Статья:

Галерея современного искусства в метро

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Галерея современного искусства в метро // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXXIX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 10(38) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Галерея современного искусства в метро

Вострикова Дарья Андреевна
студент, Томский государственный архитектурно строительный университет, РФ, г Томск

 

История метро берёт своё начало с 1863 года. Именно тогда в Лондоне заложили первую в мире ветку подземной железной дороги. Чуть позже, в начале XX века метрополитен «пустил свои корни» по всей Европе, а затем «захватил» и Америку. Нью- Йорк, Чикаго, Париж, Будапешт, Берлин, Гамбург – для всех крупных городов метро буквально стало спасением в борьбе с теснотой дорожного движения. Преследуя лишь единую цель – ослабить напряжённость на дорогах, строители метро нередко забывали о творческом подходе к делу. Серость и уныние сопровождали пассажиров на протяжении всего подземного путешествия. Станции были похожи одна на другую, как близнецы, и отличались лишь названиями. Сегодня же локации метро во многих странах стали модным средством самовыражения местных дизайнеров, художников и просто креативной молодёжи.

Изучив станции метрополитена нескольких стран, можно заметить, что в некоторых из них метро отведено особое место, как предмету воплощения художественной мысли. В основном, это Европейские страны.

Неапольский метрополитен по праву можно считать одним из самых необычных в мире. Для итальянских дизайнеров, станции метро стали чем- то вроде холста художника. Бесконечность пространства, обилие света, затейливые формы и объёмы – всё это, вкупе с оригинальным цветовым решением, вызывает бурю положительных эмоций у посетителей «подземки». Жители признаются, что теперь повседневная поездка на работу становится альтернативой похода на выставку современного искусства.

“Stazionidell’Arte” – впечатляющий проект, благодаря которому за последнее десятилетие станции метро Неаполя превратились в удивительную картинную галерею, призванную познакомить горожан с искусством современности. Идейный вдохновитель данного проекта – академик и искусствовед Акилле Бонито Олива. На данный момент, четырнадцать станций неаполитанского метрополитена, благодаря труду более чем ста дизайнеров, архитекторов и художников украшены двумя сотнями оригинальных работ.

Необычная станция метро “Toledo” возглавила список самых удивительных станций метрополитена в Европе, составленный британской газетой “The Daily Telegraph”. Эскалатор метро имеет большую протяжённость. Это связано с тем, что станция находится на достаточно большой глубине. При подъёме на поверхность, взгляду открывается звёздный купол (рис. 1). Изобилие воздуха, света и воды – именно так можно охарактеризовать эту смелую задумку автора. Проект дизайна станции был разработан каталонским архитектором Оскаром Таскертс Бланка и включает инсталляции известных художников: Роберта Уилсона, Ашиль Чеволи и Уильяма Кентриджа.

 

Рисунок 1. Дизайн станции метро в Неаполе. 2012 год

 

Рисунок 2. Дизайн станции метро в Неаполе. 2012год

 

Неаполитанский метрополитен не экономит художественные средства, и встречает гостей буйством красок и многообразием бионических форм. Интерьер станции “University”, больше похожей на гигантский объект поп-арта, является осуществившейся фантазией модного американского дизайнера Карима Рашида [3,с. 82–94].

Прославленный любовью к арт-дизайну, Карим украсил непривычное для себя пространство собственным арт-объектом «Синопсис» (рис. 2). Впрочем, колонны в главном зале напоминают статуи, причем в них смутно проглядываются доведенные до блеска изваяния с острова Пасхи.

Испанское метро старается не уступать итальянскому в области дизайнерских решений [1]. “DrassanesStation” – самая красивая и узнаваемая станция в Барселоне. Молодые архитекторы Хорди Фернандеса Рио и Эдуардо Гутиерреса Мунне решили оформить подземку в футуристическом стиле. Всех, посетивших станцию, непременно приведут в восторг изящные линии (рис. 3), геометрические формы и насыщенность контрастных цветов.

 

Рисунок 3. Дизайн станции метро в Барселоне. 2009год

 

Рисунок 4. Дизайн станции метро в г. Гаосюн

 

Одна из самых красивых станций метрополитена в мире расположена в городе Гаосюн. Станция метро “Formosaboulevard” выделяется своим оригинальным оформлением из ярких стеклянных панелей. Эта работа, высотой в четыре с половиной метра, по праву считается самой масштабной в мире работой из стекла.

Ещё одно удивительное метро, проложенное под р. Хуанпу, находится в Шанхае [2]. Входы и выходы подземки оборудованы лифтами и эскалаторами. Привычные нам вагоны заменены на небольшие кабинки, рассчитанные на несколько пассажиров. Эта линия оборудована тысячами гирлянд, экранов, ламп, проекторов, с помощью которых создаются удивительные оптические иллюзии и неповторимые образы (рис.5). В поддержку к изумительной иллюминации звучит какая-то таинственная, космическая музыка. Благодаря всем этим техническим изысканиям поездка по туннелю в стеклянной кабинке превращается в незабываемое путешествие.

Эту ветку скорее можно назвать аттракционом для туристов, чем привычным нам словом «метро». Вместе с тем, функция передвижения под землёй остаётся неизменной, и ничего не остаётся делать, как только удивляться безграничным возможностям человеческой фантазии.

 

Рисунок 5. Дизайн тоннеля метро в Шанхае. 2010 год

 

Рисунок 6. Дизайн тоннеля метро в Шанхае. 2010 год

 

В данной статье рассмотрены яркие примеры необычного оформления станций метро. Первоначально дизайн метрополитена начали разрабатывать для того, чтобы человек не заблудился в сложной системе подземного общественного транспорта. В современном мире с этой задачей продолжают успешно справляться многочисленные художники, дизайнеры и архитекторы.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что в разных странах мира творческий подход к метрополитену имеет существенные различия, что влияет, в том числе, и на перспективы развития дизайнерской мысли. Эти факторы напрямую зависят от экономических показателей государства, его истории и менталитета граждан.

Нельзя утверждать, что дизайнерский подход к «подземке» будет и дальше вызывать активный интерес творческих людей. Тем не менее, благодаря деятельности современных архитекторов, художников и дизайнеров, метро значительно расширило свои функции, перестав быть только средством передвижения и превратившись в новое общественное пространство, в котором открывается широкое поле для проявления творческой индивидуальности и осуществления смелых идей, что является одной из наиболее значимых ценностей в современном мире.

 

Список литературы:
1. Гарагашева Инесса. Дизайн как феномен культуры XX века. Определения дизайна. Сущность дизайна. 2012. – Режим доступа: http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/. – (Дата обращения 10.09.2016).
2. Жураковская П. пер. «Тезисов современного концептуализма» // Художественный журнал № 69, 2008. – Режим доступа: http: //xz.gif.ru/numbers/69/paragr-concept/. – (Дата обращения 10.09.2016).
3. Пролеткин И.В., Калинина Л.Л., Шпак М.Е. Как развиваться музею в современном информационном мире // Музей и современные технологии: Материалы Всероссийской научной конференции. – Томск, 2006. С. 82–94.