Статья:

Тенденции развития многофункциональных храмовых комплексов

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Жиляева Н.В. Тенденции развития многофункциональных храмовых комплексов // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Тенденции развития многофункциональных храмовых комплексов

Жиляева Надежда Викторовна
магистрант, БГТУ им. В. Г. Шухова, г. Белгород
Колесникова Людмила Ильинична
научный руководитель, доц., БГТУ им. В. Г. Шухова, г. Белгород

 

В настоящее время культовые сооружения играют значительную роль в застройке населенных мест. Среди них наиболее распространенным типом являются многофункциональные храмовые комплексы, которые оказывают заметное влияние на формирование архитектурно-художественного образа городов. Велико их значение в социальной жизни общества. Они способствуют формированию социально благополучной среды, стимулируют культурно-духовное развитие личности [1, с. 12].

Отличительными особенностями современного храмостроительства в Российской Федерации является:

- необходимость в строительстве многочисленного количества новейших храмов;

- возведение, не отдельных храмов, а новых комплексов, которые включают в себя здания и сооружения, обеспечивающие весь спектр деятельности современной Церкви: богослужебной, просветительской, благотворительной, хозяйственной;

- отсутствуют зарезервированные места для строительства церквей в определенных населенных пунктах;

- потеря преемственности в церковном строительстве;

- отсутствие навыков проектирования церковных зданий у большого количества современных архитекторов;

-отсутствие централизованных церковных источников финансирования строительства храмов.

Основной задачей возведения большого количества новых церквей является наличие большого количества квалифицированных проектировщиков и строителей, денежных средств и поддержки органов власти. Подобная задача была в России в середине XIX в., когда проходило активное освоение вновь новых районов Сибири. В тот момент можно было решить данную задачу, так как была государственная программа с целевым финансированием и возведение храмов велось при условии наличия «образцовых» проектов, которые были специально разработаны для этой цели опытными архитекторами [2, с. 210]. Сегодня можно говорить лишь о наличии моральной поддержки властей. Стоит отметить что, очень важным является разработка проектов храмовых комплексов не высоких по цене в строительстве и которых есть возможность возможностью строительства очередями.

При отсутствии места возведения храма в центре города его строительство может быть реализовано и в ином месте, но с соблюдением принципа доминантности храма среди окружающей застройки. Требуемая доминантность может быть реализована различными способами, которые зависят от места расположения и характера окружающей среды. Свободно возведенная, пластичная форма церкви в любом случае будет выделяться среди современной застройки городов, сочетание с различными сооружениями обеспечит его градостроительную значимость.

Минимальный опыт проектирования при утрате преемственности в храмостроительстве и полное отсутствие проектно-методической базы в наше время проектной деятельности может в малой степени компенсироваться соблюдением практикующими строителями основного принципа православного храмостроительства: соблюдение канонической традиции и сохранения личностного творчества опыту церкви.

Церковная архитектура выражала один и тот же образ «Царства Небесного», но разными способами, которые соответствовали умонастроениям эпохи и верующих.

В наше время появился интерес к русской истории и старой православной культуре. В наше время воссоздаются и строятся новые храмы и, соборы и церкви, создаются различные монастырские музеи, библиотеки, школы, больницы и духовно-просветительские центры, которые возвращают Русской Православной Церкви прежнюю роль в жизни современного общества [3].

В 1997 году был принят закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который регулирует предоставление церквям налоговых и иных льгот, оказание гос. помощи различным религиозным организациям в реставрации, содержат и охраняют здания и сооружения, которые являются памятниками российской истории, утверждается право религиозных организаций на проведение образовательной деятельности. 30 ноября 2010 года принят Федеральный Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Передача государством Церкви знаменитых зданий, что ранее ей принадлежали, которая в свою очередь способствует возвращению этим объектам исторических ценностей. Компетенцию Патриаршего совета по новой культуре входит ряд вопросов о взаимодействии с различными государственными и негосударственными институтами образования и культуры. В 2012 году был зафиксирован акт подписания соглашение о совместном сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством культуры Российской Федерации. Данная программа включает в себя реставрацию за счет средств федерального бюджета храмов, монастырей, которые находятся в федеральной собственности и относятся к памятникам истории и культуры. В конце 80-х и начале 90-х годов начинается процесс возрождения церковного имущества.

Важной задачей Церкви является воссоздание сооружений, имеющих сакральное значение. Следует отметить что, следующим этапом в становлении церковной архитектуры является создание комплексов, обрамляющих уцелевшие церкви, освоение возвращенных храмовых территорий, реставрация и возведение зданий, необходимых для полноценного функционирования. В начале процесса воссоздания церковного имущества сфера влияния Церкви набирает обороты, охватывая разные социальные группы, которые возникают в работе приходов, прежде всего, просветительской и образовательной. Потребность в специализации и консолидации всех видов вне богослужебной деятельности привела к появлению в 90-е годы первых православных приходских центров, которые включают в себя: воскресную школу, курсы катехизации, библиотеку, лекторий, молодежные организации, различные кружки, секции и студии [3].

В начале 21 века реорганизация социальной деятельности приходов, которая включала в себя создание духовно-просветительских центров, является одним из основных направлений деятельности Церкви. По официальным источникам Русской Православной Церкви гласят, что: «В Русской Церкви появилось достаточно сильное и эффективное социальное служение, если люди в Москве будут усовершенствовать новую социальную функцию Церкви, то малого размера приходских помещений в храмах может не хватить. В каждой церкви должны быть созданы молодежные центры, различные службы для работы со стариками, беспризорными, людьми, нуждающимися, которым необходима социальной поддержке. «В каждом из возводящихся храмов изначально был запланирован духовно-просветительский центр, который должен был иметь воскресную школу, библиотеку, клуб для молодежи, кинолекторий и другие функциональные зоны. Приходы станут основными центрами социального и культурного служения в своем районе». Иными словами, на территории храма появляется новый объект, который в свою очередь предназначен для консолидации социальной деятельности прихода [3].  В 2012 году начался процесс реализации на практике «Программы-200» - один из самых масштабных в истории России централизованных программ церковного строительства. Главной задачей создание подобных центров призвано активизировать внебогослужебную деятельность приходов и увеличить их значимость в культурной инфраструктуре страны. Возведение духовно-просветительских центров на территориях приходских церквей является новейшим перспективным направлением в развитии храмовой архитектуры.

В настоящее время духовно-просветительские центры существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Владивостоке, Якутске, Туле, Нижнем Новгороде и в других городах России, действуют православные центры в Париже и Риме.

Усиленное строительство духовно-просветительских центров в Москве пришлось на вторую 2000-х годов, но стоит отметить что продолжается и по сей день. Полное представление о духовно-просветительских центрах можно составить на основе анализа структуры и архитектурно-градостроительных решений центров, построенных в Российской Федерации за последние пятнадцать лет.

 

Список литературы:
1. Дардик В. Н. Многофункциональные комплексы культурно-бытового назначения в жилых районах городов / В.Н. Дардик. - М.: ЦНТИ, 1977. – С. 47.
2. Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре / А.В. Иконников. - М.: Стройиздат, 1986. – С. 288.
3. МДС 31-9.2003 «Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству к СП 31-103-99». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://www.znaytovar.ru/gost/2/MDS_3192003_Pravoslavnye_xramy.html   
(дата обращения: 25.05.2019).
4. СП 31-103-99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://www.znaytovar.ru/gost/2/SP_3110399_Zdaniya_sooruzheniy.html 
(дата обращения: 25.05.2019).