Статья:

История формирования композиции храма Василия Блаженного в Москве

Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Елова О.В., Авдеева И.Ю. История формирования композиции храма Василия Блаженного в Москве // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/9(10).pdf (дата обращения: 23.09.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

История формирования композиции храма Василия Блаженного в Москве

Елова Ольга Валерьевна
студент, ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», РФ, г. Череповецк
Авдеева Ирина Юрьевна
студент, ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», РФ, г. Череповецк

 

В столице нашей замечательной страны, в самом её центре, располагается одно из самых красивых и прекрасных достопримечательностей – собор Василия Блаженного, известный так же и под другим названием храм Покрова Божьей Матери.

Собор был построен в 16 веке и с тех пор радует глаз жителей России, а так же иностранцев, которые приезжают полюбоваться мировым наследием нашего мира.

Каждый житель нашей страны знает, где находится это прекрасное сооружение – на Красной площади, но многие не знают о его истории возникновения, многочисленных легендах слагающих о нём и об интересных фактах связанных с храмом. 

Религия, культура и история нашей страны сплелись в этом соборе в единое целое. Неслучайно о нем ходит много рассказов и легенд. Ведь для большинства людей собор — это лишь красивая и праздничная картинка, своего рода визитная карточка Москвы или туристическая этикетка для иностранцев. Но если заинтересоваться храмом в полном размере своих возможностей, то можно заметить, что подлинная история этого храма гораздо богаче и интереснее любых распространенных о нем заблуждений.

Более четырех веков истории строительства собора Покров Божией Матери на рву. Эти события происходили в годы большого Казанского похода, до этих пор организация походов на Казань  терпели неудачи. Можно понять Ивана Грозного, который  сам возглавил войско и при этом дал обет – в случае  победы построить на Красной площади, в Москве, величественный храм, в память об этом событии.

Это было в 1552 году, и пока продолжалась война,  рядом с Троицкой церковью, в честь каждой крупной победы ставили небольшие деревянные церквушки, в честь тех святых, в день которых была одержана победа.

Одержав победу над татарами и вернувшись в Москву,  Иван Грозный дал обещание – отдал распоряжение на месте возведенных восьми маленьких церквушек построить одну, да небывалой красоты и крепости. О самом храме есть множество легенд, так же точно никто не знает, кто стал его создателем. Ивану Грозному была подана идея митрополитом Макарием, чтобы церковь была каменной, крепкой и на века.

А русские зодчие уже воплощали идею Ивана Грозного. Ими стали Постник и Барма, но по другим версиям – это был один мастер из Пскова  Постник Яковлев (по прозвищу Барма). После возведения храма Иван Грозный восхитившись небывалой красотой и величием храма, отдал приказ ослепить зодчих, для того чтобы они никогда в жизни больше не смогли повторить или даже превзойти своё творение. Но существует еще версия, будто собор был выстроен каким – то малоизвестным мастером, возможно итальянцем.

Так же бытует ещё одна легенда о том, что один юродивый ясновидец за долго до возведения храма стал собирать  деньги на его строительство. Деньги он собирал совсем не привычным для нас способом. Он приходил на Красную площадь и бросал собранные гроши через плечо – «Пятачок к пятачку, грошик к грошику » и ни кто не смел, трогать эти монетки. Именно юродивый указал Ивану Грозному место для строительства.

Сам царь Грозный боялся и чтил ясновидца блаженного Василия, который в 1547 году предсказал страшный по своим объемам пожар, который смог уничтожить почти всю столицу. После смерти Василий Блаженный был, с великими почестями,  погребен на кладбище  у Троицкой церкви. Очень скоро там началось величайшее строительство Покровского собора, где позже были перезахоронены мощи Василия Блаженного, и на его могиле часто свершались случаи чудесного исцеления. Уже в 1558 году по приказу сына Ивана  Грозного над могилой блаженного был пристроен придел к собору. Раньше службы в соборе проводили редко, так как он не отапливался, а придел Блаженного был просторным и теплым, с тех пор богослужения стали проводиться ежедневно, а Покровский собор  стал носить имя Василия Блаженного.

Великий памятник культуры не раз подвергался угрозе уничтожения, но всякий раз был чудесным образом спасен. Например, одна легенда гласит, что в 1812 году после взятия Москвы Наполеоном, ему так понравился наш собор, что он захотел перенести его в Париж, но этого сделать было невозможно, учитывая технологию строительства того времени. Наполеон решил взорвать собор. И свершилось чудо – проливной дождь, начавшийся внезапно, затушил фитиль, который зажгли французы, чтобы взорвать взрывчатку, которую они заложили в основание собора. Много раз грабили собор поляки в смутное время. Даже у власти большевиков собор был под угрозой уничножения.

Официальное название величайшего сооружения – это Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, но,  наряду с этим,  за ним закрепилось и народное название - храм Василия Блаженного.

Храм  был построен в 1555 – 1561 годах, он располагался в центре столицы,  на Красной площади, собор   был необыкновенной красоты  и стал гордостью России.

Изначально Покровский собор был другим, чем мы видим его сейчас. Сначала построили деревянную модель, а зачем отроили каменную. Архитектура храма очень разнообразная, каждая деталь не повторяет другую. Храм имеет девять столпообразных объемов стоящих на разной высоте. Главный центральный объем завершен шатром.

Мало того что купола стоят на разной высоте, они ещё абсолютно разные. Один украшен ярками карнизами, второй сияет золотыми шишками, на третьем вырисовываются завитки разных цветов, четвертый и вовсе полосатый, в общем, храм не может не радовать глаз. Он создает атмосферу праздника, а эта атмосфера праздника появился только в 18 веке при Екатерине II. Собор реконструировали и придали современную окраску, тогда то он и стал настоящим чудом.

Собор Пресвятой Богородицы имеет ещё одну ценность, помимо своей сложной и одновременно радующей глаз архитектуры. Специально для него в 18 веке были написаны три уникальные иконы, до сих пор хранящиеся в храме.

Первая икона «Знамение со святыми на полях» располагается на восточной стороне церкви Троицы, она была написана особенно, не как  другие иконы. Особенность заключается в том, что икона писалась по сырой извести, вместо масляный красок использовались краски составленные водой.  Эта икона обрела всеобщее почтение и в дальнейшем стала считаться чудотворной. Через несколько лет выполнили реплику на эту икону. Отличием было только состав святый на полях.

Третья икона «Покров с предстоящим Василием и Иоанном Блаженным». Она имеет больше размеры и располагается на южной стене колокольни Покровского собора.

Эти иконы несут одно значение это – заступничество  Богоматери перед лицом врага, что вселяет христианам уверенность в том, что их оберегают, тем самым укрепляя религиозные взгляды в стране.

Храм Василия Блаженного остается одним из выдающихся памятников мирового зодчества, он и сейчас являет собой архитектурную гордость Красной площади  нашей  столицы, радуя ее своим жизнерадостным обликом и праздничной торжественностью.

 

Список литературы:
1. Улыбышева М.А. Тайны собора Василия Блаженного. Издательство: Фома, 2013 г.-24с.
2. Ионина Н. А., Зигутенко С. Н., Муравьева Т. В. Великие чудеса света, пророчества и мифы. Издательство: "Вече", 2013 г. – 536с.
3. Успенская Л.С. Покровский собор. Храм Василия Блаженного. Издательство: Государственный Исторический музей, 2008г. -18с.
4. Каширина Т., Ковальчук Л., Сучкова Е.  Храмы Москвы. Издательство: Аванта, 2011 г. – 184с.