РОЛЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОМПОЗИЦИИ МНОГОФИГУРНОЙ КАРТИНЫ
Конференция: LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Искусствоведение
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
РОЛЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОМПОЗИЦИИ МНОГОФИГУРНОЙ КАРТИНЫ
Многофигурная композиция, как правило, имеет определенную тему, завязанный на ней сюжет и задействует большое количество фигур, следовательно, необходима тщательная подготовка. Так определяется необходимость исследования роли подготовительной работы при разработке композиции многофигурной картины. Цель исследования заключается в определении значимости роли подготовки к разработке многофигурной картины. Задачами исследования являются анализ композиционных особенностей, описание хода работы над авторской композицией.
«Многофигурная композиция — это вид композиции, которая состоит из большого количества фигур, объединенных в одну группу» [2]. Данный тип считается одним из самых сложных в живописи. Несмотря на то, что силуэты имеют важное значение в плане смыслового содержания картины, пространство интерьера не менее важно. В многофигурной композиции в позах и жестах символизируется не только выразительность происходящего, но и раскрывается его содержательная сторона. В ходе поиска графического решения замысла активизируется мышление художника, обдумывается проблема, которую он пытается раскрыть. Существующие композиционные законы, приемы и правила в полной мере реализуются в многофигурной композиции, содержащей множество объектов и элементов. Выделяется композиционный центр, часто совпадающий основным смысловым акцентом. Цельность композиции достигается взаимосвязью элементов, подчинению их единой идее произведения. Композиционный центр можно показать используя масштаб объекта, цвет, контраст, свет. Отметим, что заключение всех элементов в общую тональную конструктивную форму позволяет держать общий тон, избежать дробности в многофигурной композиции. Гармоничная композиция организуется по принципу ритмической организации, чередовании силуэтов, цветовых пятен, интервалов.
Для нашей работы «В театре» был выполнен эскиз, с учетом удачного расположением фигур, мы наметили плановость, определили и прорисовали главные фигуры и второстепенные. В процессе работы над эскизом изучались альбомы по пластической анатомии человека в статике и динамике, выполнялись наброски с натуры, зарисовки интерьерного пространства.
Рисунок 1. Эскиз
Гомзякова Е.Л. отмечает, что «все подготовительные зарисовки, наброски, этюды, варианты эскиза необходимо хранить, даже те, которые кажутся неудачными, в процессе работы над композицией может возникнуть их необходимость, так как в каждом из них всегда есть особенности: отдельные характеристики, которые помогут уточнить тот или иной образ, ту или иную деталь. Так же целевое назначение наброска и живописного этюда состоит в том, чтобы запечатлеть конкретное, состояние натуры ее характер и особенность» [1].
Рисунок 2. Выбор цветовой палитры Рисунок 3. Работа в цвете
После успешного завершения работы над эскизом, мы определились с цветом и выполнили заливку. Была выбрана общая цветовая палитра. В процессе подбора оттенков света и тени, выявлялись главные фигуры и второстепенные. После того как определили самые освещенные фрагменты, и те, что уходят в тень, проработали первый план и главные фигуры, процесс завершается.
Можно сделать вывод, что роль подготовительного материала при разработке композиции многофигурной картины не менее важна, чем само ее исполнение. Правильно подобранный материал сможет стать крепким фундаментом для грамотной композиции. Так практическая работа подтверждает необходимость теоретической и практической подготовки к выполнению многофигурной картины.