Статья:

МЕТОДИКИ НОВЫХ МЕДИА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ПЛАКАТОВ

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Федькина А.С. МЕТОДИКИ НОВЫХ МЕДИА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ПЛАКАТОВ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(51).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИКИ НОВЫХ МЕДИА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ПЛАКАТОВ

Федькина Анастасия Сергеевна
студент, Московский политехнический университет, РФ, г. Москва

 

NEW MEDIA TECHNIQUES IN THE CONTEXT OF STUDYING THE COMPOSITIONAL SOLUTIONS OF POSTERS

 

Anastasia Fedkina

Student, Moscow Polytech University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы новых медиа на примере изучения композиционных решений плакатов. Анализируется, как новые технологии могут повлиять в дальнейшем на работу с композицией плакатных форм в цифровой среде.

Abstract. The article examines the methods of new media with an example of studying the compositional solutions of posters. It analyzes how new technologies can further influence the work with the composition of poster forms in the digital environment.

 

Ключевые слова: новые медиа, композиция, плакат, цифровая среда, методы, новые технологии.

Keywords: new media, composition, poster, digital environment, methods, new technologies.

 

Постановка проблемы. Анализирование новых медиа в контексте информационно-коммуникационной среды, изучение основных характеристик и понятий, знакомство с разнообразными возможностями и дальнейшим развитием было рассмотрено немалым количеством авторов. В то же время, с каждым годом появляются разнообразные инструменты для удержания внимания пользователя и облегчения процесса восприятия. Действительно, постепенно автоматизируются процессы и, в данный момент, на первое место выходят базовые вещи, которые основываются на понимании работы с композицией, пространством, ритмом. Эти принципы дают нам преимущество донести до целевой аудитории понятным и простым способом наше сообщение. Так и объясняется смысл исследования данной темы.

Связь работы с важными научными или практическими задачами. Статья написана в соответствии с планом научно-исследовательских работ кафедры художественно-технического оформления печатной продукции Московского политехнического университета.

Анализ последних исследований. Темы связанные с контекстом «новые медиа» достаточно широко изучаются авторами научных трудов. Основные характеристики такого феномена рассматривают А. Чернавский, А. Гранкина [1] в контексте актуального состояния медиапространства.

Исследовал новое понятие и определения в своей работе В. Евдокимов, основываясь на общей теории познания с точки зрения историко-философского анализа. Ближе к заключению, автор отметил, что «Система новых медиа формирует и проявляет свойства во взаимодействии со средой, предлагает ей новые и новые возможности пользования информацией» [2, с. 64]. Однако, анализ методик медиа не был рассмотрен в данной статье, который бы отвечал за распространение контента более подробно.

В другой научной работе А. Чернавский [3] упомянул о некоторых требованиях к новым формам коммуникации между производителями контента и пользователем. Например, как «время для интеракции», «интерактивность», «игровой компонент». В дополнении ко всему, автор изучал развитие современной медиасферы.

Исследование О. Стинса, Д. Ван Фухта, «Новые медиа» [4] сыграло важную роль для раскрытия этого феномена. В статье рассматривались различия в формах медиа, о влиянии на особенности работы с ними, а также обращались к главным категориям и их значениям. Весьма подробно изучались коммуникационные характеристики, но не визуальные.

Наиболее актуальный материал по развитию новых медиа в современной, информационной сфере содержится в научной работе Е. Коломийцевой [5]. Автор анализировал востребованный и эффективный способ привлечения общего внимания — видеоконтент и его разновидности.

Раскрытие темы через востребованность цифровых медиа на примере использования инфографики, как ключевой фактор привлечения целевого сегмента аудитории показана в статье М. Гашицкого и Т. Тарасовой [6].

Статья М. Шульпиной [7] показывает формирование медиаискусства, в котором охватывается разнообразный спектр предложенных форматов, только в контексте городской среды. По словам исследователя «Современный город становится <…> местом, где город «говорит» с человеком с помощью искусства: архитектуры, граффити, видео, инсталляций, современных технологий и т. д.»

Во всех вышеперечисленных научных работах авторов не рассматриваются все способы изучения новых технологий на примере композиционных решений в плакатах. Тема не достаточно изучена, поскольку до сих пор не выявлен весь спектр использования медиа в контексте композиции постеров.

Задача статьи — провести анализ визуально-коммуникативных приёмов в дизайне новых медиа в контексте композиционных решений и рассмотреть влияние новых технологий на изменении композиции в плакатах в перспективах на будущее.

Результаты исследования. В настоящий момент, с быстрым развитием цифровых технологий и коммуникаций наблюдается видоизменение медиа. Значимым элементом, безусловно, считается представление надлежащей терминологии. Понятие «новые медиа» имеет множество объяснений от различных авторов. Так, например, Майкл Раш рассуждает, что «…новые медиа, если мы можем назвать так интерактивные формы искусства» [8]. Главный период в принципах новых медиа — интерактивность. Практически 30 лет назад, новые тенденции определили, как коммуникационные технологические процессы, создавая обмен между информацией и целевой аудиторией. В последнее время, мы существуем с безграничным, а также стремительным потоком информации, который трудно понимать из-за обилия знаний. Новые медиа целиком меняют формы коммуникаций и методы общения между людьми. Постепенно, старые носители медиасферы тоже терпят изменения, рассмотрим это на примере плаката.

Постер на сегодня — это взаимодействие визуальной формы с цифровой средой. Одним из таких ярких примеров методик можно выделить развитие анимации. Анимированный плакат — это анимационный видеоролик, который создают для лучшего эффекта в сфере маркетинга. Другими словами, это тот же постер, но на котором двигается какой-либо композиционный элемент. Применяться данная технология может активно в рекламе, будь то социальные сети, баннеры, рекламные ролики: тизеры, трейлер, титры к фильмам. Во внешней городской среде может проявляться в билбордах. Анимацию используют также в книжных обложках и даже для обложек альбомов в цифровой среде. Теперь дизайнер работает с композицией не только вертикального, но и горизонтального, квадратного форматов. Новые средства выразительности добавились в традиционную форму плаката, на примере совмещения движения графических форм, линий и типографики вместе со звуковым сопровождением. Отобразить заложенный смысл в постере поможет правильно подобранное анимированное движение. Сегодня в мире графического дизайна мультимедиа идет активное применение 3D-анимации. Далее рассмотрим несколько способов ее применения.

Первый способ, композиция в плакате на первом плане с минимальным количеством элементов. Достаточно анимировать один предмет в постере, тем самым не отвлекая от главной идеи. Типографика может оставаться статичной, как задний план в композиции.

Второй способ представляет собой анимационный постер, который должен быстро донести суть и захватить внимание зрителя. В первые секунды создаётся  понятный для человека образ, крупный по визуальной массе, размещенный в центре плаката. Композиционное решение в постере сопровождается анимацией движения фигур.

Третий способ может сочетать в себе анимацию типографики и графики, либо же только текст. Однако, мы можем задать ритм в движении всех слоев в плакате так, чтобы суть и донесение информации была ясна. Если брать анимированную типографику, то композицию заднего плана лучше оставить статичной, а на первый вывести шрифт в виде наложенной на него текстуры воды, камня и т.п. в 3D анимации.

Способов расположения в различных композициях существует множество, выше описаны лишь основные, которые помогут в представлении, как комбинировать между собой выразительные средства.

Появление AR в плакатах, а также обложках книг и альбомов, страницах сказок, билбордах, позволило им вдохнуть новую жизнь и показать, что как жанр он никогда не умрет и постоянно будет меняться. Дополненная реальность дает постерам возможность видоизменить композицию с помощью дополнительных эффектов. При работе с расширенной реальностью, следует помнить о том, что учитывается окружающее пространство и композиция должна исходить из нашей действительности. В AR есть возможность показать модель в масштабе 1:1. Пользователь может сравнить модель с теми предметами, которые его окружают – за счет сохранения перспективы, и оценить масштабность наглядно.

Сегодня плакат становится средством в трансляции смысла ключевой идеи, как способ трансформации окружающего пространства, совмещая реальность окружающего мира вымышленным. В VR (виртуальная реальность), XR (смешанная реальность) также стоит учитывать композицию при работе с типографикой в виде навигации или инфографики, приемы здесь будут меняться из-за появления объемно-пространственной среды и смены освещения, локаций. Подходы к разработке интерфейса тоже имеют свои особенности с появлением виртуального пространства. Здесь придется в дальнейшем разрабатывать новые правила для композиции с графикой (например, превращение из цветной в черно-белую или контурную) и изучать интерактивные средства для визуализации пространства.

Мы можем уже заметить, как плакат стирает границы в привычном понимании композиционного решения средствами новых медиа.

С переходом в интерактивные медиа, мы наблюдаем за изменением поверхности, на которой плакат демонстрируется. Плакат сейчас все больше похож на художественную формулу об образном размышлении о мире. В нем выражаются визуальные формы, условно обобщающие значимость нашего периода и помогающие нам глубже погрузиться в понимание процессов происходящего.

Одно из таких изменений, отличающиеся от привычной формы плаката, как видеомэппинг — это направление в аудиовизуальном искусстве, проецирующее 3D-проекцию на материальный объект окружающей среды с учётом его местоположения в пространстве. Он создается с помощью различных проекций на архитектурные объекты, стены и потолки зданий. В частности, видеопроекция формируется таким образом, чтобы создавалась цельное композиционное решение при взаимодействии с той или иной частью здания. Это дает возможность формировать интересные композиции, как образец, иллюзии перемещения объектов. Если мы говорим про архитектурный видеомэппинг, то стоит учитывать композиционные приемы характерные для зданий. Например, ассиметрию и симметрию. Они считаются самыми элементарными способами и отражают конструирование объемно-пространственной композиции. При проекционном дизайне учитывается также же ритмическая составляющая здания. Другие композиционные приемы включают в себя: масштабность, пропорции и архитектурные формы. В итоге, композиция ограничивается данной формой (простой или сложной) здания и внутри нее может происходить все, что угодно — то же создание эффекта движения (к примеру, перетекание из одного объекта в другой), использование 3D-анимации, соблюдение ритма и контраста во время проигрывания сюжета. Таким образом, с помощью произведения у зрителя трансформируется восприятие архитектурных форм этого здания и дизайнеры создают собственную гиперреальность, т.е. произведения искусства, обладающие собственной реальностью, преобразовывая настоящую. Это одна из основных характеристик медиаискусства. На примере интерактивных инсталляций мы можем проследить более быстрый процесс трансформации плаката. Для этого потребуются знания композиции пространства среды, моушн-дизайна в медиа. Также необходимо знать принцип работы интерфейсов, которые реагируют на движение и прикосновения человека, гибкость материала в медиаинсталляциях. Дизайнером  учитывается форма объекта. Она может быть в виде медиаэкрана, либо в архитектуре. От поверхности плаката зависит композиция световой графики и звука, если идет генерация графических форм под звуковой ряд. Композиционные приемы в инсталляциях, как правило имеют продуманные многоплановые сценарные решения. Помимо этого, включают в себя четкое попадание в ритм, если требуется создать динамику движения.

Следующий пример, где мы можем встретить новую форму плаката в science art — это анализ взаимодействия научных явлений с технологичными и художественными ее средствами. К примеру, есть возможность создавая синтез композиции из таких средств, как нейроинтерфейса (это система с целью обмена данных между электронным устройством и мозгом), генеративной графики в реальном времени (например, может быть, движущаяся композиция состоящая из геометрических фигур, определенных цветов, созданная человеческим состоянием), свет, звук. Окружающее пространство может быть закрытым или открытым.

Дизайнеры проектируют и творят будущее на базе освоения новых технологий. Плакат очень чутко реагирует на пространство, поскольку он предполагает диалог и включение зрителя в визуально-коммуникативный процесс. Постеры могут встречаться и в генеративном искусстве, (генерация визуальных форм, когда опираются только на внешние данные) как на выставках, так и в цифровой среде. Происходит взаимодействие за счет нейросетей. Например, происходит генерация картинок/видео/текстов/музыки и видео нейро-сказок (через тексты, музыку и видеоряд). Таким образом, создаются самые разнообразные, не повторяющиеся композиции картин, портреты, текстовые описания товаров для рекламы, картинка с визуальным стилем определенного художника и т.п. Главная идея состоит в том, что всегда получается новый результат, который никогда не удастся повторно, но мы также не можем контролировать конечный результат.

При генерировании постеров человек может позволить себе делегировать часть процессов компьютерным технологиям и платформам. Генеративные плакаты можно охарактеризовать как сотворчество между людьми и искусственным интеллектом.

Следующее направление, которое встречается в интернет пространстве — нет арт — визуальное искусство, созданное и транслируемое в интернете. Чаще всего это веб-страница, не имеющая функционального значения: история, интерактивная система, визуализация утопических идей, попытка создать новые интерфейс и механику наших действий в сети. Нет-арт по сути помогает нам увидеть реальность такой, какой видит ее другой человек. Мы можем понять то, что раньше не замечали, смотря на это глазами других людей. Композиция свободная от условностей, как личный мир человека. Она может встречаться в виде трехмерного, интерактивного стихотворения, гипертекстовой поэмы, испорченного билборда, gif-файлов, коллажа в виде картинок и gif. Создание нет-арта может происходить посредством гиперссылок и гипертекста. Идея заключалась в том, что разные тексты или фрагменты текста могут быть связаны особым переходом: ссылок, гиперлинков — это был новый шаг к интерактивности.

Нередко звук играет неотъемлемую роль при сопровождении плаката, создавая индивидуальное настроение у зрителя. Первые эксперименты со звуком были у Арсения Авраамова — русского авангардиста. Его произведение «Симфония гудков» 1923 г. осуществлялась как звуковое оформление революционных празднеств в масштабе целого города.  Так, теперь sound art — это одно из направлений междисциплинарного искусства, в котором звук является главным аудиовизуальным средством. Для создания такого многомерного произведения используется метод векторного синтеза — когда по оси X синтезируется одна звуковая волна, а по оси Y — другая, вместе они создают аудиовизуальную картинку. Во время проигрывания звуковая волна реагирует на звук и дает визуальное сопровождение. Композиция динамичная и постоянно происходит изменчивость формы в режиме реального времени.

Выводы. Таким образом, границы между сферой деятельности человека, наукой и искусством все больше стираются. Любые композиционные формы плаката находят свое применение в разных сферах.

Следовательно, у современного постера нет границ. Дизайнеры сталкиваются с тем, что плакат живет в многомерном пространстве, становясь подвижной, живой формой. На данном этапе, плакат и дальше продолжает свое развитие наряду с произведением искусства. Следуя традициям прошлого, многие плакаты начала 20-х гг. 20 в. вошли в историю искусства и дизайна, например, афиши Тулуз-Лотрека, плакаты русских и немецких конструктивистов. Постер может себя включать уже и движение, и звук, и свет, и изменчивость формы. Возможно, в будущем плакат будет включать в себя сценарный подход, где движение, графика, звук, свет стремятся войти в этот жанр. Одновременно они отсылают к другим формам творчества: к кино, театру, медиаперфомансам, музыке, что поможет внести совершенно новое разнообразие в коммуникацию со зрителем.

 

Список литературы:
1. Чернавский, А.С. Гранкина, А.В. Новые медиа — будущее уже случи-лось / А.С. Чернавский, А.В. Гранкина // Национальная ассоциация ученых. – 2015. – . – Т. 11, № 6. – С. 60-62
2. Евдокимов, В.А. Новые медиа как система / В.А. Евдокимов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 2. – С. 64
3. Чернавский, А.С. Особенности современного медиапотребления и фе-номен новых медиа / А.С. Чернавский // Власть. – 2015. – № 7. – С. 74 
4. Стинс О. Ван Фухт Д. Новые медиа / О.Стинс Д. Ван Фухт // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведе-ние. Журналистика – 2008. – №. 7. – С. 98-106
5. Коломийцева, Е.Ю. Актуальные тренды развития новых медиа / Е.Ю. Коломийцева // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2019. – Т. 1, № 4. – С. 121-128
6. Гашицкий, М.С. Тарасова Т.В. Цифровая культура и новые медиа как феномен современного общества / М.С. Гашицкий, Т.В. Тарасова // StudNet. – 2021. – Т. 4, № 5 
7. Шульпина, М.С. Новые медиа как способ трансформации городского пространства / М.С. Шульпина // Молодежный вестник СПбГИК. – 2021. – Т. 15, № 1. – С. 65
8. Раш, М. Новые медиа в искусстве / М. Раш. – Москва : Ад Маргинем, 2018. – 116 с.
9. Рассел, С. Норвинг П. Искусственный интеллект: современный подход / С. Рассел, П. Норвиг. – Москва: Вильямс, 2016.
10. Черкес-заде, Е. Технологии / Е. Черкес-заде // britanka zine. – № 01.