Статья:

Разработка мультимедийного методического пособия по построению «Шрифта Зодчего»

Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Павлова А.А., Прилепова А.А. Разработка мультимедийного методического пособия по построению «Шрифта Зодчего» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/8(47).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Разработка мультимедийного методического пособия по построению «Шрифта Зодчего»

Павлова Анастасия Александровна
студент, Национальный Исследовательский Томский Политехнический университет, РФ, г. Томск
Прилепова Анастасия Александровна
студент, Национальный Исследовательский Томский Политехнический университет, РФ, г. Томск

 

Введение

Целью проекта было создание обучающего видеоматериала в поддержку дисциплине «Шрифты». Для освоения особенностей шрифтового искусства необходимо овладеть не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками в построении конструкций букв и цифр различных шрифтов.

В дальнейшем это обеспечит грамотное использование как существующих шрифтов, так и проектирование новых гарнитур.

Созданное пособие будет помогать в обучение дизайнерам, архитекторам и остальным творческим специальностям в изучении стилистических особенностей письма. Для выполнения этой задачи был создан обучающий видеоролик, демонстрирующий построение «Шрифта Зодчего».

 

Этапы разработки

Знания истории развития письменности, основных этапов в формировании современного алфавита и соответствующих ему шрифтов дают возможность успешно осуществить создание новых шрифтов и творческую переработку существующих. [3].

Первым этапом в создании мультимедийного учебного пособия было изучение особенностей построения «Шрифта Зодчего». Являясь академическим, данный шрифт относится к разновидностям антиквы. В эпоху Возрождения происходит расцвет шрифтового искусства и ко второй половине 15 века активно начали изучать наследие монументального римского письма.

В 1509 году опубликовал свой трактат ученик Леонардо да Винчи Лука Пачоли "О Божественной пропорции"[1]. В упомянутом трактате построение знаков основывалось на фигурах: круг и квадрат. Полученные знаки характеризует безупречность пропорций [4].

Труд «Правила измерения», написанный Альберхтом Дюрером, был издан в 1525 году, именно в нем описана концепция построения шрифтов, которая в свое время пользовалась огромной популярностью среди архитекторов. На основе такой простой фигуры как квадрат, Дюрер конструировал латинский алфавит, отдавая предпочтение  к построению овалов. [5].

Для более удобного восприятия конструктивных особенностей в построении данного шрифта используется модульная сетка, позволяющая наглядно изучить пропорции и начертание каждой буквы.

В ходе работы были проведены поиски аналогичных видео пособий, которые не увенчались успехом - обучающего видеоматериала в качестве учебного пособия по построению академического шрифта нет. Существуют многочисленные печатные пособия, но, анимационный ролик более наглядно может представить процесс построения данного шрифта. Поэтому целью проекта было создание полноценного пособия прописных букв данного шрифта, начиная от линий построения, размеров, ширины букв до самого очертания.

Мультимедийное руководство по построению «Шрифта зодчего» было создано при помощи такой программы как Microsoft PowerPoint – это программа подготовки и просмотра презентаций, являющаяся частью Microsoft Office и доступная в редактировании на всех операционных системах. Программа отличается своей доступностью, широкой функциональностью, относительно управления графикой, стилями, текстом, удобством интерфейса и легкостью при работе.

В результате работы была создана структура видеоролика, она включала в себя процесс написания и построения букв.

Вторым этапом стало создание видеоматериала. В процессе создания пособия использовался метод модульной системы построения букв, в качестве основного модуля построения был выбран размер клетки, величина которой равна «. Размер базовой сетки для конструкции букв равен 9х9 модулей. Далее на сетке размечены вспомогательные линии построения, штрих пунктирные линии, точки соединения и окружности, кратные или умноженные на величину модуля «а». Когда буква полностью приобретала окончательный вид, то выполнялась заливка в насыщенный синий цвет (Примеры фрагментов в видео файле представлены на рисунке 1,2,3).

 

Рисунок 1. Выполнение вспомогательных элементов

 

Рис. 2 Написание буквы

 

Рисунок. 3 Заливка буквы

 

Соответствуя ряду предыдущих действий, была выполнена презентация по построению Шрифта Зодчего. Так как программа PowerPoint имеет огромные возможности, то при помощи нее был создан конечный видеоролик, содержащий полное обучение по построению шрифта. Также путем конвертирования был сформирован сжатый учебный видеоматериал, включающий в себя основные элементы построения шрифта.

Конвертирование из PowerPoint в видео фрагмент происходит в несколько этапов:

1. Создание презентации с использованием необходимой анимации для представления конструктивного построения.

2. Настройка времени показа слайдов, для доступного изучения построения.

3. Экспортирование файла в видео формат. В разделе «Создать видео» выбирается режим «Компьютерные дисплеи и дисплеи с высоким разрешением» и «Использовать записанные речевое сопровождение и время показа слайдов»

4. Выбрать строку «Создать видео». Снизу будет отображаться процесс создания видео в «Строке состояния».

Для того чтобы включить полученный видеофайл, необходимо открыть нужную папку с файлом и щелкнуть по нему.

 

Заключение

 В результате проделанной работы нами был создан обучающий видеоролик для дисциплины «Шрифты», который наглядно показывает поэтапное построение букв одной из гарнитуры академического шрифта. Такой шрифт, несомненно, пользуется огромным спросом среди творческих профессий.  Этот видеоматериал эффективно поможет студентам в обучении дисциплины «Шрифты» своей наглядностью и доступностью.

 

Список использованных источников:
1. Кудрявцев А.И. Шрифт. История. Теория. Практика, М.: Университет Натльи Нестеровой, 2003. — 248 с
2. Технология создания электронных средств обучения [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/tech/t1.html (дата обращения 08.10.16) 
3. Чернихов Я.Г., Соболев Н.А., Построение шрифтов, М.: Архитектура-С, 2007 -116 с   
4. Шрифт Зодчего [Электронный ресурс] режим доступа: http://works.doklad.ru/view/4gZgPoNJ8Ys.html (дата обращения 09.10.16)
5. Шрифты для надписей на архитектурных чертежах [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.kab-18.narod.ru/veb_str/skor_pom/zodchii/index.htm (дата обращения 08.10.16)