финансовое положение, внутренние религиозные нормы. Автором произведена попытка анализа вестиментарного, т.е. носимого, одеваемого на себя, образа православной культуры построенного на органике внешнего и внутреннего в ретроспективе.

«Как бы ни развивалось искусство иного народа в достижении высоких форм и профессионального разнообразия, но непреложным остается наличие национального костюма с его своеобразием и особенностями, в которых выражена ментальная составляющая этноса» [1, с. 23].

Одежда – это во многом показатель нашей социальности, то есть включенности в общественный уклад, в социум. По ней можно прочитать к какой социальной группе относится человек, она отражает его внутренние нормы. «Являясь совершенством формы, костюм выражает существо женщины в представлении общества» [2, с. 59].

 Кроме того, одежда может представлять ту или иную сферу деятельности человека, его приобщенность или посвященность в определенный мир занятости. В современном обществе это явление принято называть дресс-кодом. Так, во многих компания, вузах, школах введён дресс-код, а это значит, что существуют определённые требования к внешнему облику, поведению для входящих в данное общество людей. И не всегда человек сразу может принять предложенные требования к его внешнему виду. И здесь вступает то, что принято называть культурой.

Культура костюма воспитывается, как любая другая культура – культура общения, культура речи, поведения.

Зададим себе вопрос, а существует ли в современном мире, в повседневной жизни православная одежда и что она собой представляет. Так как есть в нашем мире православные традиции, в которые входят обряды и богослужебная практика, молитвенные правила и ношение нательного креста, и в целом образ поведения. Именно всё это заключается в понятии «Православный дресс-код». Хотя, сегодня за этим понятием стойко закрепился образ чего-то достаточно скучного и непрезентабельного. Попробуем разобраться, почему так сложилось.

Образ православной культуры построен на органике внешнего и внутреннего. То есть, тот духовный заряд, настрой, который человек почерпнул из православной практики, отражен в его поведении. Следовательно, достижение «высокой духовности» ведет к максимальной естественности бытия, где внешняя украшательность становиться излишней, в результате отдается предпочтение отказу от косметики, маникюра, одежда выбирается свободная, за которой форма тела теряется: это – длинные свободные сарафаны и платья с рукавами. По сути, чтобы не подчеркивать индивидуальность, здесь лучше всего подходит монашеская одежда.

Но монашество, это особый разряд людей, который вышел за пределы мирской жизни, посвятив себя только Богу. А человеку, живущему в мире с его социальными, политическими проблемами, культурными запросами, необходимо этот мир принимать или адекватно на него реагировать. Поэтому одежда современного православного человека стилистически не должна выпадать из границ тех модных тенденций, которые продиктованы временем. Однако, сохранение традиций, это тоже одна из непреложных задач православия.

Уточним, какие традиции сформировались за две тысячи лет в христианской практике ношения одежды, и какие указания на этот счет есть в Священном писании.

 – Православные люди должны руководствоваться словами апостола Павла, который советовал женщинам покрываться, то есть закутываться. «В III веке Климент Александрийский, а позднее блаж. Феофилакт Болгарский полагали, что это указание Апостол привел ради «праведников Церкви» – чтобы те, видя женскую непокрытость, не впадали в блудные помыслы».

  Святой Иоанн Златоуст требовал, чтобы одевались скромно, но не указывал обязательного покроя, поэтому можно «ходить в церковь и не в сарафанах только, но и в других платьях, однако благоприличных» [3, с. 134].

Главное в православном образе – это целомудрие.

Надо понимать, что подобные требования к одежде идут от христианских истоков, где подчеркивается не телесная красота, а духовные добродетели. Ибо телесное может быть побудителем греховного начала.

Итак, одежда может быть привлекательной, но не сексуальной. Также необходимо избегать роскоши, чтобы не соблазнять малодушных братьев.

Считалось недопустимым и предосудительным для православной женщины ходить с непокрытой головой, то есть – «простоволосой». Замужняя женщина покрывает голову платком как символ власти своего мужа над собой. Однако, в современных условиях, когда женщина занимается и общественной, и профессиональной деятельностью, не всегда есть возможность носить платок, тогда аккуратная, тщательно уложенная прическа допустима.

Костюм должен соответствовать телосложению, возрасту, не уродовать индивидуальность девушки, женщины, а подчеркивать ее, дополнять и раскрывать. Гардероб православной женщины условно можно разделить на несколько направлений, каждое из которых соответствует своему предназначению: храмовая одежда, паломнический костюм, одежда горожанки или офисный костюм и праздничное платье.

Конечно, основной является так называемая храмовая одежда. Нужно отметить, что в традициях древней Руси, эта одежда отличалась своей нарядностью, ибо в храме был сосредоточен весь праздник души. Изменения этих традиций наметились в Новое время.

Три века назад, во времена Петровских реформ, наметилось разграничение церковного от светского. Возникла даже особая субкультура «церковные люди». Они отличались от остальных тем, что предпочитали носить подчеркнуто ветхую одежду темных тонов, она несколько напоминала нищенскую, и в тоже время ассоциировалась с монашеской. В какой-то степени эта ситуация была спровоцирована церковным расколом. Так, старообрядцы, придерживающиеся строгих правил, выказывали их и через костюм, тем самым демонстрировали почитание авторитета «старцев», осуждали власть как «беззаконную», «антихристовую», и не принимали «мирской», особенно европейской культуры.

 В официальной православной церкви сложились правила, когда одежда для храма должна быть не особенно вычурной, но и нарядной одновременной, а во время поста особенно скромной, и даже строгой.

Сохраняя эти традиции сегодня, отметим, одежда для посещения храма по воскресеньям и праздникам должна быть самой красивой, максимально удобной. Одним словом, качественной частью нашего гардероба. Для путешествий по святым местам православным необходима так называемая паломническая одежда. Её предназначением является создание особого комфорта в поездке. Выполняется одежда из несминаемых и гигроскопичных, т.е. воздухопроницаемых, дышащих тканей. Цвет одежды используется спокойных, приглушённых тонов. Обувь удобная, на низком каблуке.

 Внешний вид женщины должен быть скромным, поэтому не допускаются разрезы, шлицы на юбках, слишком прозрачные и обтягивающие силуэт ткани. А также длина выше колена. Так как во время молитвенных поклонов женщина не должна смущать рядом стоящих людей. И, конечно, голова женщины в храме должна быть покрыта. Традиционно это платок. И здесь можно предложить разнообразные варианты его подвязывания. Но сегодня его можно заменить вязаной кружевной шапочкой, беретом, шляпкой.

Кроме посещения церкви современные женщины в большинстве своём работают и им необходима условно называемая городская одежда или офисный костюм. В будние дни это может быть обычная корректная одежда, где грудь закрыта, юбка длиной до колена – просто для того, чтобы не отвлекать людей от дела.

Это строгие классические платья, костюмы полуприлегающего силуэта не ярких расцветок, может быть контраст белого и чёрного. Возможно использование правильно подобранной по стилю бижутерии. Колготки только телесного цвета. Обувь должна быть обязательно удобной, а при профессиональной необходимости даже на высоком каблуке.

В данном виде одежды вопрос о ношении брюк остаётся спорным. Смысл языческих ритуальных переодеваний, против которых, собственно, и были составлены соборные правила, заключался в том, что женщина выглядела как мужчина и играла его роль. Точнее говоря, запрет был не на предмет брюк, а на поведение женщины. Думается, что наши современницы в брюках женственны и абсолютно не выдают себя за противоположный пол.

Наша жизнь многогранна, полна событиями, в том числе радостными. Так женщины в праздники традиционно использовали самые лучшие праздничные наряды. В данном направлении одежды православные дамы могут себе позволить одежду модного, современного покроя; светлых тонов, а молодые девушки даже ярких, сочных цветов, контрастных сочетаний; обильно декорированную, возможно использование живых цветов для оформления головы. При этом их образ должен оставаться благочестивым. Сегодня женщины в России стараются придерживаться православных традиций в одежде. Поэтому, в заключение хочется отметить, что современной задачей является создание целомудренной, качественной одежды с высоким уровнем дизайна, соединение современных тенденций в моде с православными традициями в женской одежде.

 

Список литературы: 
1. Балахнина Л.В. Понятийный аппарат вестиментарной моды: исторический аспект. Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2012. – №4. – С. 21–24.
2. Балахнина Л.В. Трансформация S-образного силуэта европейского женского костюма конца XIX – начала XX вв.: дис. … канд. иск.: 17.00.04 / Балахнина Лидия Васильевна. – Барнаул, 2012. 249 с. 
3. Настольная книга священнослужителя: Постижение в монашество – Последование одеяния рясы и камилавки. В 8 т. – М.: Издательство  Московской Патриархии, 1993–1994.
4. Оксана Токранова, Журнал о православной жизни «Нескучный Сад» – М., № 9 (68), 2011. 
5. Петр (Еремеев) игумен Ректор РПИ www.pravmir.ru /Православие и мир. 
6. Светлана Беговатова эксперт по вопросам религиозных нарядов. www.logoslovo.ru/forum/all_1/tag_95_2/topic_138/20.01.2011.