Творчество Альберта Георгиевича Сергеева. Соцреализм основа деятельности художника советской эпохи
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Искусствоведение
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Творчество Альберта Георгиевича Сергеева. Соцреализм основа деятельности художника советской эпохи
Знакомясь с произведениями советского изобразительного искусства, мы понимаем, что оно обладает целым рядом особенностей существенно отличающим его от предыдущих периодов в истории русского искусства. Если художники 19 века подвергали серьезной критике существующую действительность, то в советский подобные произведения были недопустимы, так как искусство было тесно связано с идеологией и являлось проводником решений коммунистической партии.
После Октябрьской революции правительство большевиков издает декрет о монументальной пропаганде, целью которого было создание новых героев, сюжетов, благотворно влиявших на утверждение в обществе коммунистической идеологии. «Формирование нового советского искусства оказалось сложным процессом, связанным с переустройством всего общества ...». [11, с.87] Теперь на первый план в произведениях художников выходит образ нового героя – свободного человека, труженика, свершившего революцию. Метод социалистического реализма, который приняли на вооружение советские художники, давал им возможность широкого охвата окружающей действительности, глубокого ее осмысления. Он базировался на принципах в соответствии с которыми художники изучают жизнь, отбирают явления, достойные стать объектом художественного Среди этих принципов ключевым считали отношение художника к выбору объекта изображения. «Главным объектом изображения в искусстве социалистического реализма являются трудящиеся массы, свершившие революцию, борющиеся за построение нового, социалистического мира» [6, с.21]. Но это не означает что в каждом произведении должны изображаться революционные преобразования. Спектр тем советского искусства широк. Это подвиг советского народа в Великой Отечественной Войне, портреты, пейзаж индустриального типа. Жанровая картина, отображавшая повседневную жизнь человека, активно развивалась в послевоенные годы и представляла для художников огромный интерес.
Ведущими принципами метода социалистического реализма были народность, идейность, конкретность. Народность, заключалась в жизни простого человека как объекта вдохновения, идейность показывала героизм людей во время революции, построение нового коммунистического общества. Принцип конкретности в изображении действительности отображал процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории.
Принципы социалистического реализма ярко раскрываются в советской скульпторе второй половины 20 века, которая отличалась глубоким интересом к человеку, стремлением всесторонне раскрыть его духовный мир. Много сделали скульпторы прошлого столетия для развития портрета, в который внесли пластическое многообразие, великолепное чувство материала и особую внимательность при восприятии личности современника. Великая Отечественная война во многом изменила тематику советской скульптуры. «Скульптура в эти годы становится мобильнее, быстрее откликается на требования дня, непосредственно фиксируя события, сохраняя в беглом эскизе волнующее ощущение их исторической достоверности» [1, с.153]. После окончания войны интерес к военной тематике в советской скульптуре не ослабел, но в тоже время развивалась лирическая или поэтическая тематика, нашедшая воплощение в женских портретах и жанровых композициях.
Общие Тенденции развития советской скульптуры этого периода повлияли и на Смоленщину, где родился и вырос Народный художник РСФСР, Почётный гражданин города-героя Смоленска Альберт Георгиевич Сергеев.
А.Г. Сергеев родился 30 апреля 1926 года в деревне Левинки Темкинского района Смоленской области. Отец Георгий Сергеевич был рабочим Путиловского завода в Петрограде, участником Октябрьской революции. В 1918 году возвратился в родные места и поступил на работу в вагонное депо станции Вязьма. Мать Александра Ивановна вела домашнее хозяйства. В 1933 году семья Сергеевых переехала в Вязьму, где Альберт Георгиевич начал изучать изобразительное искусство в художественной студии Сергея Владимировича Журавлева, воспитавшего не одно поколение вяземских живописцев и графиков.
В 1941 году Сергеев окончил семь классов вяземской средней школы № 3. В апреле 1944 года был призван в армию. Воевал он стрелком, затем разведчиком в составе 764-го армейского истребительно-противотанкового полка на 2-м и 3-м Прибалтийском фронте.
Пройдя фронтовыми дорогами до границ Восточной Пруссии, Альберт Георгиевич не расставался с карандашом и блокнотом, а в послевоенные годы, находясь в армии, заочно учился во Всесоюзном Доме народного творчества имени Н.К. Крупской в Москве. В 1950–1955 году обучался в Ленинградском художественном училище им. В.А. Серова (ныне Н.К. Рериха). Стремление стать профессиональным художником побудило Сергеева, продолжить образование в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР, который он оканчивает в 1961 году, получив специальность художника-скульптора.
После завершению обучения государственная квалификационная комиссия направляет Сергеева в Смоленск. В Смоленске молодого художника принимают на работу ассистентом художественно-графического факультета СГПИ. В это время он начинает возглавлять Смоленскую организацию Союза художников СССР. За годы деятельности на этом посту Сергеевым приложено немало усилий по приглашению в город многих выпускников художественных вузов Москвы, Ленинграда и других городов страны.
Сергеев подобно другим художниками, соблюдавшим принципы соцреализма в изобразительном искусстве получал возможность реализации своего творческого потенциала. Работая этим методов, экспонируясь на выставках регионального значения молодой художник вступал в союз художников СССР, что давало право получения собственной мастерской, участие в системе государственного заказа по выполнению художественных работ для промышленных предприятий, школ, больниц и прочих государственных учреждений.
Выставки в Ленинграде, Москве (1959, 1960, 1961, 1962, 1963), на которых были представлены произведения скульптора, получили положительные отклики в центральной и местной печати. Стало ясно, что в русской скульптуре появилось новое талантливое имя.
Смоленщина, на которой родился и вырос Сергеев, была для него источником вдохновения. При создании образов деятелей прошлого, Сергеев работает над достоверностью облика конкретного человека, стремится передать через него дух эпохи, отразившейся в делах и характере портретируемого.
Тема героизма в творчестве художника показана в военных монументах и скульптурных портретах посвященных советским солдатам. По своей эмоциональной выразительности одна из самых сильных работ скульптора это памятник «Скорбящая мать» (1963–1965), являющийся центральной фигурой в мемориальном комплексе, созданном в содружестве с художником С.С. Новиковым и архитектором Д.Г. Стемпаржицким возле братской могилы смоленских подпольщиков. Моделью при создании этого памятника не случайно стала мать скульптора. Боль и страдание народа воплотились в конкретном образе дорогой для него женщины-смолянки. «Неповторимая индивидуальность облика скульптуры в сочетании с обобщенностью и монументальностью пластического решения рождают редкий по силе трагедийный накал» [3, с.33]. Чувство героизма и самоотдачи продемонстрировано в скульптурном портрете «Юный буденовец» (1959). Мир юношеских чувств был выражен тонкой светотеневой нюансировкой бронзовой лепки. Это произведение олицетворяет эпоху гражданской войны. Если всмотреться в лицо буденовца мы увидим волю и смелость необходимую для революционной борьбы. «В нем есть будничность, подъем чувств, рожденный патриотизмом любовью к родине ...» [10, с.1].
Следующим этапом в творческой биографии Сергеева стал памятник «Советской гвардии, рожденной в боях под Ельней» (1965–1971). Скульптурная композиция состоит из четырех солдат. Двое стоят гордо выпрямившись, словно заслоняя город; третий, смертельно раненый, падает, не выпуская из рук автомата; четвертый, пытающийся поддержать его, сжимает гранату. В каждом из них воссоздан определенный человеческий характер. Они не похожи друг на друга, но их всех роднит волевая целеустремленность, готовность пожертвовать жизнью ради Родины, вера в победу. Это сказывается и в решительности их взглядов и жестов, и в напряженной энергии рук и спин, и в гордой несокрушимой осанке; кажется – нет силы, способной сдвинуть их с места, веришь, что они умрут, но ни шагу не отступят перед атакующим их врагом. «Объединенная общим движением, обобщенная по формам, эта группа по-настоящему монументальна и вместе тем глубоко реалистична: жесты сражающихся воссозданы точно, лица типичны и кажутся знакомыми» [4, с.22]. Работая над этим памятником, скульптор знакомится с героями Великой Отечественной войны, изучает их биографии, делает зарисовки, этюды. Наибольший интерес вызвали у художника ратные подвиги Героя Советского Союза М.А. Егорова и генерал-лейтенанта И.Н. Руссиянова. Мужество и личное обаяние этих людей побудили скульптора к созданию их портретов. Своего земляка, участника штурма рейхстага М.А. Егорова скульптор стремится показать молодым бойцом, подвиг которого стал известен всему миру. Над портретом командира одной из четырёх дивизий, сражавшихся за Ельню, генерал-лейтенанта И.Н. Руссиянова (1973) Сергеев работал значительно дольше. В поисках художественной выразительности было сделано несколько вариантов. Продолжая линию психологического портрета, Сергеев создал в скульптуре образ человека, погруженного в свои мысли, воспоминающего о событиях минувшей войны.
При минимальном количестве композиционных решений портретов, используемых Сергеевым, он каждый раз находит особую выразительность образа. В портрете председателя колхоза «Красный доброволец», Героя Социалистического Труда Ф.Васильева (1984) все построено на сочетании четких, лаконичных форм. Создал Сергеев и портрет своего земляка первого космонавта Ю.А. Гагарина (1982). В этой работе художнику удалось избежать и манерной красивости, присущей определенному кругу произведений о Гагарине, и отстраненности сверх героя. «В ясном и чистом лице – все лучшее, что есть в человеке, - доверчивость, доброта, покоряющая естественность» [5, с. 6]. Голова Гагарина, чуть запрокинута и словно вырастает из глыбы мрамора. В портрете нет динамических построений.
Лирика в творчестве Сергеева находит воплощение женских портретах и жанровых композициях. В лирических произведениях ощущается родство с поэзией Смоленщины в частности с творческим наследием А.Т. Твардовского, М.В. Исаковского, Н.И. Рыленкова.
В скульптурной композиции «Сенокос» (1984) три легкие девичьи фигурки образуют изящный полукруг. Зритель сразу вовлекается в ритм этой группы. Еще издали в прихотливой ажурности силуэта мы наблюдаем особую грацию молодого движения. Фигуры и лица девушек индивидуальны, и характерная пластика одной подчеркивает неповторимые особенности другой. Вся композиция полна той незамутненной ясности и чистоты, что напоминает предвоенные песни Исаковского. Сенокосу близка группа «Отдых в поле» (1984). В ней ощущается та же лирическая интонация, то же стремление к пластической гармонии. «Светоносность зеленовато-золотистой бронзы тонко передана в облике двух девушек, присевших на минуту отдохнуть в поле. Зритель словно окунается в атмосферу полуденного летнего зноя» [8, с. 4].
В творчестве Сергеева есть серия портретов мягкого лиричного звучания. Такие портреты как «Тая», «Оля Матвеева» словно созданы за один сеанс, а эмоционально решение романтично и необычно. Схожее по творческому решению и выразительности скульптура «Смоляночка» (1962). Данный образ был создан со старший дочери Сергеева Эллы. Скульптурный портрет покоряет зрителя очарованием молодости. Не малую роль в этом впечатлении удачный выбор материала. Мрамор придает особую одухотворенность девичьему лицу. Изящная резьба по мрамору позволяет раскрыть в полной мере мастерство скульптора.
Лиричен образ русского композитора М.И. Глинки, воплощенный в скульптурном портрете Альберта Георгиевича в 1978 году. Композитор показан во время творческих раздумий. Его голова слегка откинута, а глаза смотрят вдаль. Композитор как бы слушает внутреннею музу, напевающую прекрасные мелодии из которых и складывались его произведения.
Портрет Глинки отличается проработанностью плоскостей лица, высоким мастерством обработки мрамора. «Это способствуют раскрытию психологически сложного образа художника – творца, внутренне сосредоточенного, полностью погруженного в мир звуков» [9, с. 2].
Особо значимыми работами в творчестве Сергеева были произведения, связанные с именем А.Т. Твардовского. Портрет Твардовского 1985 года не напоминает ни один из известных фотопортретов поэта. Лёгкий, несколько неуверенный наклон головы нарушает привычное спокойствие погрудной композиции. С портретом Твардовского тесно связана скульптурная композиция «Земляки (Твардовский и Василий Теркин)» (1986). Необычна сама идея, лежащая в основе произведения. Скульптор свёл вместе за дружеской беседой литературного героя и его создателя. Вспоминая о поисках натуры для воплощения образа литературного героя в памятнике Альберт Георгиевич рассказал удивительную, историю о том, как он в одном простом человеке, шофере, весельчаке, балагуре, вдруг увидел те черты, ту икринку под названием «Собирательный образ Теркина». «Человек тот умер, но остался бюст удивительно выразительный, глаза – с доброй хитринкой, губы, готовые улыбнуться широко и искренно, и с губ этих готова сорваться умная хорошая шутка» [9, с. 2]. Вспоминая годы военной службы Альберт Георгиевич рассказывал, что на фронте в каждой роте, в каждом взводе был свой шутник, весельчак, рассказчик, который не падал духом и не давал этого сделать товарищам в самые трудные минуты. Следовательно, образ Теркина жил в душе скульптура задолго до создания памятника. Скульптурная композиция группы красива и естественна, и за этой красотой не сразу становится заметен философский смысл работы. Сложнейшая проблема взаимоотношений художника и действительности решается в «Земляках» как реализация конкретного творческого метода. В 1995 году памятник был установлен в Смоленске.
Среди монументальных работ скульптора, помимо упомянутых, выделяются: бюсты-памятники Барклаю де Толли, Дохтурову, Багратиону (Смоленск, 1987), памятник М.В. Исаковскому (2000), мемориальные знаки и доски выдающимся людям 19–20 вв. – Н. М. Пржевальскому (Смоленск, 1974), А. Т. Твардовскому (Смоленск, 1974; г. Починок, 1978), М.В. Исаковскому (Смоленск, 1982), М.В. Фрунзе (Смоленск, 1984), Г.К. Жукову (Смоленск, 1996).
За годы творческой деятельности А.Г. Сергеевым выполнено значительное количество станковых работ в бронзе, мраморе, граните, дереве, которые экспонировались на многочисленных зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее декабристов (Москва) и во многих других музейно-выставочных центрах России. Накопленные опыт и знания Альберт Георгиевич передавал студентам Смоленского педагогического института. Из воспоминаний учеников Сергеева становится ясно, что этот человек обладал редким даром – умением выразить те едва уловимые оттенки переживаний, которые казалось доступны только в поэзии или музыки. При этом его никогда не покидало чувство меры и такт.
В последние годы жизни Сергеев продолжал заниматься творческой деятельностью. В мастерской скульптора остались проекты памятников, над которыми он продолжал вести работу. Скончался Альберт Георгиевич 12 декабря 2003 года. Похоронен на Братском кладбище города Смоленск.
Сегодня скульптуры Сергеева являются культурным наследием города Смоленска и смоленской области. По мнению председателя правления Смоленской организации Союза художников России Г.В. Намеровского (1986–1999) «... Для произведений А.Г. Сергеева характерны высокая гражданственность и глубокое проникновение в суть творческой задачи» [7, с. 4]. Действительно, с этим нельзя не согласится, творчество скульптора воспевает подвиг нашего народа в Великой Отечественной Войне. Ключевым героем многих произведений стал советский солдат, причем каждый образ индивидуален и детально проработан, что стало возможным благодаря постоянному обращению к натуре. Но это одна сторона творческой деятельности скульптора, другая обращалась к лирике показанной через множество скульптурных композиций и женских портретов. Оба направления демонстрируют соблюдение традиций русской национальной пластики. Отображением стремления советского искусства к правдивому отображению действительности.
О методе социалистического реализма который использовал Сергеев и другие художники советской эпохи ведутся дискуссии. Некоторые исследователи полагают что социалистический реализм подавляет индивидуальность художника и ведет к однообразию в творчестве. Но на самом деле творчество любого художника не похоже друг на друга с точки зрения присущей каждому неповторимой индивидуальности. Настоящий художник в не зависимости от жанра и творческого метода остается востребованным в любое время, что и продемонстрировал своей деятельностью Сергеев, который продолжал заниматься искусством, оставаясь востребованным в новой России.