Статья:

Современное состояние выставочной деятельности на постсоветском пространстве в контексте поиска новейшей российской самоидентичности

Конференция: LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Румынская М.В. Современное состояние выставочной деятельности на постсоветском пространстве в контексте поиска новейшей российской самоидентичности // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(74). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(74).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современное состояние выставочной деятельности на постсоветском пространстве в контексте поиска новейшей российской самоидентичности

Румынская Мария Вадимовна
магистрант, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В данной статье проводится сравнительный анализ современного выставочного пространства в Российской Федерации, посвященного демонстрации советского культурного наследия.

Рассказывается про введение и реализацию новых подходов к демонстрации информации в рамках современного выставочного пространства.

Объясняется важность формирования российской новейшей самоидентичности, поиск и анализ важных историко-культурологических основ современного общества. Так же отмечается актуальность сохранения такого феномена как «соцреализм» в контексте определения культурного кода целого поколения.

Abstract. This article provides a comparative analysis of the modern exhibition space in the Russian Federation, dedicated to the demonstration of the Soviet cultural heritage. The article describes the introduction and implementation of new approaches to the demonstration of information in the modern exhibition space. The author explains the importance of the formation of the Russian modern self-identity, search and analysis of important historical and cultural foundations of modern society. It also notes the relevance of preserving such a phenomenon as "social realism" in the context of defining the cultural code of a whole generation.

 

Ключевые слова: Национальная идентичность, культура, соцреализм, современное общество, выставочное пространство, культурный код.

Keywords: National identity, culture, social realism, modern society, exhibition space, cultural code.

 

31 марта 2019г по решению Верховного Суда Российской Федерации Международная конфедерация Союзов художников (далее – МКСХ) прекратила свое существование, а вместе с ней на реконструкцию закрылась и главная советская выставочная площадка – Центральный дом художника на Крымском валу(далее – ЦДХ [12]. Мы не подвергаем сомнению юридический факт, принятый судебными органами, мы констатируем факт, важный для искусствоведческого и кураторского пространства современной Российской Федерации.

После прекращения деятельности МКСХ координационные функции не были переданы какому-либо иному управляющему органу, дезорганизация и дезинтеграция в ближайшее время может привести к постепенной утрате устойчивых культурных (искусствоведческих) связей между бывшими советскими республиками (реконструкция ЦДХ и нечеткий срок возобновления его работы как выставочной площадки также имеет негативное значение).

Поиск новейшей российской самоидентичности заметно усложняется недостаточным количеством доступных и устойчивых визуализаций в выставочном и музейном пространствах. Вместе с тем, трендом современного выставочного пространства можно считать появление интерактивных и мультимедийных выставок, привлекающих широкий круг посетителей. Примером подобных выставок можно считать появившуюся в 2013 году линейку передвижных интерактивных выставок под общим названием «Россия – моя история» [8], позволяющую ощутить сопричастность с экспонатами и отойти от советского академического принципа экспозиционирования, главным слоганом которого являлось позиция «экспонаты трогать нельзя».

На подобных выставках присутствует возможность самостоятельного восприятия арт-пространства через призму концептуально разработанных масштабных проектов.

Указом Президента Российской Федерации 24 декабря 2014 г. были утверждены «Основы государственной культурной политики» [1], в которых содержатся четкие правовые дефиниции по основным понятиям и категориям современного российского культурного пространства. В том числе и культурологический термин «идентичность» упоминается в указанном источнике дважды: в контекстах «гражданской идентичности» и «этнонациональной идентичности». Это свидетельствует о том, что государство в настоящее время воспринимает поиск самоидентичности как одну из приоритетных задач и направлений государственного финансирования.

Практически 30-ти летний срок, который прошел после распада Советского Союза, позволяет сделать первые искусствоведческие выводы и дать оценки советского художественного наследия.

Вместе с тем, некая политизированность вопроса и наличие достаточно большого количества лиц, являющихся современниками советского периода, не позволяет или затрудняет процесс объективного оценивания и определения эстетической значимости указанного культурного наследия.

В настоящее время прослеживается тенденция все возрастающей потребности в культурном взаимодействии между государствами постсоветского пространства, которая не прекращается в течение всего периода после распада СССР.  Тем не менее, молодые люди, рожденные после 1991 года, не в состоянии в доступной форме понять и оценить культурную значимость художественных произведений советского периода: этому способствуем как фрагментарность и отрывочность сведений, сконцентрированных в сети Интернет (так, например, в Wikipedia единой статьи о художниках – представителях советских республик – отсутствует), так и превалирующая негативная оценка всего советского, объединенного для молодежи, единым термином «соцреализм» [13].

Анализ периодичности выставочной деятельности, посвященной демонстрации художественных произведений представителей советских республик, художественных выставок представителей стран СНГ, приуроченных к юбилейным датам с момента образования указанного содружества (1991-2006-2016) в контексте их взаимопроникновения и взаимного влияния на создание феномена советского искусства в целом, выявил фрагментарность, отсутствие концептуальной и объединяющей идеи, способной не только реабилитировать советское художественное творчество, но и популяризировать его среди современной российской молодежи, а так же ответить на вопрос о путях формирования новейшей российской идентичности.

Так, за последние десять лет выставочная деятельность в указанной сфере была представлена следующими проектами (таблица 1)

Таблица 1.

Название выставки

Место и год проведения

Художники, принимавшие участие

Живопись художников стран СНГ и Прибалтики XX века [7]

2010 г., г. Сочи,

Сочинский художественный музей

Информация отсутствует

Международная выставка «Победа» [11]

2015 год, г. Москва, Центральный дом художника на Крымском валу

Делегации художников городов-героев Волгограда, Санкт-Петербурга (Ленинграда), Севастополя, Смоленска, городов воинской славы Ростова-на-Дону, Брянска, Твери, а также Краснодара, Екатеринбурга, Ханты-Мансийска, Иркутска, Нижнего Новгорода, Костромы, республик Саха (Якутии), Башкирии, Мордовии, Татарстана, городов ближайших к Москве регионов, Луганской Народной Республики и т.д.

Международная художественная выставка приуроченная к 25-ти летию независимости республик [2]

2016 г., г. Кыргызстанская республика, Бишкекский музей

Художники  России, Узбекистана, Таджикистана, Беларуси и других стран нынешнего СНГ.

"Шедевры Советского искусства. Наследие великой страны» [3]
 

2016г., г. Москва, Центральный дом художника на Крымском валу

Азербайджанец Фархад Халилов и армянка Ерануи Асламазян, узбек Рахим Ахмедов и туркмен Иззат Клычев, белорус Георгий Ващенко и украинка Татьяна Яблонская, грузин Ираклий Тоидзе и казах Ерболат Тулепбаев, кыргыз Гапар Айтиев и таджик Сухроб Курбанов, латыш Борис Берзиньш и молдаванин Михай Греку, литовец Сильвестрас Джяукштас и эстонец Эвальд Окас, российские живописцы Александр Дейнека, Георгий Пименов, Сергей Герасимов, Георгий Нисский, Дмитрий Жилинский, Татьяна Назаренко.

Выставка «молодые художники стран снг» [6]

 

2017г.,г. Москва, музей «Дом Бурганова»

Студенты Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова (Россия), Ереванской государственной академии художеств (Армения), Государственной академии художеств Туркменистана, Академии музыки, театра и изобразительных искусств Молдавии, Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, Национальной академии художеств Кыргызской республики им. Т. Садыкова, Белорусской государственной академии искусств.

Выставка "Гармония в многообразии" [4]

2018г., г.Минск, /Корр. БЕЛТА/

Советские художники и художники стран СНГ 40-х годов ХХ - начала XXI веков из собрания Национального художественного музея.

Выставка «Память поколений» [5]

2019г, ЦВЗ Манеж

Отечественные художники  и скульпторы: А. Дейнека, П. Корин, А. Пластов, П. Кончаловский, Кукрыниксы, Ю. Пименов, В. Мухин, Е. Вучетич, А. Самохвалов, Р. Фальк, А. Лактионов, В. Яковлев, И. Глазунов, В. Попков, Г. Коржев и др.

 

Мы видим, что вышеприведенные выставки не преследовали цель формирования единого образа социокультурного пространства, были предприняты попытки освящения отдельных сегментов (например, «Живопись художников стран СНГ и Прибалтики XX века»); ни в одной из выставок, кроме проекта «Память поколений», не прослеживается четкая тенденция преемственности советского и постсоветского культурных кодов; ни в одной из выставок не ставилась цель – показать многообразие советского изобразительного искусства, пересечений и взаимопроникновения стилей, жанрового предпочтения и цветовых решений, основанных не только на национальной специфике республик входивших в состав СССР, но и на менталитетном единстве, которое постепенно формировалось в процессе всего существования Советского Союза.

Все вышесказанное приводит к выводу о необходимости систематизации и искусствоведческого осмысления советского художественного наследия через конкретные персоналии конкретных советских республик.

Только так мы сможем увидеть в цветовых и композиционных решениях литовского художника Чюрлёниса философское осмысление художественного образа, предлагаемого зрителям Рерихом, а яркие и слегка лубочные примитивистские сюжеты Нико Пиросмани будут перекликаться с воздушными и сказочными композиционными воплощениями героев полотен Марка Шагала.

Проблема создания подобного проекта заключается в том что, как уже указывалось выше, наиболее аутентичной площадкой для него мог бы стать Центральный дом художника на Крымском валу.

Тем не менее, предлагаемый формат, а именно его интерактивность, медийность и мобильность, позволяет предположить потенциальную возможность размещения в любом выставочном пространстве, способном пользоваться приемами мультимедиа.

Это решает два наиболее важных вопроса: незатратность выставки (не требует демонстрации подлинников) и неполитизированность, поскольку демонстрация в России художественных произведений таких бывших советских республик, как Литва, Эстония, Латвия, Грузия и Украина не представляется идеологическим вызовом, не требует взаимодействия с указанными странами, но, тем не менее, может продемонстрировать единство культурного кода и схожесть приемов и художественных средств, интерактивных, а не академических с демонстрацией подлинников полотен, что является привлекательным для молодого поколения. При этом необходимо соблюсти соотношение между информативностью и эстетической, искусствоведческой темами.

Представляется прогнозируемым, что выставки на исходную тематику могут быть востребованы не только с периодичностью раз в пять лет, но и в следующие конкретные годы:

- 2021 г. – 30лет с момента распада СССР;

- 2022 год – 100 лет с момента образования СССР.

Предполагается, что 30-ти летний срок с момента распада может быть достаточен для проведения первичного искусствоведческого анализа накопленного советского культурного наследия, а 100-летний период позволит возможность выявить характерные черты, определить реперные точки сопоставления и проследить степень преемственности советского культурного кода с современной российской идентичностью.

 

Список литературы:
1. Об утверждении Основ государственной культурной политики : указ Президента Рос. Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 52, ч. 1, ст. 7753.
2. В Кыргызстане покажут работы современных художников СНГ // http:// molbulak.ru / [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://www.molbulak.ru/news/kyrgyzstan/v-kyrgyzstane-pokazhut-raboty-sovremennykh-khudozhnikov-sng/. (дата обращения: 24.12.2019). 
3. В ЦДХ откроется выставка художников из бывших союзных республик // http:// uz.sputniknews.ru / [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://uz.sputniknews.ru/culture/20161219/4419633/cdh-vystavka-sovetskih-hudojnikov.html (дата обращения: 24.12.2019). 
4. Выставка “Гармония в многообразии” объединила работы художников стран СНГ // http:// belta.by / [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://www.belta.by/culture/view/vystavka-garmonija-v-mnogoobrazii-objedinila-raboty-hudozhnikov-stran-sng-298032-2018/ (дата обращения: 24.12.2019). 
5. Выставка “Память поколений” // http:// moscowmanege.ru / [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://moscowmanege.ru/vystavka-pamyat-pokolenij/ (дата обращения: 24.12.2019).
6. Выставка «Молодые художники стран СНГ»// http:// kudamoscow.ru / [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://kudamoscow.ru/event/vystavka-molodye-xudozhniki-stran-sng/ (дата обращения: 24.12.2019).
7. Живопись художников стран СНГ и Прибалтики XX века // afisha.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://www.afisha.ru/exhibition/60074/l. (дата обращения: 24.12.2019).
8. Исторический парк «Россия – моя история» // myhistorypark.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://myhistorypark.ru/ (дата обращения: 24.12.2019).
9. «Кто не кормит свою страну, будет кормить чужую армию» // http:// iz.ru/ [Электронный ресурс] – Режим доступа :  https:// iz.ru/news/587771 (дата обращения: 24.12.2019). 
10. Марков Д. Ф., Тимофеев Л. И. Большая советская энциклопедия. – М. : Советская энциклопедия 1969–1978. // Еnc-dic.com: информационно-справочный портал. – М., 2019. – URL: http://bse.sci-lib.com/article104892.html (дата обращения: 24.12.2019).
11. Международная выставка «Победа» открыта! // http://shr.su/ [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://shr.su/expo-projekts/mezhdunarodnye-vystavochnye-proekty/mezhdunarodnaya-khudozhestvennaya-vystavka-pobeda/item/1026-vistavka_pobeda.html. (дата обращения: 24.12.2019). 
12. ЦДХ на Крымском Валу прекратит свое существование в марте. // ria.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://ria.ru/20181019/1531092038.html. (дата обращения: 24.12.2019).
13. Социалистический реализм, художественный метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства. – Цит. по : Марков Д. Ф., Тимофеев Л. И. Большая советская энциклопедия. – М. : Советская энциклопедия 1969–1978. // Еnc-dic.com: информационно-справочный портал. – М., 2019. – URL: http://bse.sci-lib.com/article104892.html (дата обращения: 24.12.2019).