Воплощение идей декаданса в романе Г. Д’ Аннунцио «Наслаждение»
Конференция: XXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Искусствоведение
XXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Воплощение идей декаданса в романе Г. Д’ Аннунцио «Наслаждение»
THE IMPLEMENTATION OF THE IDEAS OF DECADANCE IN THE ROMAN OF G. D'ANNUNZIO "PLEASURE"
Daria Bliznyuk
Student, Kuban State University, Russia, Krasnodar
Evgeniya Atamas
Candidate of economic sciences, Associate professor, Kuban State University,Russia, Krasnodar
Аннотация. В статье рассматриваются различные концепции декаданса итальянской литературы рубежа веков. Декаденство выступает ключевой категорией литературного процесса. Рассматриваются основные философские, исторические и эстетические воззрения данного течения. Основное место занимает понимание самого термина «декаданс», а также анализируется творчество знаменитого итальянского писателя Г. Д’ Аннунцио. Примером воплощения идей декаденства служит его роман «Наслаждение». В статье подробно исследуются образы героев данного произведения, итальянский эстетизм литературного течения.
Abstract. The article deals with various concepts of the decadence of Italian literature at the turn of the century. Decadence is a key category of the literary process. The main philosophical, historical and aesthetic views of this trend are considered. The main place is occupied by understanding of the term "decadence", and also the creativity of the famous Italian writer G. D'Annunzio is analyzed. An example of the embodiment of the ideas of decadence is his novel "The Pleasure". The article examines in detail the images of the characters of this work, the Italian aesthetics of the literary trend.
Ключевые слова: декаданс, роман, эстетизм, романтизм, Д’ Аннунцио.
Keywords: decadence, novel, aestheticism, romanticism, D'Annunzio.
На рубеже XIX-XX веков в европейской литературе появляется новое творческое течение, которое получило название «декаданс». Декаденство олицетворяло упадническое настроение той эпохи, культурный регресс. Данный термин использовался не только в литературе, но и в архитектуре, живописи, музыке и в работах многих мыслителей и философов. С точки зрения характеристики литературного течения, декаденство можно описать такими словами, как упадок, пессимизм, уныние, чрезмерный эстетизм, неприятие жизни, отход от реальности. Писатели-декаденты выступали против сохранения старых литературных устоев, они привносили новые принципы творчества, которые изначально имели лишь формальный характер[1].
Современные искусствоведы полагают, что декаданс-это слияние кризисных явлений европейской культуры второй половины XIX-начала XX веков, выделяющееся крайним субъективизмом и мрачностью[2]. Истоками декаданса можно назвать кризис общественного сознания, всеобщую опустошенность, спровоцированную резкими социальными проблемами[3].
Писатели-декаденты стремились провозгласить свободу творчества, но для этого, на их взгляд, единственно верным решением был отказ от освещения в своих произведениях общественно-политических проблем. На смену социальной тематики пришли мотивы смерти, безмятежности, небытия, полное отклонение от исторически сложившегося представления о духовных идеалах и моральных ценностях.
Также декаденты выступали против описания в произведениях обыденности человеческого существования.
Декадент-это человек высшего социального статуса, но достаточно ранимый, принимающий все близко к сердцу; болезненная нервозность заставляет его предпочитать сумеречное время суток, двойственные переживания, неясные намеки[4]. Всё это вызывает индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий, то есть уйти от реальности.
Парадигмы декаданса применяются писателями в разные периоды эпохи. Они понимают, что один вид мышления уже устарел, и он не позволяет развиваться в реальности, а другой еще не сформировался до такой степени, чтобы умерить социально-политические потребности. Именно это и порождает настроение тревоги, беспокойства и разочарования[5].
Настроение декаденства стало проявлением многих культурных направлений эпохи модерна. Новое искусство, и прежде всего, искусство социалистического реализма, развивается в непрерывной борьбе с ними, подвергая жесткой критике различные проявления декаданса не только в литературе, но и в культуре того времени в целом.
Теперь важно обратиться к основным признакам эпохи декаданса. Одной из главных характерных его черт является мистицизм. В контексте данного культурного течения правильнее трактовать это понятие так: синтез религиозных и философских учений, морализирующих таинственное знание, переживаемое в момент экстаза, непосредственное единение с Абсолютом, постижение природных процессов путем проникновения в них. Наряду с мистицизмом не мало важную роль играет крайний индивидуализм, который выражается посредством признания только своего собственного Я, где все остальное лишь плод воображения[6]. В философской мысли такое поведения носит определенное название-эготизм. Эготистов волнует только собственная жизнь, они вообще не заинтересованы в том, что происходит во внешней среде. Таким людям обычно очень сложно наладить контакт с другими людьми и должным образом оценить свое положение в обществе. Кроме своего эго они не воспринимают ровным счетом ничего. Писатель-эготист всегда оправдывает только свои идеи, восхваляя их в собственной прозе. Так возникает еще одна характерная черта декаданса-демонизм, вследствие формирующего определенное отношение к миру, цель которого-разрушение существующих духовных и материальных ценностей, вплоть до обращения мира в ничто.
Идея двоемирия, лежащая в основе понятия «декаданс», также заслуживает особого внимания в рассмотрении данного термина. Основная мысль заключается в существовании двух реальностей (миров), которые прямо или косвенно связаны между собой. У представителей декаденства такая философская конструкция могла трактоваться по-разному. Для одних это было воплощение «внутреннего» и «внешнего» мира, для других- «земного» и «небесного»[7]. Для писателей-декадентов не существует границ между этими понятиями, хотя данное утверждение достаточно противоречиво. С точки зрения философии разница между двумя реальностями заключается в их онтологических уровнях: физическом и психологическом.
Декаданс не представляет собой отдельного литературного течения. Правильнее будет сказать, что данное понятие характеризует особые взгляды на жизнь и мировоззрение в целом, а также распад единства прекрасного и нравственного. Идея многозначности, воспевание главного героя, культ искусства -вот то, что легло в основу европейской литературы XIX-XX веков.
Теперь стоит обратить внимание, непосредственно, на творчество одного из самых известных декадентов, писателя, чья проза интересовала представителей аристократии- Габриэле Д’ Аннунцио. Этот человек всегда восхищался разными произведениями искусства, и поэтому стремился создать такое же из своей собственной жизни. Если рассматривать эстетизм, который присутствует в работах, то его стоит воспринимать как определенный способ переживания жизни, видения вещей и мира. Жизнь писателя была наполнена всем спектром эмоций, которые дали ему возможность воспринимать мир по-своему. Первый роман Габриэле Д’ Аннунцио «Наслаждение»[8] является воплощением эстетизма. В нем отражается собственная философия автора, а в образах некоторых героев можно разглядеть черты, присущие самому Д’ Аннунцио. Невозможно будет увидеть воплощение идей декаданса в романе без анализа его главных героев.
Таковым является Андреа Сперелли. Многие критики полагают, что, благодаря его образу, писатель хотел показать самого себя. Несмотря на все это, данное сравнение весьма неоднозначно. Сперелли предстает перед читателем как представитель аристократии, в то время как сам Г. Д’ Аннунцио был только зрителем такой жизни и безумно о ней мечтал. Он был элегантным и умным молодым человеком, но при этом не имел дворянских титулов и богатства. И он, и его герой любили искусство и окружали себя предметами роскоши, и именно из-за этого писатель всегда находился в больших долгах, которые даже вынудили его бежать из Рома.
Читая это произведение, часто возникает мысль о том, что между образом главного героя и самим писателем возникают противоречия. Негативное отношение Д’ Аннунцио выражается, прежде всего, в общении Сперелли с женщинами. Он часто действует фальшиво, использует ложь и обман ради того, чтобы добиться желаемого. Такое поведение можно объяснить только выражением собственного внутреннего конфликта между тем, что было, и тем, что бы ему хотелось. Андреа не может определиться в выборе между двумя женщинами- Эленой и Марией. Он хочет обладать обеими. По своей натуре главный герой-соблазнитель, но в отличие от Г. Д’ Аннунцио, он не женился ни на одной из них.
В «Наслаждении» проявляются и черты литературной моды, которой не чужд писатель. Он, в определенном смысле, хотел влиться в высший класс общества, но, одновременно с этим, осуждал его.
Что касается отношения к Риму, Д’ Аннунцио был вынужден бежать оттуда из-за долгов, Андреа же просто скрылся, чтобы не наблюдать культурную деградацию, которая охватила его город.
Для главного героя и для автора искусство-главная цель существования. Именно это и сближает их.
Женский образ в романе Габриэле Д’ Аннунцио играет не мало важную роль. Именно женщин воспевали в своих произведениях знаменитые декаденты. Прекрасная Элена из «Наслаждения» не исключение. Она представляет собой само очарование, выступает символом красоты, соблазнительности, роскоши и богатства. Главный герой влюбляется в нее с первого взгляда, она становится для него объектом желания и наваждения. Элена-образ аристократии, женщина, готовая на все ради того, чтобы занимать особое место в этом социальном классе. Она воплотила в себе те черты, которые присущи декадентской аристократке. Ее образ в романе описан в мельчайших подробностях, начиная с внешнего вида, заканчивая мимикой и жестами. Андреа очарован ею, и это означает, что она имеет над ним особую власть. Взгляд Элены описан как «невольно любящий и сладострастный, смущающий каждого и заставляющий любого мужчину хотеть ее».
Читая роман, можно заметить, что черты характера героини меняются. В первой части она предстает милой, женственной и чувствительной, что свойственно для декаданса, но далее она становится циничным манипулятором. Она эгоистична по отношению к главному герою. В ее образе можно увидеть и самого Андреа с его отношением к женщинам. Своим противоречивым поведением она дает надежду Сперелли, поэтому он начинает видеть ее во всех окружающих женщинах, даже в невинной Марии.
Мария является полной противоположностью Элене. Она-достаточно религиозный человек, уделяющий большое внимание своей семье. Имея дочь, она выступает носителем семейных ценностей, что чуждо главному герою, так как он рос вдали от своих родных. Он проникся жаждой удовольствия, но это совсем не означает, что он не хотел бы иметь спокойную размеренную семейную жизнь. Мария появляется в жизни Андреа как образ благочестия, она помогает его душе обрести покой и равновесие. В «Наслаждении» Мария-образ чистоты и доброты, она противопоставляется той жизни, к которой привык главный герой. Она испытывает к нему искренние чувства и очарование им. Мария обладает тонким эстетическим вкусом, питает любовь к музыке, культуре и искусству. Все это значит для героя очень много, поэтому и вытесняет из сердца болезненные чувства к Элене. Мария считается «выше всех остальных, человеком интеллекта и в то же время идеальной женщиной».
Образ Марии-образ мученика, который жертвует жизнью ради любимого человека, надеясь, что ее любовь окажется взаимной.
Неслучайно Г. Д’ Аннунцио создает в своем романе два совершенно противоположных женских образа. Элена является воплощением самого героя, предательски очаровательной женщиной, завоевавшей сердце Андреа навсегда. С другой стороны, Мария, которая напоминает читателю Деву Марию, олицетворение чистоты и целомудренности. Такая колоссальная разница между женщинами наводит главного героя на мысль обладать ими двумя. В итоге эта затея приведет к неудаче и полному краху, ибо Андреа не способен преодолеть предел собственной безнравственности.
Роман «Наслаждение» вобрал в себя многовековую традицию итальянской литературы, новые веяния, часть культуры Западной Европы, а также всю двойственную притягательность эпохи декаданса.