ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ТЕАТРЕ
Конференция: CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Искусствоведение
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ТЕАТРЕ
Сценическое внимание – способность актёра сосредотачиваться на определенном предмете или условии с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, ощущение) [1, с. 50].
Такое определение дал один из основателей системы актёрского мастерства – Константин Сергеевич Станиславский.
Чтобы лучше и глубже понять данную тему необходимо разобрать материал про несколько кругов внимания. Это одна из важнейших основ для работы над ролью. Данная теория про четыре круга внимания была создана Константином Сергеевичем Станиславским.
Круги внимания – это одна из важных практик для актёра, с помощью которой он концентрируется на важных условиях и вещах во время репетиций и спектакля, а также совершенствует свои театральные навыки. Круги внимания делятся на три основных уровня:
Первый (малый) круг внимания – это близкий уровень взаимодействия, когда актёру необходимо максимально сосредоточиться на себе или партнёре по сцене. Чаще всего концентрация на себе включает чувства и телесные ощущения актёра. Это пространство вокруг персонажа. В этой зоне важны мельчайшие детали: мимика, жесты, эмоции и интонация. Второй (средний) круг внимания, по большей части вбирает в себя среднее взаимодействие между актёрами и зрителями. Внимание персонажа сосредоточено в основном в области театрального зала. В этой зоне происходит взаимодействие персонажа с аудиторией чаще всего через взгляд, голос и движения.
Третий (большой) круг внимания – это самое дальнее взаимодействие. Актёру необходимо чувствовать пространство сцены целиком, включая весь зал со зрителями. В третьем круге важно физическое воздействие на пространство, выразительная пластика тела и громкость голоса.
Также Константин Сергеевич Станиславский выделял и четвертый круг внимания – внутренний.
Внутренний круг внимания – это взаимодействие, направленное на самого себя. Это способность актёра чувствовать, что происходит внутри него (в теле и душе). Это означает, что человеку необходимо акцентировать внимание на телесных ощущениях, мыслях и чувствах.
Внутренний круг условно делится на два типа: телесный и душевный.
Телесный тип включает те ощущения, которые присутствуют или возникают в вашем теле в данный момент времени. Например, в теле можно ощущать холод, тепло, жжение, дрожь, онемение, зажатость, тяжесть, давление, вегетативные реакции в виде сердцебиения, изменения глубины и частоты дыхания, появление потливости, сухости во рту, позывов на рвоту и мочеиспускание, непроизвольные жестикуляция, мимика и т.д.
К душевному типу относят пространство эмоций и чувств, мыслей и рассуждений, воспоминаний и мечтаний актера [2].
Но Станиславский К. С. также выделял из «кругов внимания» такие понятия:
1. Непроизвольное внимание – оно возникает спонтанно, когда объект сам по себе привлекает внимание человека, вызывая его интерес и втягивая в активное общение с самим собой. Человек не прикладывает усилий для фокусирования на определенном предмете или условии, поскольку его притягательность сама по себе достаточна.
2. Произвольное внимание требует от актёра сознательно направлять свою волю на концентрацию энергии своих органов чувств на определённый предмет или условие. Он самостоятельно заинтересовывается этим объектом и устанавливает с ним активные отношения, несмотря на возможные препятствия или отсутствия собственного интереса [3].
Кроме того, Станиславский К.С. делил объекты внимания на две категории:
1. нешние объекты внимания, которые находится вне человека – предметы, явления, люди, события, происходящие вокруг его. Окружающий мир постоянно воздействует на органы чувств актёра, предлагая бесконечное количество предметов и условий для наблюдения и анализа.
2. Внутренние объекты внимания – это процессы, протекающие внутри актёра, такие как мысли, воспоминания, размышления, фантазии и внутренние образы. Внутреннее внимание связано с самоанализом и самопознанием, позволяя человеку лучше понимать собственные переживания и реакции [3].
Сценическое внимание является основой для развития восприятия и наблюдательности, что подразумевает умение воспринимать объекты окружающего мира с помощью всех пяти чувств. Эта концепция играет ключевую роль в системе Станиславского Константина Сергеевича, так как способствует созданию реалистичного и убедительного образа на сцене.
Мы выявили, что с сценическое внимание является одной из основ внутренней техники актера. Управлением всеми кругами внимания требует от актёра разного уровня энергии и концентрации. Умение грамотно переключаться между ними позволяет удерживать внимание зрителей и создавать нужные переживания при воплощении роли.
