Статья:

Деконструктивизм. «Танцющий дом» в Праге

Конференция: XIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Кныш Д.В. Деконструктивизм. «Танцющий дом» в Праге // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/12(13).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Деконструктивизм. «Танцющий дом» в Праге

Кныш Дарья Васильевна
студент, Архитектурно строительная академия СамГТУ, РФ, г. Самара

 

Деконструктивизм – направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французкого философа Жака Деррида. Он критиковал метафоричность форм современного европейского сознания. Он считал, что «бытие – это присутствие», которое абсолютизирует настоящие время. Деррид видел один выход из такой метафизичности: необходимость поиска истоков методом аналитического отделения самой «деконструкции» различных текстов гуманитарной культуры, чтобы выделить в них метафоры, опорные понятия, которые запечатлевают следы будщих эпох.

Первоначально деконструктивизм возник как литературно-критическое направление Йельской школы в 1979 г. и позже юыл распространена на сферы науки, религии, искусства. В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. в 1988 г. в Нью-Йорке была проведена выставка «Архетиктурный деконструктивизм» и провазглашен манифест деконструктивистов. Свое дальнейшее разветии идеи Деррида в архитектуре получили в периодических изданиях голландского архитектора-теоретика Рема Колхаса.

Манифестами стиля деконструктивизм являются музей Гуггенхпйма в испанском городе Бильбао, построенный в 1997 году знаменитым американским архитектором Френком Гэри и пожарная часть «Витра», построенная по проекту британского архитектора Захи Хадид.

 

Рисунок 1. Музей Гуггенхейма, Бильбао

 

Для деконструктивистких проектов характерны вызуальная услажненность, неожиданные изломанные и нарочито деконструктивные формы, а так же подчеркнуто агрессивное вторжение в городскую среду. Декон – это автономное архитектурное мышление, попытка освободить архитектуру от материальности. Этот клан архитеторов исповедует полную свободу самовыражения, разрешает себе самые рискованные эксперементы и береться спорить даже с законами гравитации!

Современные деконструктивисты черпают вдохновение в неразвившихся идеях авангарда столетней давности, с успехом применяя к ним новые технологии и метриалы. К примеру Музей музыки Experience Music Project в Сиэтле (Вашингтон, США). Проект музыкального центра Сиэтла был разработан по заказу соучередителя Microsoft Пола Аллена. Experience Music Project (EMP) – своего рода дань уважения творчеству рок-музыканта Джимми Хендрикса, который как никто другой повлиял на эволюцию американской музыки. К разработке EMP привлекли самого харизматичного архитектора США – знаменитого Френка Гэри. Вдохновением для формы музея послужила гитара Хендрикса Fender Stratocaster, которую он регулярно разбивал после каждого концерта. Собственно поврежденный инструмент и повлиял на дальнейший вид здания. Френк Гэри спроектирован необычное волнообразное здание из нержавеющей стали и алюминия с оттенками фиолетового цвета, серебра и золота.

 

Рисунок 2. Experience Music Project, США

 

Royal Ontario Museum (ROM) – самый большой мзей мировой культуры и истории в Канаде и пятый по велечине в Северной Америке. История здания начинается с далекого 1857 года как музей естественной истории и искуств при Торонтской школе. Вплоть до 1968 года ROM был под покровительством Торонтского университета, а в дальнейшем стал самостоятельным учреждением. Современной здание музея, а точное дополение к нему было построено в 2007 г. по проектру архитектора Даниэля Либескинла. Остроугольная ассиметричная «пристройка» стала визитной карточкой ROM, выделяющая музей  из соседний зданий на улицах Торонто.

 

Рисунок 3. Royal Ontario Museum, Торонто

 

Остановимся поподробнее на здание под названием «Танцующий дом» Прага, Чехия. «Танцующий дом» в Праге – это смелое решение архитекторов изобразить танец в строении. Сама идея дизайна и построение такого здания вызвала много споров и критики, но  в конце концов было решено его построить. Это удивительное строение располагается в самом центре Праги на набережной реки Влатвы, в районе Ресловой улицы.

 

Рисунок 4. «Танцующий дом», Прага,Чехия

 

Дом который раньше находился на этом месте был разрушен во Вторую мировую войну. И это место практически 50 лет пустовало, пока не появился «Танцующий дом». Решение начать строительство на пустом месте пренадлежало чешскому призеденту Вацлаву Гавелу. Дело в том, что соседний с разрушенным домом был построен дедом чешского призедента и до национализации был собственностью семьи Гавелов. Сейчасл сложно сказать это обстоятельство или другое стало причиной начала строительства, но как бы то ни было, чешский президент решил построитт на сеты пустыря другой дом, спроектированым чешским архитектором с хорватскими корнями Владо Милуничем. Однако, страховая компания, которй принадлежал земельный участок, потребовала, чтобы в проекте принимал участе какой-нибудь известный западный архитектор. Выбор пал на известног канадско-американского архитектора - Френка Гэри. В итоге над проектированием здание Френк Гэри и Владо Милунич работали вместе.

Строительство шло с 1994 по 1996 гг. и президент дично курировал работу. Материалы использовалисть самые современные и новые. Проектирование осуществлялось с помощью специальных программ трехмерного изображения. Дом, его кривые линии требовали большой точности расчетов. Непрямые линии этого необычного здания наводят на мысль, что он вот-вот разобьется.

Основной архитектурной идеей здания было аналогия с извествнейшим танцевальном дуэтом Фреда Астера и Джинджер Роджерс, известных как «Джинджер и Фред». Даже невооруженным взглядом это становится понятным: здание как бы поделено на две части.

 

Рисунок 5. Сравнение эскизов танцующей пары и здания

 

«Танцующий дом» состоит из двух цилиндрических башен: нормальной и деструктивной. Центральным мотивом здания являются закругленные бышни: левая с элегантными бетонными ножками и балконом выполнена из стекла, правая – из бетона, с разбросанными окнами и металличским куполом на вершине. Одна из двух цилиндрических частей – та, что расширяется к верху, - симвозириует мужскую фигуру (Фреда). Цилиндр увенчан сверху скульптурой, напоминающей птичье гнездо, с названием «Медуза». А вторая часть здания визульно напоминает женскую фигуру с тонкой талией и сразвивающейся в танце юбкой (Джинджер). Даже с выбором материалов архитеткторы полошли со смыслом: мужская фигура – из прочного бетона, женская – из хрупкого стекла. Хочется думать, что архитекторы действительно задумались над этим. Таким образом, замысел архитеткоров воплощен в полной мере.

Каркас здание – железобетонный. Для создание неповторимого внешнего вида было использовано 99 фасадных паналей. Даже на плане сверху здание выдает свой деконструктивисткий стиль своими плавными линиями. Фундамента здание поддерживается системой буронабивных свай, кроме того дом статично закреплен с обоими соседними сооружениями. Помимо тщательно детализированного решения каркаса под остекление одного из объектов, вторая часть здания облегчена за счет решения ритмичной игры оконных проемов и «волн» на фасаде.

 

Рисунок 6. 3D модель проектирования здания

 

Как уже говорилось, архитектурное решение «Танцующего дома» - очень дерзкое и оригинальное. При всей контрастности взаимодействия двух главным объемов (один из бетона, а другой из текла) здание не смотрится агрессивно и грубо. Когда здание только строили, предпологалось, что это будет культурный центр столицы и в «Танцующем доме» будут распологаться музеи. Но получилось иначе. Сегодня «Танцующий дом» используют как деловой центр, в основном там находятся офисы международных компаний. На крыше расположени ресторан французской кухни с удивительным видом на Прагу.

Для конструктивистких проектов характерны визуальная усложенность, неожиданно изломанные и нарочито деструктивные формы, а так же подчеркнуто агрессивное вторжение в городскую среду. Декон- это автономное архитектруное мышление, попытка освободить архитектуру от материальность. Архитекторы, приверженные этому стилю, исповедуют поную свободу самовыражения, разрешают себе рискованные эксперименты и берутся спорить даже с законами гравитации.

 

Список литературы:
1. URL: http://tisamsebegid.ru/praha/tancuyushchiy-dom
2. URL: http://probauhaus.ru/tancuyushhij-dom/