Статья:

КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ОБЩНОСТЬ РУССКОГО МИРА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВАРГАНА

Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Бабаева Н.М. КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ОБЩНОСТЬ РУССКОГО МИРА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВАРГАНА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(63). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(63).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 54 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ОБЩНОСТЬ РУССКОГО МИРА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВАРГАНА

Бабаева Надежда Михайловна
студент, Московский областной музыкальный колледж им. С.С. Прокофьева, РФ, г. Пушкино
Шевченко Нина Петровна
научный руководитель, канд. ист. наук, преподаватель, Московский областной музыкальный колледж им. С.С. Прокофьева, РФ, г. Пушкино

 

В современном мире, наполненном компьютерными технологиями, информационными искажениями истории и культуры, вопрос сохранения национально-культурной идентичности человека, понятие «культурного кода» и цивилизационной самобытности Русского мира очень актуален. А в Концепции внешней политики государства «сохранение исторического и культурного наследия многонационального народа Российской Федерации» поставлено в ранг стратегической задачи.

Цель статьи - рассмотреть на примере истории развития русского народного музыкального инструмента варган проявления культурной самобытности и общности русского мира.

Культура – это огромное полифоническое пространство. В нем различимы «голоса» культур, значимость которых не умаляется ни возрастом, ни национальной принадлежностью, ни какими-либо иными обстоятельствами. На рубеже веков стало ясно, что диалог культур не только предполагает взаимопонимание и общение между различными культурными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов. Кроме того, диалог больших культур – это еще и способ приобщения отдельно взятой личности к духовному миру этих культурных образований.

Диалог, как принцип культурного развития, позволяет не только органично заимствовать лучшее из мирового наследия, но и вынуждает человека подать «свой» голос, совершить личностное переосмысление «чужой» культуры.  Взаимопроникновение и, как следствие этого, взаимообогащение культур мы можем наблюдать в развитии народной музыкальной культуры нашей страны.

Так, влияние Востока наложило свой отпечаток на русское народное творчество. Это доказывается тем, что значительная часть великорусских народных песен, старинных и свадебных обрядов составлена, в так называемой "пятитонной", или "индокитайской" гамме. Эта гамма существует, как единственная, у тюркских племен бассейна Волги и Камы, у башкир, у сибирских татар, у тюрков Туркестана. Эта непрерывная линия с Востока обрывается на великороссах. Такое же своеобразие представляет и другой вид искусства - танцы.

Исторически, расширяясь вместе с освоением новых территорий, русскоязычная культура распространила своё влияние на другие народы. Взаимообогащаясь, она ассимилировалась с их культурой и стала одним из ведущих факторов развития, тем самым создавая особый русский мир за пределами исторической Родины русского этноса во всех направлениях присоединения Российской империей новых земель.

Доказательством и проявлением культурно-цивилизационной общности русского мира служит широкое распространение разновидностей народного музыкального инструмента варган в культурах разных народов России и мира.

Из-за относительной простоты изготовления и обширной звуковой гаммы, варганы, независимо друг от друга, появились в культурах разных азиатских и европейских народов.

Варган – язычковый музыкальный инструмент, по принципу работы относящийся к идиофонам. Он был распространённым музыкальным инструментом среди русских вплоть до конца XIX в.  Первые известные находки варгана у древнеславянских племён относятся к IX - Xвв. (Екимауцкое городище, древнерусская культура тиверцев, территория современной Молдовы) [3]. Однако затем он был забыт настолько, что уже в середине XX в. сложился стереотип – варган - это иноэтнический музыкальный инструмент («инструмент северных народов»), а русские на нём никогда не играли.

Современная Россия – это государство, сплотившее русский и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира. Доказательством и проявлением культурно-цивилизационной общности служит широкое распространение разновидностей варгана в культурах разных народов России. Варганы различаются по форме, размеру, материалу, а в итоге и по звуку. (рис. 1)

 

Рисунок 1. Варганы разных народов

 

По сути, от варгана сохранилось только название. Известно, что до XVIII века в русском языке словом «орган/ворган» назывались разные инструменты, в том числе ударные военные, наподобие литавр, о чём свидетельствует, например, «Моление Даниила Заточника», начинающееся словами: «Въструбим, яко во златокованыя трубы, в разум ума своего и начнем бити в сребреныя арганы возвитие мудрости своеа» [2]. Но уже к началу Нового времени эта омонимия отпала и варганом стал называться известный нам инструмент.

В 1970-е годы вернуть варган в русскую музыкальную традицию пытался известный музыкант-фольклорист Дмитрий Покровский. Солист его ансамбля, Александр Данилов, выступал с варганными номерами, в том числе в составе трио с косой и флейтой-двойчаткой. Сам Покровский утверждал, что именно таким образом играли на варгане в деревнях, на свадьбах, однако нельзя не заметить, что стилистика исполнения была перенята Даниловым у якутских музыкантов, в частности, у И. Алексеева. [3] В целом же в XX веке русским варган был известен исключительно как инструмент народов СССР. Он вернулся в 90-е гг. XX века в виде популярного субкультурного инструмента, однако традиция исполнения русской музыки на варгане была полностью утеряна. Источниками по истории варгана в России являются археологические находки, данные словарей и художественной литературы. Археология фиксирует варганы в русских городах, таких как Новгород Великий, Псков, Старая Руса, Можайск, Тверь и т.д., в период с XI по XVIII века. По наличию клейм, соотносимых с клеймами европейских инструментов, и находками варганов в Новгороде, археолог и инструменталист А. Каменский делает вывод о закономерной связи новгородских археологических варганов с общеевропейской традицией [1,181]. Редкие находки относятся к районам, заселённым русскими переселенцами в XVII-XVIII веках, например, в крепостях Красноярского края и Оренбургской области. Сохранившиеся документы того же периода говорят о широком производстве варганов русскими мастерами и торговле ими, в том числе за границу. С конца XVIII века описание варгана начинает встречаться в словарях и музыковедческих работах. Первой такой статьёй считаются «Записки о музыке российской» Сергей Тучков, датируемые концом XVIII – началом XIX веков. Один из первых этничечких музыковедов князь В.Одоевский оставил сведения о музыкантах, гастролирующих по Европе с варганными концертами, отмечая при этом, что для изучения варгана «нигде, может быть, нельзя собрать большего числа опытов по этому предмету, как в России, где варган составляет забаву почти всякого простолюдина» [3]. О бытовании варгана среди «простолюдинов» свидетельствует и художественная литература того периода. Например, в рассказе А. Писемского «Старческий грех» (1861 г.), в романе Ф. Булгарина «Иван Иванович Выжигин», в рассказе М. Загоскина «Искуситель» (1838 г.) варган встречается в качестве развлечения мещанских детей и гимназистов, в описании народных гуляний на ярмарках, музыкального быта провинциальных городов. Судя по литературным источникам, варган использовался в качестве аккомпанемента танцам, в ансамбле с другими музыкальными инструментам (например, балалайкой) либо для сольного музицирования. В конце XIX века варган начинает выходить из употребления, как и многие другие русские музыкальные инструменты. Музыковеды обычно связывают исчезновение инструментов с распространением гармоники.

В наши дни ряд музыкантов занимается реконструкцией русской музыки на варгане на основе этнографического песенного и другого инструментального музыкального материала, а также аналогичного опыта реконструкции, почерпнутого из других культур (рис.2).

 

Рисунок 2. Фестиваль русского варгана им. В.Маркова (май 2021г.)

 

На примере истории народного музыкального инструмента варган мы видим проявление культурно-цивилизационной общности русского мира и народов Европы, это проявление диалога и взаимообогащения культур.

Представители разных культур, осознавая свои различия стремятся к поиску путей успешной коммуникации между собой, ведь именно эта коммуникация и диалог культур может повлиять на все сферы жизни современного общества.

 

Список литературы: 
1. Каменский А.Н. Варганы из раскопок в Новгороде [Варганы из раскопок в Новгороде] // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Выпуск 32. Великий Новгород, 2019 – С. 176-184.
2. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ// Памятники XI-XIV веков. Моление Даниила Заточника (древнерусский текст и перевод):URL http://spravka.gramota.ru/biblio/reading/?rub=rubric_144&text=27_3 (дата обращения: 28.05.2023)
3. Варган русских [Электронный ресурс] // Это варган: сайт. URL: https://eto-vargan.ru/doku.php?id=start&rev=1575271852 (дата обращения: 28.05.2023)