КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ОБЩНОСТЬ РУССКОГО МИРА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВАРГАНА
Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Искусствоведение
LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ОБЩНОСТЬ РУССКОГО МИРА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВАРГАНА
В современном мире, наполненном компьютерными технологиями, информационными искажениями истории и культуры, вопрос сохранения национально-культурной идентичности человека, понятие «культурного кода» и цивилизационной самобытности Русского мира очень актуален. А в Концепции внешней политики государства «сохранение исторического и культурного наследия многонационального народа Российской Федерации» поставлено в ранг стратегической задачи.
Цель статьи - рассмотреть на примере истории развития русского народного музыкального инструмента варган проявления культурной самобытности и общности русского мира.
Культура – это огромное полифоническое пространство. В нем различимы «голоса» культур, значимость которых не умаляется ни возрастом, ни национальной принадлежностью, ни какими-либо иными обстоятельствами. На рубеже веков стало ясно, что диалог культур не только предполагает взаимопонимание и общение между различными культурными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов. Кроме того, диалог больших культур – это еще и способ приобщения отдельно взятой личности к духовному миру этих культурных образований.
Диалог, как принцип культурного развития, позволяет не только органично заимствовать лучшее из мирового наследия, но и вынуждает человека подать «свой» голос, совершить личностное переосмысление «чужой» культуры. Взаимопроникновение и, как следствие этого, взаимообогащение культур мы можем наблюдать в развитии народной музыкальной культуры нашей страны.
Так, влияние Востока наложило свой отпечаток на русское народное творчество. Это доказывается тем, что значительная часть великорусских народных песен, старинных и свадебных обрядов составлена, в так называемой "пятитонной", или "индокитайской" гамме. Эта гамма существует, как единственная, у тюркских племен бассейна Волги и Камы, у башкир, у сибирских татар, у тюрков Туркестана. Эта непрерывная линия с Востока обрывается на великороссах. Такое же своеобразие представляет и другой вид искусства - танцы.
Исторически, расширяясь вместе с освоением новых территорий, русскоязычная культура распространила своё влияние на другие народы. Взаимообогащаясь, она ассимилировалась с их культурой и стала одним из ведущих факторов развития, тем самым создавая особый русский мир за пределами исторической Родины русского этноса во всех направлениях присоединения Российской империей новых земель.
Доказательством и проявлением культурно-цивилизационной общности русского мира служит широкое распространение разновидностей народного музыкального инструмента варган в культурах разных народов России и мира.
Из-за относительной простоты изготовления и обширной звуковой гаммы, варганы, независимо друг от друга, появились в культурах разных азиатских и европейских народов.
Варган – язычковый музыкальный инструмент, по принципу работы относящийся к идиофонам. Он был распространённым музыкальным инструментом среди русских вплоть до конца XIX в. Первые известные находки варгана у древнеславянских племён относятся к IX - Xвв. (Екимауцкое городище, древнерусская культура тиверцев, территория современной Молдовы) [3]. Однако затем он был забыт настолько, что уже в середине XX в. сложился стереотип – варган - это иноэтнический музыкальный инструмент («инструмент северных народов»), а русские на нём никогда не играли.
Современная Россия – это государство, сплотившее русский и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира. Доказательством и проявлением культурно-цивилизационной общности служит широкое распространение разновидностей варгана в культурах разных народов России. Варганы различаются по форме, размеру, материалу, а в итоге и по звуку. (рис. 1)
Рисунок 1. Варганы разных народов
По сути, от варгана сохранилось только название. Известно, что до XVIII века в русском языке словом «орган/ворган» назывались разные инструменты, в том числе ударные военные, наподобие литавр, о чём свидетельствует, например, «Моление Даниила Заточника», начинающееся словами: «Въструбим, яко во златокованыя трубы, в разум ума своего и начнем бити в сребреныя арганы возвитие мудрости своеа» [2]. Но уже к началу Нового времени эта омонимия отпала и варганом стал называться известный нам инструмент.
В 1970-е годы вернуть варган в русскую музыкальную традицию пытался известный музыкант-фольклорист Дмитрий Покровский. Солист его ансамбля, Александр Данилов, выступал с варганными номерами, в том числе в составе трио с косой и флейтой-двойчаткой. Сам Покровский утверждал, что именно таким образом играли на варгане в деревнях, на свадьбах, однако нельзя не заметить, что стилистика исполнения была перенята Даниловым у якутских музыкантов, в частности, у И. Алексеева. [3] В целом же в XX веке русским варган был известен исключительно как инструмент народов СССР. Он вернулся в 90-е гг. XX века в виде популярного субкультурного инструмента, однако традиция исполнения русской музыки на варгане была полностью утеряна. Источниками по истории варгана в России являются археологические находки, данные словарей и художественной литературы. Археология фиксирует варганы в русских городах, таких как Новгород Великий, Псков, Старая Руса, Можайск, Тверь и т.д., в период с XI по XVIII века. По наличию клейм, соотносимых с клеймами европейских инструментов, и находками варганов в Новгороде, археолог и инструменталист А. Каменский делает вывод о закономерной связи новгородских археологических варганов с общеевропейской традицией [1,181]. Редкие находки относятся к районам, заселённым русскими переселенцами в XVII-XVIII веках, например, в крепостях Красноярского края и Оренбургской области. Сохранившиеся документы того же периода говорят о широком производстве варганов русскими мастерами и торговле ими, в том числе за границу. С конца XVIII века описание варгана начинает встречаться в словарях и музыковедческих работах. Первой такой статьёй считаются «Записки о музыке российской» Сергей Тучков, датируемые концом XVIII – началом XIX веков. Один из первых этничечких музыковедов князь В.Одоевский оставил сведения о музыкантах, гастролирующих по Европе с варганными концертами, отмечая при этом, что для изучения варгана «нигде, может быть, нельзя собрать большего числа опытов по этому предмету, как в России, где варган составляет забаву почти всякого простолюдина» [3]. О бытовании варгана среди «простолюдинов» свидетельствует и художественная литература того периода. Например, в рассказе А. Писемского «Старческий грех» (1861 г.), в романе Ф. Булгарина «Иван Иванович Выжигин», в рассказе М. Загоскина «Искуситель» (1838 г.) варган встречается в качестве развлечения мещанских детей и гимназистов, в описании народных гуляний на ярмарках, музыкального быта провинциальных городов. Судя по литературным источникам, варган использовался в качестве аккомпанемента танцам, в ансамбле с другими музыкальными инструментам (например, балалайкой) либо для сольного музицирования. В конце XIX века варган начинает выходить из употребления, как и многие другие русские музыкальные инструменты. Музыковеды обычно связывают исчезновение инструментов с распространением гармоники.
В наши дни ряд музыкантов занимается реконструкцией русской музыки на варгане на основе этнографического песенного и другого инструментального музыкального материала, а также аналогичного опыта реконструкции, почерпнутого из других культур (рис.2).
Рисунок 2. Фестиваль русского варгана им. В.Маркова (май 2021г.)
На примере истории народного музыкального инструмента варган мы видим проявление культурно-цивилизационной общности русского мира и народов Европы, это проявление диалога и взаимообогащения культур.
Представители разных культур, осознавая свои различия стремятся к поиску путей успешной коммуникации между собой, ведь именно эта коммуникация и диалог культур может повлиять на все сферы жизни современного общества.