Статья:

Историко-культурные предпосылки развития техники линогравюра

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Заудалова Д.С. Историко-культурные предпосылки развития техники линогравюра // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(3).pdf (дата обращения: 01.09.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Историко-культурные предпосылки развития техники линогравюра

Заудалова Дарья Сергеевна
магистрант, Казанский федеральный университет, РФ, г. Казань
Каркина Светлана Владимировна
научный руководитель, доцент, канд. пед. наук, Казанский федеральный университет, РФ, г. Казань

 

Наследие каждой эпохи открывало перед людьми и оставляло в родовой памяти уникальные и неповторимые богатства художественного творчества. Развитие живописи, графики, архитектуры всегда было тесно связанно с бытом людей, их нравами и предпочтениями. Эпоха Античности была богата скульптурой, прославляющей сильного, атлетического человека, в работах мастеров Средневековья – были представлены недосягаемые эталоны сильного христианского духа. Вместе с потребностями менялись, способы и технологии выполнения работ. Среди различных техник искусства графики определенный интерес в наши дни представляет техника линогравюры, обладающая большим потенциалом для создания многомерных и выразительных образов. В тоже время она не так часто встречается на практике. В современном мире данная техника завоевывает все большую популярность, что обуславливает необходимость к изучению культурно-исторических предпосылок ее формирования.

Линогравюра – это вид высокой печати, гравюра на линолеуме или сходных с ним полимерно-пластических материалах. Суть данной техники состоит в печати с рельефа, где печатающие элементы с краской располагаются выше пробельных мест. В ходе работы, мастер вырезает и углубляет те места, которые, впоследствии, оставят бумагу белой [4].

Линогравюра появилась на рубеже XIX-XX вв. Её формирование было обусловлено несколькими факторами. Для того что бы лучше их понять, рассмотрим предпосылки её появление и обратимся к истокам гравюры в целом.

Первое упоминание о гравюре относится к истории Китая VI в. н.э. В то время она ещё не была выделена как вид искусства и носила прикладной характер. С помощью данной технологии изготавливались печати, клейма и трафареты для тканей [5, c. 186]. Тем не менее, за пределы страны данная технология долго не выходила, а её развитие приостановилось почти на девять веков.

Следующим важным этапом становления гравюры стал XV в. В Западной Европе появились игральные карты, которые печатали с деревянной поверхности. Особенно сильно данная технология развивалась в Германии, где в 1423 г. появилась гравюра на дереве. Новость о появлении данного вида печати быстро разошлась по всей Европе. Такую тенденцию мог обусловить дух Просвещения того времени, который оказал влияние на стремительное развитие науки и культуры. В этот период, человечество сделало значительные шаги в области науки и просвещения. Жажда поделиться новыми знаниями и открытиями позволила развиться гравюре до масштабного использования. Пропаганда знаний и достижений человечества, способствовала изобретению печатного станка, что послужило толчком для развития книгопечатания. Печатали не только рукописи и труды, но и карты, буквари, технические рисунки. Особое внимание уделяли и религиозным текстам. В тоже время мастера гравюры подчеркивали эстетическое значении данной техники. Эксперименты с декоративной печатью привели к попыткам печати на меди, офорту. Так в середине XV в. появилась гравюра на металле [2, c. 106]. В основном она использовалась при обрамлении орнаментом оружия, металлической посуды.

Особое внимание стоит уделить книжной гравюре, пришедшей на смену книжной миниатюре. Сцены, изображённые на первых гравюрах, не были сложными по исполнению.  Это были несложные по композиции изображения. Обычно они включали в себя всего одну фигуру, расположенную в центре листа [3, c. 15]. Также на листе располагался сам текст рукописи. Он начинался с заглавной буквицы, выполненной в неповторимом уникальном стиле. В основном их печатали красным цветом, что позволяло гравюре выделяться на странице. С обеих сторон от текста располагался орнамент. В отличие от округлых переплетенных линий книжной миниатюры, которые художники рисовали от руки, в книжной гравюре присутствовали рубленные и прямоугольные формы, выполнять которые при гравюре было целесообразнее [6, c. 238].

Постепенно интерес к гравюре стал затихать. В определённый период гравюра не привлекала должного внимания. Однако к концу XIX в. появляется техника репродуцирования. Именно в этот период и возникает линогравюра. Новый толчок к развитию гравюра получила лишь на рубеже XIX и XX вв. [1, с. 9].  Центром развития гравюры стала Франция.  В исторических документах можно найти запись о том, что в Париже не только проживало много любителей гравюры, но и  существовали общества художников-граверов. Их жажда изучать и экспериментировать с гравюрой стимулировали рост их профессионального уровня. Именно в этот период появилась линогравюра как особая техника. Случилось это в Германии в 1905 г., когда группе художников «Мост» нужно было напечатать большие листы плакатов. Спил дерева не позволял им выполнить данную работу [4].

На данный момент нами не было обнаружено трудов, которые позволяли бы располагать более точными сведениями о данном виде гравюры. Тем не менее, известно, что печать на линолеуме не сразу получила распространение. Объяснением такому развитию событий могло бы послужить то, что в этот же период появился фотомеханический способ печати. Он был проще в исполнении, что сразу же стало вытеснять репродуктивную гравюру.

Однако этот вид печатной графики не переставали развивать его мастера. Им удалось освоить тональные, сплошные покрытия с учётом светотени. Постепенно данные особенности стали переходить в линогравюру. Линолеум был более дешёвым материалом, а значит, это был большой плюс для многоцветной гравюры, где для каждого цвета нужно использовать свою печатную доску.

В России начала XX в. гравюра в основном носила репродукционный характер. В основном её использовали при книжном и журнальном оформлении. Первым, кто использовал технику линогравюры в России, был Н. А.  Шевердяев. В 1906 г. он с успехом провёл выставку своих работ в Париже. В 1907 г. этой техникой заинтересовался И. Н. Павлов. Новый вид гравюры настолько заинтересовал мастера, что он разработал целую технику гравирования на линолеуме, работал над приёмами печати.

По итогам исследования нами были выделены несколько этапов, послуживших предпосылками развития техники линогравюры:

1. Китай VI в. – гравюра в целом не выделялась как вид искусства и носила прикладной характер;

2. Германия  XV в. – появляется гравюра на дереве, а позже и на меди;

3. Франция XIX в. – печатная графика приобрела широкую популярность;

4. Германия конец XIX в. – появляется линогравюра.

5. Россия XX в. – популяризация и распространение линогравюры.

В настоящее время подобная техника высокой печати в промышленных масштабах не используется, однако до сих пор не утратила своей художественной ценности. Графические иллюстрации или плакаты в технике линогравюра можно встретить и сегодня. Она применяется в сфере художественной деятельности и дизайна.

Педагогический потенциал техники линогравюра обусловлен особенностями ее техники, связанными с необходимостью ее реализации при помощи графических приемов стилизации. Целенаправленное применение данной техники позволяет решать такую образовательную задачу, как развитие критического мышления на занятиях творчеством. Освоение техники линогравюра может быть реализовано при условиях усвоения обучающимися навыков критического анализа, необходимых в процессе стилизации изображения. Критический анализ необходим для того, что бы лучше проанализировать образ, выделить его отличительные особенности и, при помощи графических приёмов стилизации, передать на плоскости. Особенности исполнения изображений в данной технике ограничивают художественные способы передачи изображения у обучающихся, что способствует активизации процессов критического анализа. 

Считаем, что дальнейшее изучение историко-культурных традиций, связанных с развитием техники линогравюра, а также ее педагогического потенциала представляет перспективное направление исследований, которые позволят глубже раскрыть художественное содержание данной техники и ее значимую роль в развитии искусства.

 

Список литературы:
1. Бесчастнов, Н.П. Графика пейзажа: учебное пособие для вузов / Н.П. Бесчастнов - М.: Гуманитарное издательство ВЛАДОС,2008 – 301 с.
2. Грабовский, Р. Основы теории и истории искусств. Изобразительное искусство. Театр. Кино: учебное пособие / Р. Грабовский. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 456 c. 
3. Дейша-Сионицкая, М.А. Мировая художественная культура в таблицах: учебное пособие / М.А. Дейша-Сионицкая. - СПб: Планета Музыки, 2014. - 80 c. 
4. Интернет музей гравюры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.printsmuseum.ru/technics/view/3/ (Дата обращения: 15.04.2018). 
5. Кравцова, М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая / М.Е. Кравцова. - СПб.: Лань, 2004. - 960 c.
6. Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура. 11 класс: Учебник / Л.А. Рапацкая. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 319 c.