Статья:

Правовые аспекты взаимоотношений с клиентами в сфере дизайна интерьера в истории и современности

Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Молькова Е.Ю., Дюжакова Д.А. Правовые аспекты взаимоотношений с клиентами в сфере дизайна интерьера в истории и современности // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(48). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(48).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые аспекты взаимоотношений с клиентами в сфере дизайна интерьера в истории и современности

Молькова Елизавета Юрьевна
студент НГПУ им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород
Дюжакова Дарья Александровна
студент НГПУ им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород
Балашова Елена Сергеевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доц., НГПУ им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород

 

Создание жилого пространства - это прежде всего создание деликатной среды, где очень важна энергетика и атмосфера, а так же такой среды, где не будет место спорам. Главной проблемой создания такого интерьера, который бы удовлетворял все потребности клиента, как эмоциональные, так и эргономические, а так же служил визитной карточкой самого дизайнера – является большое количество дилетантов в профессии дизайна XXI века. Как правильно вести себя с клиентом, что нужно, а чего не следует ему рассказывать и какими правами и обязанностями обладает дизайнер и его заказчик, все это необходимо знать каждому, профессионалу, работающему в данной сфере, а так же самому клиенту, что бы не быть обманутым. В данной статье разбираются все эти и другие правовые аспекты взаимоотношений между дизайнером и клиентом. Залог успеха между дизайнером и клиентом кроется в понимании мыслей и идей друг друга, в доверии. Многие задаются вопросом, как убрать стену недопонимания между этими людьми. Отношение между двумя людьми должны строиться на взаимоуважении, контролировании своих эмоций, а особенно сдерживание своих чувств в высказываниях. Попробуем взглянуть на взаимоотношения клиента и дизайнера изнутри.

Дизайн требует не только творчества, но и глубокой концентрации и тщательной проверки. Скорость и эффективность означает больше продуктивной работы над проектом, больше клиентов, а так же больше прибыли. Работая с любым, по сложности проектом, дизайнер должен проработать и подготовить большое количество информации, необходимой для создания идеального проекта, который понравится как заказчику, так и самому дизайнеру. Если дизайнер хорош в своем ремесле, скорее всего он будет иметь несколько проектов одновременно, а это значит, что еще одной главной отличительной чертой профессионального дизайнера от обычного дилетанта – наличие организованности и умения держать все дела под контролем.

Существует такой стереотип, как «клиент всегда прав». Это происходит именно потому что потребители в целом видят продукт со своей точки зрения, не с профессиональной, с целью извлечения прибыли или преобразования в качестве приоритета. Вполне естественно, что клиенты, обычно, думают о собственных выгодах. Данный стереотип рассеивается, так как клиент в основном не конечный потребитель продукции. Исходя из всего этого, главная цель дизайнера заключается в просмотре задач с точки зрения будущих пользователей, в противном случае приоритет клиента будет утерян. Поэтому необходимо помнить о сотрудниках, а именно потому-то очень важно работать в тесном сотрудничестве с клиентом и не забывать о том, что заказчик не должен знать все нюансы и особенности процесса создания дизайна интерьера. Необходимо проявлять внимательность, прислушиваться к просьбам клиентов, но ни в коем случае не позволять им выходить за пределы рациональности. Главное – внимательность к своему клиенту и честность перед ним.

Культура дизайна в XXI веке только начинает набирать свои обороты, в связи с этим у каждого работника этой сферы свои схемы и методы работы. Одни дизайнеры предпочитают вести переговоры, с заказчиками основываясь лишь словами, другие опираются на свои эскизы, чертежи, а третьи делают дизайн в 3Д объемах. Каждый клиент задумывается, какого мастера лучше всего выбрать, чтобы остаться довольным выполненной работой и не переплатить. Порой возникают такие ситуации, когда заказчик получает совершенно не то, что хотел, а все это складывается из-за того, что на самом первом этапе был сделан неправильный выбор. Клиенту, прежде чем выбрать дизайнера необходимо познакомиться с рынком предлагаемых услуг и структурировать, что ему необходимо. Исходя из выше сказанного, при соблюдении этих двух предварительных этапов, если клиент получит не весь перечень обговариваемых пунктов, то именно тогда он имеет полное право предъявлять претензии.

Взаимоотношения дизайнера и клиента зачастую проходят по одинаковой стандартной схеме: заказчик дает задание, дизайнер предлагает свои варианты, предварительно обговорив все нюансы, далее клиент говорит, что исправить, дизайнер исправляет. И далее последние два действия повторяются друг за другом. Чаще всего в итоге на выходе получается продукт, который устраивает лишь клиента, и крайне не удовлетворяет дизайнера. При чем, по-другому быть в принципе не может. Профессиональный дизайнер должен суметь вселить веру в то, что он способен помочь заказчику, что он профессионал высокого качества. Он обязан быть дипломатом, чтобы привести адекватные доводы, суметь убедить заказчика в том, что именно его идеи самые лучшие и именно этот дизайн как раз то, что он так давно искал.

Что бы приступить к подробному разбору правовых аспектов взаимоотношений между клиентом и дизайнером интерьеров первоначально необходимо разобрать понятие слова «аспекты». Итак, по толковому словарю Ушакова аспект (лат. aspectus взгляд) – точка зрения, определенное понимание чего-нибудь. Следующее определение – дизайн интерьера, Википедия утверждает, что это – отрасль дизайна, направленная на интерьер помещений с целью обеспечить удобство и эстетически приятное взаимодействие среды с людьми. Дизайн интерьера – это еще и художественная работа, в которой идея мастера постепенно воплощается в единый целый образ, становясь настоящим произведением искусства. Дизайн интерьера – специфическая сфера услуг. Отличается она именно тем, что почти ни в одной из каких-либо других сфер деятельности результат выполненной работы не оспаривается самим заказчиком. Дизайн проект либо удался, сделан грамотно и со вкусом, либо сделан некачественно, что будет сразу заметно. Любому заказу, в любой дизайнерской сфере, предшествует этап переговоров. Именно там решаются главные аспекты будущего дизайн интерьера, сроки его выполнения, размеры оплаты и т.д. В совместной работе дизайнера интерьера и заказчика первая встреча является одним из важнейших этапов дальнейшего сотрудничества. В этот момент определяется, насколько серьезно заказчик относится к будущему сотрудничеству, придерживается ли он с конкретной темы, насколько готов доверять специалисту. В эту очередь, дизайнеру необходимо представить себе образ жизни клиента, создать его психологический портрет, и проследить его характер [2, с. 2]. Необходимо учесть, что первоначальные пожелания клиента чаще всего имеют неконкретный, расплывчатый облик, который меняется в процессе работы над проектом и его реализацией. Замечательно, когда к первой встрече с дизайнером заказчик уже имеет представление о том, какой дизайн интерьера он хотел бы получить. Большая часть работы дизайнера уходит на общение с клиентом, именно эта важная черта является показателем настоящего профессионализма. При проектировании дизайна интерьера необходимо придерживаться некоторых ключевых аспектов:

1. Выяснить специфические особенности жизнедеятельности людей, проживающих в будущем в данном помещении (состав семьи, их характер, возраст, профессии).

2. Учитывать потребности человека, а так же его собственные требования и предпочтения. Данные знания позволят дизайнеру интерьера правильно организовать пространство жилого помещения. (Увлечение, хобби, семейные традиции).

Главной задачей дизайнера является постижение мыслей и желаний заказчика, а именно проникновение в его душу. Работник должен понять, что интересует заказчика, и осмыслить полученную им информацию. Вдумчивая работа на начальном этапе, разработка прототипов, эскизы – это самые важные этапы работы. Бывает, что начинающий дизайнер делает много вариантов макетов, зачастую некачественных и сделанных на скорую руку. Обычно дизайнер создаёт не более трёх вариантов, из которых дорабатывается только один.

Деловые отношения дизайнеров, архитекторов и их клиентов необходимо скреплять договором. Весьма распространенная практика выгладит так: клиент и дизайнер обсуждают варианты оформления интерьера, после чего начинается работа, которая оплачивается наличными по предварительному джентльменскому соглашению. Неизбежно возникающие досадные недоразумения легче было бы разрешить при наличии юридически правильно оформленного договора. Перечень услуг по дизайну, как правило, включает в себя:

1. Работа с имеющимся пространством (планы, разрезы, перспективы и т.д.).

2. Знание СНиПов внутренних помещений и исполнение их требований.

3. Профессиональная осведомленность в строительно-отделочных материалах.

4. Наличие дизайнерского мышления в плане оформления интерьера квартиры.

Разговаривая о вариантах оплаты (обычно дизайнер работает по предоплате в размере 30–50 %), необходимо составлять документ, в котором указан каждый этап, сроки, стоимость, количество предложенных вариантов дизайна. Чтобы не возникало недомолвок, обычно составляется коммерческое предложение, а на его основе – более объёмный документ: техническое задание. Это документ, в котором будет прописана вся схема работы проекта. ТЗ необходимо подкрепить аналогами и детально разобрать с заказчиком.

Составление ТЗ – «проба пера» для проекта, поэтому составляться оно должно с одной стороны при участии человека, отвечающего непосредственно за утверждение дизайн-макета, а с другой стороны при участии дизайнера или его помощника. Во-первых, это даст возможность сразу на месте устранить все неясности по ТЗ. Во-вторых, это позволит отчасти понять, чего ждать от оппонента и в соответствии с этим отредактировать работу, подготовить презентацию и продумать тактику переговоров. В-третьих, на стадии составления ТЗ можно убедить клиента отказаться от ошибочных требований к дизайну, которые будут мешать разработке оптимального решения поставленной задачи [5, с. 14].

Заключение договора – важная составляющая любого производственного процесса. Это достижение сторонами в надлежащей форме соглашения по всем существенным условиям договора в порядке, предусмотренном законодательством. Договор считается заключенным при соблюдении двух необходимых условий:

· Сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

· Достигнутое сторонами соглашение по всей форме должно соответствовать требованиям, предъявляемым такого рода договорам (ст.432 ГК).

Заключение договора, исходя из природы этой гражданско-правовой категории (соглашение сторон), предполагает выражение воли каждой из сторон и ее совпадение [6, с. 196]. Содержание договора как соглашения (сделки) составляет совокупность согласованных его сторонами условий, в которых закрепляются права и обязанности контрагентов, составляющие содержание договорного обязательства. В письменных договорах условия излагаются в виде отдельных пунктов. Для составления договора между дизайнером и заказчиком необходимо обратить внимание на ясность и однозначность формулировок. Следует учитывать весь объем работы, необходимый для получения результата, ожидаемого заказчиком, а так же обязательное фиксирование и согласование всех изменений и отклонений от начальных договоренностей. С полной ответственностью отнеситесь к установлению сроков исполнения тех или иных работ.

Интересам подрядчика, то есть дизайнера, в большей степени служит аванс, задаток же обеспечивает интересы обеих сторон. Так, в случае отказа дизайнера от дальнейшей работы аванс по общему правилу подлежит возврату. Если от услуг дизайнера (без вины с его стороны) отказывается клиент, то задаток остается у специалиста; если же дизайнер отказывается от дальнейших отношений, то задаток возвращается клиенту, но уже в двойном размере (п. 2 ст. 381 Гражданского кодекса РФ).

Следует помнить, что ответственность дизайнера регулируется не только пунктами Гражданского кодекса РФ, но и Законом РФ «О защите прав потребителей» [1, 28с.]. Так же можно обозначить несколько правил общения с заказчиком, которые помогут более продуктивно работать:

1. Общение должно быть максимально официальным.

2. Ваши позиция и действия должны быть однозначны.

3. С самого начала работы над проектом желательно собрать максимальное количество ограничений: пожелания клиента, необходимость реализации, расчёт сроков, стоимости и т. д.

4. Только с помощью вопросов можно узнать, что действительно хочет заказчик и предложить ему эффективное решение [2, с. 7].

Авторский надзор – услуга консультационного характера. Субъект авторского надзора должен отвечать лишь за качество оказанных услуг. Важно помнить за что дизайнер не несет ответственность: 1) за качество ремонта; 2) за ошибки отделочников; 3) за задержки производства ремонта; 4) за поставляемые отделочные материалы и т.д.

Лишь при соблюдении всех выше изложенных требований в реализации проекта дизайн интерьера, а так же при наличии доверия к работодателю, без сомнения в его компетентности, пока не получен результат, можно добиться нужного, удовлетворяющего обеих сторон результата. Низкий уровень культуры современных дизайнеров, непростительный с точки зрения заказчика, а также низкий культурный уровень заказчиков, который в свою очередь приемлем с точки зрения дизайнера, способствуют появлению на свет бессмысленных произведений. Хороший дизайнер – иллюзионист. Он должен не просто отвлечь внимание стройным рассуждением. Он должен добиться хорошего результата. Как – совершенно не важно. И совершенно не важно, понял ли клиент, что ему сделали. Важно, чтобы поняли те, с кем клиенту приходится иметь дело. Те, ради кого, собственно, делается дизайн, – мы с вами [4, с. 172].

 

Список литературы:
1. Агешкина Н.А., Справочник потребителя: о чем адвокаты не расскажут бесплатно / Н.А. Агешкина, Е.А. Бевзюк. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 284с.
2. Волкова Д., Школа современного дизайна от А доЯ / Диана Волкова. – М.: Эксмо, 2007. – 288 с.
3. Ларченко Д., Келле-Пелле А. Интерьер: дизайн и компьютерное моделирование. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. 480 с.
4. Лебедев А.А. Ководство. – 3-е исд. – М.: Издательство студии Артемия Лебедева, 2011. – 452 с. 
5. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие (конспект лекций). 3-е издание. – М.: М3 – Пресс, 2005 – 252 с.
6. Суханов Е. А., Гражданское право: в 4 т. Том 3: Обязательственное право. – М.: ВолтерсКлувер, 2007. – 800с.