Статья:

Эволюция русской сценографии начала XX века

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Матевосян О.М. Эволюция русской сценографии начала XX века // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(2).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Эволюция русской сценографии начала XX века

Матевосян Осанна Мартиковна
студент, Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина, РФ, г. Нижний Новгород
Балашова Елена Сергеевна
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород

 

В эпоху развития компьютерных технологий, постепенно утрачивается роль сценографа как художника – оформителя.  Тщательно разработанные сцены – плоды трудов корифеев русской сценографии отодвигаются на второй план.

Для успешного исторического развития отечественной сценографии, необходимо выявить ключевую тенденцию, проходящей красной нитью через дореволюционную и советскую сценографию и утвердившейся в театрально-декорационном искусстве. Таким образом, наблюдая закономерности изменения художественного метода на театральной сцене, появляется возможность выявить перспективы развития российской сценографии.

Актуальность статьи исследования обусловлена тем, что с развитием дизайн шоу, новых видов пространственных искусств, современной театральной сцене требуется синтез современных медиа-технологий с отечественным опытом сценографии.

Сценография, а иначе – театрально – декорационное искусство – вид изобразительного искусства, занимающийся оформлением сцены. Позже, стало принято употреблять именно этот термин. Говоря о сценографии как о театральном искусстве, подразумевается и деятельность художников- постановщиков, режиссура и в последнюю очередь – театральных художников.

А декорация, в свою очередь, частное явление — оформление сцены, воспроизводящее обстановку действия спектакля, помогающее раскрытию его художественного замысла. С конца 19, начиная 20 века декорация является основным средством сценографии. Со временем, используются вкупе разнообразные технические и художественные средства – скульптура, графика, лазерная техника, различные виды освещений.

Проблема темы исследования заключается, несомненно, в малоизученности ее в условиях постоянной модернизации театральной сцены в стране с классической театральной школой. Стоит принять во внимание то, что отечественная сценография имела определенный вектор развития, который несколько расходился с театральным опытом европейских стран.

Известно, что история сценографии претерпела немало изменений, касающихся, как и принципов организации сцены, так и тенденций оформления. При этом в существующих на данный момент исследованиях недостаточное освещение получил вопрос, как применяется опыт мастеров 20 века в практике современной сценографии.

Однако, раннее данная тема ранее освещалась в трудах: Шифрина.Н.А, Березкина В.И, Михайловой А.А., Хмелевой Н., Френкель М., Сыркиной Ф. Я., Герчук Ю., Соколовой Н.И, Гирдзияускайте А., Кочергина Э. и др.

«Театрально-декорационное искусство— вид изобразительного творчества, связанный с художественным оформлением театрального спектакля, т. е. созданием на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои драматического или музыкально-драматического произведения, а также облика самих этих героев. Основные элементы театрально-декорационного искусства — декорации, освещение, бутафория и реквизит, костюмы и грим актеров — составляют единое [1, 64 с.].»

Сценография как синоним декорационного искусства актуальна в частных случаях, когда в оформлении спектакля «украшение» превалирует над формой в целом.

В исторической классификации можно выделить сценографию на несколько видов:

а) дореволюционную и советскую (по периодизации)

б) академическую и модернистскую (по художественному методу)

В 1930-е гг., когда в сценографии утвердился метод соцреализма, объёмно-пространственные декорации обогатились использованием живописи, и зрительный образ спектакля обрёл поэтическую и психологическую насыщенность. Увлечения стилизованными формами народного искусства, внешней театральностью, проявившиеся в советском театрально-декорационном искусстве 1960-х гг., сменились поисками оформительских решений, структура которых подчинена внутренней логике сценического действия, раскрывает свою образную сущность в самом процессе игры актёров.
Художник – оформитель является посредником между зрителем и режиссером –постановщиком, и именно композиционно- целостно  выполненная сцена сформирует наиболее полное представление у зрителя о постановке.

Говоря о театральных художниках начала 20 века необходимо вспомнить известное художественное объединение «Мир искусства», которое вобрало в себя легендарных мастеров : Л. Бакст, А. Бенуа, И. Билибин, И. Браз, И. Вальтер, Ап. Васнецов, Н. Досекин, Е. Лансере, И. Левитан, Ф. Малявин, М. Нестеров, А. Обер, А. Остроумова, В. Пурвит, Ф. Рушиц, С. Светославский, К. Сомов, В. Серов, Я. Ционглинский, а также издатель-редактор журнала С. Дягилев, организовавший впоследствии знаменитые «Русские сезоны» в Париже. Однако, помимо них так же известны в театральной среде такие сценографы, как Э.Кочергин, Н.А.Шифрин, которые работали в Большом Драматическом театре им.Товстоногова.

Вышеперечисленные художники работали в стиле модерн, в котором им не было равных. В то время, когда западные коллеги использовали ар-нуво в интерьере, книжной графике, российские, в свою очередь, совершенствовали это направление в театральном искусстве. Модерн нашел отклик в театральном искусстве, так как данному стилю присуща театральность, живописность и стилизованность. Внутри модерна зарождались ростки европейского модернизма. В нем берут свое начало декоративизм фовистов, ломаность линий немецкого экспрессионизма и даже плоскостность и рекламный поп-арт.

В первые же годы становления советского театра художники прежде всего почувствовали, что не география места действия и стиль эпохи должны стать стержнем их исканий, а активное отношение к происходящему, оценка событий и героев пьесы с позиции своего времени. Они почувствовали, что «понимание социального смысла явлений, страстная идейно –политическая насыщенность спектакля должны составить пафос их работы [2]».

Художники, имеющие за плечами академическое образование, смогли «выдержать» требования театрального оформления. Случайные элементы отсутствовали – каждый интерьер, пейзаж трактовался в связи с драматургической концепцией данной пьесы.

Художник театра стремится осмыслить некоторые пластические и философские основы своего дела, избежать поверхностного изображения. стремится осознать механизм действия в декорациях таких универсальных понятий как среда время. 

Новаторство метода постреволюционной сценографии заключается в стилизации и упрощении состава сцены – как средства взаимодействия зрителя со сценой, усложнения материально-технического обеспечения.

Соответственно доминированию той или иной функции вся история развития театрально-декорационного искусства делится хронологически на три периода: игровая сценография, декорационное искусство и действенная сценография.

В своих работах художники опиралиcь на изучение быта, материальной культуры изобразительного искусства той эпохи, в которую происходило действие спектакля. Спектакли с народным колоритом всегда пользовались успехом у публики, которая еще в начале 20 века с восторгом принимала по всему миру «Русские сезоны». После революции 1917 театральное искусство перестало быть элитарным, привилегированным, отвергнуло прежнюю, так называемую буржуазную идеологию, театральная цензура искала новые революционные сюжеты для нового зрителя – пролетариата, относясь благосклонно к героико-патриотическим спектаклям, в которых крестьяне –герои.

Новая художественная ситуация обуславливает поиск иных критериев оценок, иного подхода к практике, процессу творчества. За словом «современно» понималось: картина потерявшая плотность, тяжесть, устойчивость, превратившуюся в легкие абрисы деревьев, домов, предметов. Художник театра пришел к необходимости решать одну из насущных проблем – отношение плоскостной природы живописи и объемных скульптурных качеств человеческого тела. Решение этой задачи требовало предоставления первых планов сцены, где действует актер. Объемное решение вертикалей первых планов выдвигало необходимость разработки плоскости пола сцены и превращение его в ряд скомпонованных горизонтальных объемов различной высоты.

Автор, изучавший проблемы современной сценографии, дает следующее определение: «Сцениче­ская среда как предметный мир сцены составляет главную материальную, фи­зически ощутимую часть сценографии [3].

Позже художник начал использовать для своих архитектурных композиций не только первые планы сцены, но и все пространство. Основой творческого процесса художника театра в ту пору становится архитектура с ее спецификой и законами, примененными в пределах пространства сцены, синтез всех видов искусств.

Наиболее успешным стилем, долго просуществовавшим в театре – был модерн, проявивший себя ярко и многообразно, соединивший в себе и живописность, и стилизованность и театральность – вкупе присущей данному стилю. Театральным художникам того времени было присуще, тонкое чувство прекрасного и ностальгия по утраченному золотому веку процветания искусств, что отразилось в живописных работах А.Н.Бенуа и К.А.Сомова, Л.С.Бакста, М.Б.Добужинского, мастерство которых оказало большое влияние на развитие западноевропейского театрального искусства. Через призму минувших эпох художники пытаются понять современную действительность, но жизнь в их произведениях оказывается лишь игрой с немного фальшивыми чувствами и подчеркнуто искусственными декорациями.

Немаловажный вклад в развитие отечественной сценографии внес футуристический театр, принадлежавший Ларионову, результатом сотрудничества художников с поэтами-футуристами В.В.Маяковским, Каменским В.В, Хлебниковым В. стали постановка в 1913 г. трагедии «В.Маяковский» в декорациях Филонова и оперы «Победа над солнцем». Однако, русский футуризм не получил дальнейшего развития.

Подводя итоги, необходимо, отметить, что богатый художественно-исторический опыт по сей день оказывает влияние на современную практику сценографии. На разных этапах своего развития сценография вынуждена подстраиваться под определенный импульс, который ей задает история, живопись, литература, музыка. Учет исторического опыта, способствует успешному конкурентному развитию отечественной сценографии при условии внедрения компьютерных и медиа-технологий в объемно-пространственное решение сцены.

 

Список литературы:
1. Моя работа в театре, Шифрин Н.А., М., «Советский художник», 1966. 284с.
2. Художник, сцена. Сборник статей. М.,Советский художник, 1978, 213 с.
3. Современная сценография, Михаил Френкель (некоторые вопросы теории и практики) Киев, «Мистецтво» 1980 - [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.theatrelibrary.ru/files/f/frenkel_ma/frenkel_ma_1.doc (Дата обращения 16.12.17)