Статья:

История и современность в развитии циркового искусства

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Торопцева А.А. История и современность в развитии циркового искусства // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

История и современность в развитии циркового искусства

Торопцева Алина Александровна
студент филиала ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств» в г. Марксе, РФ, г. Маркс
Абдрашитова Людмила Александровна
научный руководитель, преподаватель, филиала ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств» в г. Марксе, РФ, г. Маркс

 

Во все времена духовная жизнь человека была настолько богата, что для создания художественных образов появилось много разнообразных выразительных средств: цвет, звук, пластика тела, слово, объем и др., что привело к рождению самостоятельных видов искусства: танца, вокала, живописи, скульптуры и др., одним из которых является цирковое искусство. «Цирк - это традиционное классическое искусство, утверждающее общечеловеческие моральные, физические и духовные ценности. Этот вид творчества основывается на виртуозном владении мастерством, заключающим в себя «игру в смертельный риск» - утверждал С.М.Макаров [8. С.21].

Вопрос развития циркового искусства во все времена был и остается актуальным, т.к. этот вид искусства является необходимым условием развития общества. Цирк, как и любой другой вид искусства, - важнейший фактор социально-экономического, интеллектуального и духовного развития, т.к. выражает в художественном образе результат творческой деятельности всех поколений. Изучение становления и развития циркового искусства вызывает интерес ввиду необыкновенной его популярности и большой любви к нему народа в любой стране. Всегда цирковые артисты притягивают, вызывают восхищение совершенством и новыми возможностями человека, силой, ловкостью, смелостью, которые недоступные обычному зрителю. Во время представления у зрителей «захватывает дух» особенно при так называемых «смертельных номерах»: трюки без страховки, разъяренные хищники и др., т.е. происходит выброс адреналина, мощный эмоциональный всплеск, который позволяет мобилизовать физические и психические ресурсы организма человека.

Цирковое искусство – это не только духовное освоение мира, но и проявление высшего мастерства и умения человеческого тела. Многие называют цирковое искусство полетом фантазии, душой человека, желанием понять смысл жизни и человеческого бытия. История отечественного и зарубежного цирка широко представлена в работах таких известных учёных, как Е.М. Кузнецов, Ю.А. Дмитриев. Значение циркового искусства в жизни общества можно проследить на примере возникновения и развития молодежного цирка «Арт-Алле» г. Маркса. Этот цирк – веяние нового времени, раскрытие творческого потенциала современных цирковых артистов, которые на лучших традициях циркового искусства выдвигают креативные идеи, создают новые феерии, выполняют важные социально-значимые функции и привлекают внимание молодежи к специальности артиста цирка. В работе показана социальная значимость циркового искусства в современном мире, связь развития циркового искусства с общей историей человечества. Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз в жизни не соприкоснулся с цирковым искусством. Цирк ассоциируется с веселыми клоунами, гимнастами, ловкими жонглерами, дрессированными животными. Но мало кто задумывается, что цирковое искусство выполняет очень важные социально-значимые функции, например, такие как:

1. Эстетическую, которая позволяет воспринимать действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус. Красота – основа циркового искусства, она не оставляет равнодушными никого, кто соприкасается с цирком. Поражают необыкновенная пластика человеческого тела, яркие фантастические костюмы, особый реквизит; впечатляют грандиозные сценарные замыслы, хореография цирковых номеров, удивительные спецэффекты. Вся атмосфера цирка направлена на эстетическое воспитание подрастающего поколения, так как вызывает эстетические эмоции, формирует эстетические чувства в противовес безвкусице и примитивизму людей, не получивших достойного воспитания, поэтому не имеющих чувства гармонии в восприятии окружающего.

2 Социальную. Социализация личности происходит через приучение человека к нормам поведения, ценностям, принятым в обществе. Без посвящения ребенка в культуру не может быть его успешной социализации. Цирковое искусство – это часть художественной культуры общества, без которой невозможно ни социально-экономическое, ни интеллектуальное, ни духовное развития страны. Выразительный язык циркового искусства оказывает идейное воздействие на зрителей, выражает свободу и нравственную силу человека, его мужество и любовь к стране, в которой живет человек. Каждый номер цирковой программы связан с событиями, чувствами, взглядами, интересами людей, которые имеют общечеловеческое значение. Каждый номер – это не набор трюков, а единая композиция, которая имеет смысл, идею и «рассказывает» о том, что было когда-то (связь поколений), чем живет человек сегодня или о том, что может произойти с человеком в будущем (прогнозы, фантазии, предупреждения).

3. Компенсаторную функцию, которая возникает из потребности человека в переживаниях, которых ему, в силу каких-либо причин, недостаёт, но которые жизненно необходимы. В цирковом искусстве компенсаторная функция направлена на восстановление душевного равновесия, решение психологических проблем, на восполнение недостатка красоты и гармонии в повседневной жизни. Цирковое представление способно снять внутреннее напряжение, порожденное бытовыми условиями, утешать человека, переключить его мысли на позитивное решение его внутренних или внешних проблем. Цирковое представление – это праздник, где напряжение снимается в эмоционально-восторженной форме, улучшается настроение и жизнь преображается.

4. Гедонистическую – цирковое искусство, как и любое другое, способно приносить удовольствие человеку, доставлять эстетическое наслаждение; общение с искусством цирка доставляет человеку светлую радость

5. Познавательную, т.к. цирковое искусство обладает большим познавательным потенциалом: оно позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов, которые являются источниками информации об обществе, его историческом, политическом, экономическом развитии.

6. Прогностическую – цирковое искусство, как и любое другое, отражает способность строить прогнозы и предугадывать будущее;

7. Воспитательную - цирковое искусство воздействует на ум и сердце человека, поэтому формирует личность в целом, оно заставляет сопереживать, показывает ценностные ориентиры в жизни, помогает осмысливать поступки, формирует взгляды и убеждения. Воспитательное воздействие цирка проявляется в художественных образах, которые помогают обогатиться опытом других людей, передают различное отношение к миру, что позволяет человеку быстрее вырабатывать собственные установки и ценностные ориентации по отношению к себе и окружающим людям, поступкам, взглядам, интересам.

Выполнение данных функций также объясняет, почему цирк был во все времена, и остается сегодня популярным видом искусства. Цирковое искусство прошло длинный путь развития и неотделимо от общей истории человечества. Еще первобытные люди, собираясь на охоту, выполняли определённые ритуальные действия «на удачу», в которых прослеживаются зачатки цирковых жанров: использование лестниц, шестов, балансирование по канату, так рождалось искусство акробатов, жонглеров, канатоходцев. [4, с.14].

Древние документы свидетельствуют о том, что некоторым жанрам циркового искусства несколько тысяч лет. Первые следы о цирке мы находим в наскальных рисунках ацтеков: они жонглируют ногами и руками, стоят на голове, одной руке. На надгробиях Египта изображены акробаты; на Востоке при дворе хана Хубилая в документах описано жонглерство и канатоходство; на Крите стены Кносского дворца украшают танцы с быками; в Греции, Риме, Монголии – конные наездники; в Вавилоне – дрессированные львы, тигры, гепарды, крокодилы. В Элладе акробаты и мимы выступали во время праздников и в будни. В 7 году до нашей эры в Древнем Риме было построено первое настоящее цирковое здание, где проводились скачки, гонки на колесницах, акробатические трюки, танцы, сражения, верховая езда, гладиаторские бои. Цирк представлял собой открытую арену, окружённую многоярусными трибунами. Слово «цирк» означает в переводе с латинского круглый, потому, что здания строились округлой формы. В самом большом цирке - римском Circus Maximus - размещалось 250000 зрителей, в несколько раз больше, чем в Колизее. Первый цирк был провозглашен одним из чудес этого города. В последствии стационарные цирки, предназначенные для аристократии, навсегда исчезли с гибелью Римской империи.

Народные цирки наоборот сыграли особую роль в дальнейшем развитии цирка. Бродячие артисты исполняли комические сценки, играли на музыкальных инструментах. В их программу входили также акробатические и жонглёрские номера, дрессировка животных, в том числе лошадей [7, с.43]. В Средние века артисты цирка путешествовали по Европе, Азии и Африке, развлекали народ, а иногда и знать на ярмарках. Самой популярной была Ярмарка Святого Бартоломео, которую устраивали при монастыре на лондонской окраине, которая просуществовала 700 лет и была вроде цирковых смотров.

В дальнейшем ярмарки превратились в яркие палатки с трещотками, свистульками, погремушками, свирелями, марионетками, клетками с крысами, деревянными лошадками, собачками-танцовщицами, игрушечными орлами, хищными волками, быками и зайцами, бьющими в барабан.

С наступлением эпохи Ренесанса культура и искусство переживает мощный подъем. Этот подъем наблюдался и в развитии циркового искусства. Восстановление и расцвет цирка происходит в Италии благодаря Чезаре Борджиа, который в 1500 году попытался восстановить идеи древнеримского цирка и вернуть ему традиционную зрелищность: парад необыкновенных фигур, вращающихся механизмов, удивительных трюков. В Италии же родилась и классическая пара клоунов: Арлекин и Пьеро, аналоги которых есть практически во всех цирках мира. Эпоха Нового времени, наступившая вслед за эпохой Возрождения продолжает тенденции развития циркового искусства и приближает цирк к современному его пониманию. Создание цирка современного типа связано с именами английских наездников отца и сына Астлеев. В конце XVIII века, английский предприниматель Филип Астлей создал в Лондоне школу верховой езды, а в последствии построил специальное здание для выступлений, в котором со всех мест было хорошо видно, что происходит на манеже. Так появился первый стационарный цирк, который Астлей назвал древним греческим словом «амфитеатр», поэтому Филипа Астлея называют «отцом современного цирка» [9.]

Следом такое же здание выросло в Париже и было названо «Английским амфитеатром предместья Тампль». Представления нравились публике, потому что Филип Астлей понял, что интерес публики не будет угасать, если будет происходить чередование различных жанров, потому что зрители имели разные вкусы: одним нравились выступления акробатов, другим – силачей, третьим – наездников и т.д. Поэтому амфитеатры были всегда переполнены. [12.]

Астлей внес неоценимый вклад в развитие циркового искусства. Преемниками Астлеев стали итальянцы Франкони. Антонио Франкони сначала выступал в Амфитеатре Астлея как дрессировщик птиц, но после французской революции он возглавляет цирк Астлея. В 1807 году Антонио Франкони выстроил новое здание Амфитеатра на 2700 человек и назвал его «Олимпийским цирком», так как название «амфитеатр» было запрещено законом 1806 года. Он делает так, чтобы его творение пришлось по вкусу Наполеону. Подражая Франкони, в провинциях также стали называть амфитеатры цирком, а затем это название распространилось по всей Европе. Цирк Франкони отличался тем, что имел не только арену диаметром 16 метров, на которой гарцевали лошади, но и возвышение – сцену, в конную программу добавились грация наездников, оформление сцены, больше театральности, пластичности. То есть Франкони наконец-то обратил внимание и на эстетическую сторону номеров.

В цирке Франкони выдвинулся замечательный комик Жак Батист Ориоль. Ориоль владел многими цирковыми жанрами: он был прекрасный акробат, жонглер, эквилибрист, а также он включал в свои выступления словесный юмор. Таким образом, выстраивая свои выступления на традиции народных паяцев и шутов, он стал первым коверным клоуном, без которого не обходится сегодня ни одна цирковая программа.

С середины XIX века в цирковом искусстве начался новый этап развития - в одном представлении использовался синтез всех возможных жанров и широко применялись технические средства. Это дало возможность дальнейшего развития: расширение технических возможностей цирка, синтез жанров и появление новых жанров.

К концу века в столицах и больших городах Европы и России были построены стационарные цирки. В Германии основателями цирка считаются искусные наездники Хуан Порте и Петер Майе. Их ученики открыли цирки в Вене знаменитый Гимнастический цирк, в Пруссии, в Дюссельдорфе, в Берлине. Большой вклад в развитие мирового циркового искусства внес немецкий наездник Эрнст Ренц. В его цирке зародился образ Рыжего клоуна, своеобразная пародия на горожанина, главным образом мелкого буржуа.

В Европе появляются цирки на воде, зооцирк, которые быстро приобрели популярность. Американский цирк связан с именами Барнума и Бейли, которые в 1873 году открыли большой передвижной цирк («сверхцирк»), где представление проходило одновременно на трёх манежах. Цирк Величайшее шоу на Земле Барнума и Бейли представлял собой фрик-шоу и демонстрировал различные аномалии животных и людей: самый маленький человек в мире, бородатая леди, человек с лицом собаки, пигмеи и сиамские близнецы и др.). Это был один из самых известных цирков, в истории, получивший популярность за эти «достопримечательности», т.е. уродства людей.

В России до конца XVIII века выступали только цирковые группы гастролеров Лежара, Гверры и Кюзана. Первые стационарные цирки были построены лишь в XIX веке: в Петербурге это цирк Чинизелли, в Москве в 1880 г. построен цирк Альбертом Саломонским, в 1911 г. братья Никитины также создают стационарные цирки, в 1903 П. С. Крутиков построил цирк в Киеве.

Кроме стационарных, в России, как и в других странах, работали передвижные цирки.  Развитие циркового искусства конца XIX начала XX века продолжает набирать обороты: расширяются цирковые жанры, чему способствовало влияние артистов цирка Востока, обращение к спорту (силачи, гимнасты на кольцах и турниках, жокеи, велофигуристы, роликобежцы). Появляется новый жанр: икарийские игры.В стационарном цирке появляются коверные клоуны и клоуны-дрессировщики. Из зверинцев в цирк переходят укротители.

В это же время появляется тенденция к взаимопроникновению жанров: жонглирование в сочетании с эквилибристикой, акробатика с игрой на музыкальных инструментах, клоунада с дрессировкой. Появление такого жанра как воздушные гимнасты, основу которого заложил в 1859 году французский артист Ж. Леотар, впервые продемонстрировав воздушный полёт, что потребовало реконструкции цирковых зданий. Необходимо было сооружения сферического купола, на котором размещались различные технические приспособления, которые давали возможность усложнения трюков: страховочная сетка («перекрестный полет»), металлический страховочный трос, подкидная доска и др. Технический прогресс привел и к значительным изменениям в цирке: появляются такие аттракционы как «гонки по вертикали», «полет из пушки на луну»; «феерия на воде», «иллюзион».

Для цирка стало характерным обогащение его художественного языка за счет использования самых разнообразных выразительных средств и специфических приемов того или иного жанра. Это в свою очередь повлекло к возникновению разнообразных зрелищных форм внутри жанра. Только в акробатике насчитывается свыше тридцати разновидностей, в гимнастике - до двадцати, около десяти - в эквилибристике. Основой любого представления становится творческая фантазия артистов и режиссеров которые создают удивительные художественные произведения из мозаики отдельных элементов и жанров.

Сегодня цирковое искусство переживает творческий подъем и каждое цирковое представление – это популярное массовое зрелище. Он покоряет прекрасной наивностью, юношеской влюбленностью в силу и смелость, своей романтической приверженностью к царству чудес, скрытому за границами обыденности. Современный цирк – это синтез различных стилей циркового искусства, немыслимая пластика гимнастов, головокружительные трюки, феерические спецэффекты и живая музыка; это фантастические представления с невероятным сочетанием музыки, света и, конечно, мастерства артистов, которое находится на грани человеческих возможностей.

Трудно представить современное цирковое искусство без лучших цирков мира: канадского «Цирка Солнца» («Cirque du Soleil»), Китайского Государственного Цирка (Chinese State Circus), Американского цирка братьев Ринглинг, Барнума и Бейли (Ringling Brothers And Barnum & Bailey), Французского цирка братьев Фрателлини и, конечно, Большого Московского Цирка на проспекте Вернадского.

Изучение истории развития циркового искусства позволяет прогнозировать его дальнейшее развитие, видеть перспективы, выстраивать партнерские отношения между всеми субъектами цирковой деятельности, консолидация их усилий для поиска общих решений, выработки современных принципов и норм развития циркового дела. Современное общество требует от циркового искусства не только зрелищности и веселья, но и умения заглянуть в самые потаенные уголки души человека, пробудить светлые и радостные эмоции, затронуть приятные воспоминания, прикоснуться к оригинальному мировоззрению, побудить к воплощению мечты в реальность.

Одной из отличительных особенностей циркового искусства является специфика подготовки цирковых артистов. Всем хорошо известно, что чем раньше ребенок начнет развивать свои способности, тем больших результатов он достигнет, поэтому в основном в цирке распространены семейные династии, где из поколения в поколение передаются мастерство и профессиональные навыки.

Сегодня цирк пополняется артистами не только из семейных династий, потому что наряду с огромными стационарными цирками в современной жизни все большее место занимают народные цирки, молодежные и детские цирковые студии, отделения циркового искусства при профессиональных образовательных учреждениях. Сюда приходят те, кто раз встретившись с цирком, решил раз и навсегда связать с ним свою жизнь. Создание и развитие народного молодежного цирка «Арт-Алле» - это веяние современности. Анкетирование, изучение документов и материалов видеоархива цирка «Арт-Алле», беседы с руководителем цирка, преподавателями, студентами специальности Цирковое искусство помогли воссоздать путь становления этого уникального циркового коллектива.

Начало создания цирка было положено в 1994 году, когда в г. Маркс Саратовской области из Чирчика приехала семья Соловьевых: Сергей Иванович, Людмила Ивановна и сын Дмитрий. Идея создания цирка в маленьком районном городке пришла сразу и целиком захватила Сергея Ивановича и Людмилу Ивановну. Да иначе и не могло быть, так как они оба были цирковыми артистами (гимнастами) и не представляли себя без цирка.

С чего начинать? Здания цирка нет, реквизита и оборудования нет, артистов нет, а, главное, в бюджете нет денег на создание цирка. Всем казалось, что это бесперспективные мечты, которым никогда не суждено сбыться. Никто не думал, что целеустремленность, высокая работоспособность приверженность идее, преданность цирку, упорство и настойчивость Сергея Ивановича и Людмилы Ивановны смогут совершить чудеса. Первым реквизитом в цирке стал спортивный инвентарь из детских садов: обручи, гимнастические палки, кегли, маты и т.д. Трудно в это поверить, когда сегодня в арсенале артистов «Арт-Алле» самое современное оборудование и реквизит для уникальных и незабываемых цирковых номеров и впечатляющих трюков.

Как было выбрано название Марксовскому цирку? На семейном совете Соловьевых. Название красивое, емкое и отражает смысл: арт - скусство, алле – цирковая команда. В 1994 году был объявлен первый набор ребят в цирковую студию. Принимали детей с 5 лет. А в 1997 году, всего через 3 года! цирку «Арт-Алле» было присвоено звание: «Народный цирк». И с тех пор слава об этом уникальном коллективе разнеслась по всему свету.

В 1998 году Народный цирк «Арт-Алле» постановлением администрации Марксовского муниципального образования был наделен статусом «Муниципальное учреждение культуры Муниципальный цирк «Арт-Алле» и он приобрел юридическую самостоятельность и возможность заниматься профессиональной концертной деятельностью и учебно-воспитательной работой. В 1999 году при Марксовском училище искусств, ныне филиал «Саратовского областного колледжа искусств» в г.Марксе, по инициативе Соловьева Сергея Ивановича был открыт набор студентов на специальность Цирковое искусство. В июне 2018 года состоялся уже 14-й выпуск артистов цирка и преподавателей по цирковым жанрам, которые сегодня работают в лучших Российских и зарубежных цирках.

В «Cirque du Soleil», в этой огромной цирковой корпорации, где работают около 2000 цирковых артистов, которая располагает офисами в нескольких странах мира и имеет общий оборот более миллиарда долларов, работают Акимова Ирина, Науменко Ирина, Мунин Роман. Денис Козырь, Илья Гусев, Алена Лабода, Тырсин Максим.работают в Большом Московском Цирке на проспекте Вернадского. Работать в самом большом цирке мира (может вместить 3328 зрителей!) очень престижно. В этом цирке работали прославленные Олег Попов, Юрий Никулин, Карандаш, Михаил Багдасаров, Ирина Бугримова, Валентин Дикуль, династия Дуровых, династия Запашных и другие. Цирк на Вернадского оборудован пятью сменными манежами (конный, иллюзионный, ледовый, водный и световой), что поистине является чудом техники.

В Московском цирке Ю.Никулина на Цветном бульваре работают Дмитрий Шиндров, Дмитрий Ефремкин, Ахлубкина Анастасия, Тюрина Алена.

Педагогическую деятельность осуществляют Дмитрий Соловьев, Яна Майданова, Андрей Мыльников, Каравайкина Вика в цирке «Арт-Алле», а создали свои студии Олег Ухтин, Светлана Курбатова, Евгений Непокрытов, Никита Кудрявцев.

Анкетирование, проведенное в магазинах и на улицах среди жителей города Маркса (всего 117 человек: дети-дошкольники, ученики 1-11 классов и взрослые), показало, что в городе абсолютно все жители знают и гордятся цирком «Арт-Алле» с большим удовольствием посещают все представления этого коллектива, о котором отзываются только положительно: фантастическое представление, феерическое шоу, высокий профессионализм маленьких артистов, хотелось бы больше выступлений в г. Марксе, если бы сам не увидел, то не поверил, что в Марксе есть такое чудо и т.д. и т.п.

Чем же покоряет сердца людей цирк «Арт-Алле»?

Прежде всего, яркостью и красотой самих артистов и их костюмов, интересными и разнообразными цирковыми номерами. Это не совсем традиционное цирковое представление, а зажигательное, праздничное шоу, где много танцев, музыки, шуток и неповторимых цирковых номеров разных жанров: это клоунада, которая заставляет смеяться, принимать участие в клоунских номерах и играх; это мастерское жонглирование различными предметами; это эквилибристика, которая поражает способностью удерживать равновесие при неустойчивом положении тела, сложностью и виртуозной работой на катушках, моноциклах, шаре, колесах, проволоке, стуле, лестницах и др.; это веселая акробатика, вызывающая восхищение ловкостью, гибкостью, прыгучестью, силой и балансировкой; это изящная и пластичная воздушная гимнастика и многие другие элементы и жанры циркового искусства. Популярность среди зрителей разного возраста цирк «Арт-Алле» приобрел также и за счет ярких концертных выступлений, высокопрофессиональных, зрелищных постановок шоу-программ, каждая из которых создает необычайный колорит и незабываемую атмосферу праздника, уюта, теплоты и безграничного обаяния.

Цирк» Арт-Алле» завоевал любовь не только жителей г. Маркса, но и покорил сердца зрителей других городов и стран. Выступления цирка хорошо известны в Волгограде, Москве (Московский цирк Никулина на Цветном Бульваре, Московский Дворец молодежи, Кремлевский Дворец съездов), в Казахстане, О.А.Э.(Дубаи, Абу-даби), Кувейте (Эль-Кувейт), Турции (Анкара, Анталия), Омане (Мускат), Израиле (Тель-Авив, Эллат, Натания), Южной Корее, Индонезии (Джакарта), Мексике (Мехико), Тунисе, Австрии (Вена, Инсбрук, Грац), Китае (Тайпей), Монако (Монте-Карло), Италии (г. Латина), США (г.Даллас, штат Техас, Сан-Франциско, Атланта), Швеции (цирк Максимум), Нидерландах (Эйндховен), Дании (Benneweis), Франции (Лиль),

Не многие знают, что за неустанный, творческий труд коллектив цирка «Арт-Алле» был неоднократно отмечен высокими наградами. Руководители цирка Соловьев Сергей Иванович и Соловьева Людмила Ивановна имеют звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», признаны Лучшими работником культуры Саратовской области.

За заслуги в культурном развитии Марксовского района и Саратовской области цирк «Арт-Алле» дважды был занесен на Доску почета Марксовского муниципального образования (в 2001 и 2002) и в 2003 году на Доску почета Саратовской области. Коллектив цирковых артистов являются неоднократными лауреатами и призерами многих региональных и международных фестивалей, конкурсов циркового искусства, например: они Лауреаты областного фестиваля-конкурса юных дарований «Звездный дождь», Лауреаты II Всероссийского конкурса циркового искусства в г. Анапа, Золотые призеры и обладатели Гран-при Первых Российских молодежных Дельфийских играх в г. Саратове, обладатели Гран-при областного фестиваля циркового искусства в г. Саратове, обладатели приза принца Монако Ренье III на Всемирном фестивале в Монте-Карло и 3-х специальных призов на XXIX всемирном фестивале в Монте-Карло, серебряные призеры Евро-фестиваля циркового искусства в г. Норркчепинг в Швеции, серебряные и бронзовые призеры VIII Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в Италии в г. Латина, обладатели серебряные призеры Дельфийских игр в г. Владивостоке. За 24 года своего существования цирк «Арт-Алле» стал неотъемлемой частью культурной жизни нашей страны.

Программа цирка «Арт-Алле» постоянно совершенствуется и дополняется новыми номерами и удивительными трюками. Сегодня уже невозможно представить районную или областную концертную программу без выступления цирка «Арт-Алле». Выступления артистов цирка «Арт-Алле» на самых разных концертных площадках и цирковых аренах приносит зрителям много восторга и незабываемых впечатлений; возвращает взрослых в далекое детство, а детей переносит в удивительный мир чудес, сказки и доброты.

Цирк «Арт-Алле» — это большая и дружная семья. Каждый человек пользуется уважением, ведь от каждого зависит, каким будет следующее представление!

В заключении можно сделать вывод о том, что цирковое искусство во все времена вызывало огромный интерес людей своей загадочностью, зрелищностью, весельем. Изучение исторических аспектов развития цирка дает возможность для его дальнейшего развития, определения ближних и дальних перспектив. Исследование данного вопроса показывает огромное влияние циркового искусства на духовное развитие личности каждого человека: помогает занимать активную жизненную позицию, формирует адекватную самооценку, определяет пути собственного совершенствования и пути реализации своих способностей. При этом каждого зрителя всю жизнь сопровождают эмоции, рожденные и запомнившиеся ему, благодаря цирку. Понимание проблем цирка приобретают сегодня большой смысл не только для научного обоснования различных аспектов развития цирка, но и для практики. Образы артистов прошлого являются связующей нитью между поколениями, способствуют совершенствованию профессионального мастерства современных артистов разных жанров, помогают находить новые пути и творческие подходы к дальнейшему развитию и совершенствованию этого замечательного искусства. Исследование вопроса возникновения и развития цирка» Арт-Алле» показывает, насколько популярным стало цирковое искусство, где каждый, влюбленный в цирк человек, может удивить зрителей необычными, рискованными или смешными номерами, продемонстрировать необыкновенную пластику, силу, выносливость, грацию, т.е. ошеломить своими уникальными способностями.

Все это говорит о том, что цирк – это зрелищное искусство, которое вызывает бурю эмоций, дает массу положительных зарядов и заставляет о многом задуматься и попытаться разобраться в себе или окружающем мире.

Магия и волшебство манежа скрывают тяжелый и опасный труд цирковых артистов, которые вкладывают всю свою энергию и душу в создание номеров и трюков, вызывающих восхищение своей непостижимостью и величием.

 

Список литературы:
1. Баринов В. Основы циркового творчества. М.: МГУКИ, 2004. - 180 с.
2. Баринов В. Художественно-образная структура циркового искусства. — М: Момент, 2005. 192 с.
3. Владимиров В.А. Цирк как феномен культуры: Диссертация кандидата философских наук: 1987 / МГУ им. М.В.Ломоносова.
4. Гуревич З.Б. О жанрах советского цирка. М: Искусство, 1977. - 280 с.
5. Дмитриев Ю.А. Прекрасное искусство цирка. М.: Искусство, 1996.-528с.
6. Дмитриев Ю.А. Цирк в России (от истоков до 2000 г.). М.: РОССПЭН, - 2004.-655 с.
7. Кузнецов Евгений. Цирк. Происхождение. Развитие. Перспективы.- СПБ: Искусство,1971- с.498
8. Макаров С.М. Театр, эстрада, цирк. М.: УРСС, 2006. - 272 с.
9. Макаров С.М. Клоунада мирового цирка. История и репертуар. М.2001 г.,с.46-47
10. https://ru.wikipedia.
11. https://www.liveinternet.ru/users/nikol_125/post346615313/
12. http://teatr64.ru/event/656/
13. http://istoriya cirka.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st004.shtml)
14. https://www.rusprofile.ru/id/3781804
15. . http://www.ruscircus.ru
16. http://www.circusinfo.ru