Статья:

Влияние техники виртуозного пения «Bel canto» на формирование личности музыкального исполнителя.

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Тодор А.А. Влияние техники виртуозного пения «Bel canto» на формирование личности музыкального исполнителя. // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(28).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние техники виртуозного пения «Bel canto» на формирование личности музыкального исполнителя.

Тодор Анастасия Андреевна
студент, Сызранский колледж искусств и культуры имени О.Н. Носцовой, РФ, г. Сызрань
Андреенкова Елена Павловна
научный руководитель, преподаватель, Сызранский колледж искусств и культуры имени О.Н. Носцовой, РФ, г. Сызрань

 

Певческий голосовой аппарат - это необыкновенный инструмент, скрывающий уникальное богатство красок и различных оттенков. Человек начинает использовать  голос с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Приобщение детей к вокальному искусству способствует развитию их творческого воображения, погружает их в мир классической поэзии и драматического искусства.  На сегодняшний день крайне важно воспитывать детей на хороших образцах вокальной музыки, ведь она - один из способов формирования личности человека. Мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, благодаря этому песенный образ приобретает исключительное воздействие на нас.

«Музыка дорога нам потому,

Что является наиболее глубоким выражением души,

Гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей».

(Ромен Роллан)

В вокальном исполнительстве широко распространена  техника виртуозного пения, характерная для итальянского вокального искусства середины XVII - 1-й половины XIX вв. -  «bel canto», что в переводе с итальянского означает «красивое пение». Рассмотрим  влияние музыки на личность начинающего исполнителя, обратившись к многовековым традициям данной техники. Они формируют и развивают:

  1. Музыкально-исполнительские способности (интонационные, метроритмические, стилевые, сценические свойства исполнителя);
  2. Воспитание нравственных качеств на основе изучения литературных шедевров, изучение мировых музыкальных классических произведений;
  3. Интеллект (освоение языковой культуры, истории мировой культуры, музыкальной культуры, истории костюма, быта, архитектуры);
  4. Знания в области физиологии (строение голосового аппарата, физиология и гигиена голоса, дыхательные методики, основы режима вокалиста, профилактика профессиональных заболеваний);
  5. Эмоционального начала (актерское мастерство, сценическая речь и сценическое движение).

«Bel canto» требует от певца совершенной техники голосового управления: безукоризненной кантилены, филировки, виртуозной колоратуры, эмоционально насыщенного красивого певческого тона. Именно эстетика красивого и, прежде всего, правильного пения поможет ребенку освоить искусство классического пения, будет способствовать выработке дисциплинированности, определенному профессиональному режиму, трудовой ответственности за свою музыкальную деятельность и сформирует структуру души, способную воспринимать и сопереживать.

Искусство безгранично и неисчерпаемо, как сама жизнь, подлинно творческой личности свойственно стремление к новым замыслам, свершениям, желание оказаться на вершине своих возможностей.  Для более глубокого восприятия  важности  «Bel canto» для начинающего исполнителя мы воспользуемся шестью постулатами итальянской вокальной школы:

  1. Canto `eriflesso – пение рефлекторно.

Итальянская школа рассматривает пение как рефлекторный процесс, природа и содержание которого эмоциональны, а не познавательны.

На этом утверждении основана целая система методологических предпосылок, которая охватывает все аспекты физического (дыхательную систему, гортань, горло и резонаторы), технического (владение регистрами, применение нюансов, кантилену и подвижность, способность менять тембры и колориты, полноту диапазона)  и эмоционального (комплекс певческой возбудимости ) воспитания  и развития певца. Из этого следует, что техника – неотъемлемая часть искусства. С этим же постулатом непосредственно связана свобода пения итальянцев, ее органичность и великая сила эмоционального воздействия.

  1. Si canta col meccanismo, non colla voce - пение происходит при помощи механизма, а не голосом.

Животворное значение этого постулата очевидно как для процесса обучения пению, так и для профессиональной деятельности певца.

В лучших итальянских школах работа ведется не посредством эксплуатации природных ресурсов, а за счет выработки и развития в певце соответственных механизмов.

  1. Il fiato nel canto è inversivo - дыхание в пении обратимо.

В пении применительно только такое дыхание, которое трансформируется в певческий звук. С другой стороны, за истинно вокальный можно принять только тот тон, который возникает в результате собственно респираторной организации без какой- либо иной мышечной форсирующей примеси.

  1. Chi sa cantare sul serio, sa portare la voce in testa - кто по-настоящему умеет петь, умеет переносить голос в голову.

Итальянская вокальная школа из всех голосовых регистров, с точки зрения организации голоса, считает ведущим головной регистр. Только соответствующим применением головного регистра становится возможным создание звука с теми тембровыми, позиционными и техническими свойствами, которыми отличается звуковой эталон итальянской школы от других вокальных школ. Необходимо заметить, что для итальянской традиции сущность головного регистра не тождественна с понятием фальцета, которое господствует как в теоретических трактатах XIX и XX веков, так и в каждодневной певческой практике.

  1. Il suono può essere orizzontale e verticale - звук может быть горизонтальным и вертикальным.

Одним из способов овладения звуковой эмиссией является четкая дифференциация горизонтальной и вертикально звуковых проекций.

  1. Prima risonanza, poi pronuncia - вначале резонанс, потом произношение.

И теоретики и практики итальянской школы считают возможным переход на выработку произношения только после точной и твердой резонаторной организации певческого звука.

Из резонаторных зон основными являются фронтальная и лабиальная резонаторные зоны.

Данные постулаты необходимо знать начинающему исполнителю, так как эстетика «bel canto»  поможет ребёнку в познании классического исполнительского искусства и, как правило, обеспечит эстетическое воспитание творческой личности.

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка.. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически. 

Формирование музыкальной личности способно не только выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явится залогом, базой культурного самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности. Это путь более глубокого постижения музыкального искусства через собственную исполнительскую деятельность, путь подготовки слушателя, который на основе личного опыта сможет лучше освоить средства музыкального языка, а поэтому полнее «наблюдать» за развитием музыкального образа. В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель — воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.

«…Я убеждён, что если на одну чашу весов положить всё даже лучшее, что рождено в области развлекательной музыки, а на другую – всего лишь одну «Лунную сонату» Бетховена, то эта чаша весов решительно перевесит первую…» (Д. Б. Кабалевский).

 

Список литературы:
1. А. Алексеева, В. Григорьев. Страницы зарубежной музыки ХIX века. М. Знание – 1983г.
2. Ю. Булучевский,  В. Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся.
3. Ю. Вайнкоп, И. Гусин. Краткий биографический словарь композиторов.
4. Ф.Ф. Витт. Практические советы обучающимся пению. Л.М.-1968г.
5. .Л. Дмитриев. Основы вокальной педагогики. М. М.-1996г.
6. А. Канкарович. Культура вокального слова. М.М.-1958г.
7. И.Кочнева, А. Яковлева. Вокальный словарь. М.М.-1986 г.
8. И.А. Лебедева. О.Н. Благовидова - педагог. М.М.-1984г.
9. Словарь итальянско-русский, русско-итальянский. Киев-1996г.
10. М.Г.Рычарева. Русская музыка XVIII века. М. Знание-1987г
11. «Художественное познание и творческая деятельность в сфере музыкального  искусства». Сызрань-2001г.
12. Априле Джузеппе.  Итальянская школа пения.Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2015. 
13. Бархатова И. Б. Гигиена голоса для певцов: Учебное пособие.—СПб.:
14. Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2015