Статья:

ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Конференция: XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Савёлова А.Н. ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(34).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Савёлова Анастасия Николаевна
студент кафедры средового и графического дизайна, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород
Депсамес Лидия Петровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры средового и графического дизайна, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород

В настоящее время актуальным является решение задач создания развивающей образовательной среды и ее обновления, приведения в соответствие с изменениями, происходящими в нашем обществе. Сегодня активно развивается идеология образования, главной стратегией которой является ориентация на развитие ребенка как личности. В требованиях Федерального государственного стандарта предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А ключевой задачей образовательных учреждений является создание комфортной развивающей образовательной среды,

Детство-это особый период жизни человека от рождения до подросткового возраста, включающий в себя младенчество, ранний возраст, дошкольный и младший школьный возраст. Для полноценного развития всех видов деятельности ребёнка: игровой, учебно-познавательной, художественно-творческой, необходимо рационально организовывать пространство, создавать естественную комфортную обстановку. Данные условия могут быть выполнены только в развивающей предметно-пространственной среде. В педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых» [6].

Предметно-пространственная среда формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни (Н. В. Гусева, Л. П. Буева и др). Наличие развивающей предметно- пространственной среды является важнейшим критерием, обуславливающим динамику в процессе становления личности ребёнка [4]. Только в условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. (А.В.Запорожец)

Из выше сказанного следует, что главным компонентом концептуальной модели развивающей предметно-пространственной среды является её предметное содержание [1]. В. М. Межуев отмечает, что именно в предмете и через предмет человеку дана его подлинная история, общественная биография.

В дизайне предметная среда создается объемно-пространственными структурами, системой их функционального содержания, объединенными в целостность по законам художественного единства. В связи с этим, для удовлетворения потребностей развивающейся личности ребенка дизайнеру, как специалисту, необходимо создать предметно-пространственную среду с особым художественно-функциональным комфортом, обеспечивающим оптимальное состояние ребенка в процессе его активной жизнедеятельности [5].

К сожалению, создаваемая предметно-пространственная среда не всегда соответствует предъявляемым к ней требованиям. На основе анализа научных исследований можно выделить ряд проблем проектирования развивающей предметно-пространственной среды:

Первое - недостаток инноваций проектирования в области детской предметно-пространственной среды. Безусловно, дизайн должен выступать как некий проводник человека к современному инновационному миру [3]. Для полной реализации принципов организации детской предметно-пространственной среды не обойтись без применения новых технологий, материалов, методов архитектурного проектирования. Зачастую на практике дизайнер сталкивается с недоступностью многих инноваций. Данную проблему определяет в первую очередь экономический фактор (высокая цена новинок). В результате больший процент современного общества отказывается от качества, экологичности в пользу экономичности окружающего предметного пространства.

Рассмотрим, как решается проблема недостатка инноваций проектирования на примере отечественного опыта. Проект детского образовательного центра от архитектурной мастерской «А-проект» Концерна «КРОСТ» и 70°N arkitektur (фасады) представляет собой уникальный для России тип учебных заведений. Здесь объединены детский сад и начальные классы школы, благодаря чему формируется комплексная образовательная среда наиболее комфортная для детей.

Планировочное решение здания представляет собой систему из нескольких функциональных блоков, сгурппированных вокруг внутреннего двора – атриума и еще одного блока детского сада с отдельным входом. Фасад украшают разноцветные прямоугольные окна, основным материалом являются серые фиброцементные панели. В интерьере детского центра активно используется цвет и декоративные элементы.

Следующей значительной проблемой проектирования является создание п. п. с. без учета эргономических требований.

Эргономика - наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека для создания оптимальных условий его жизнедеятельности в предметно-пространственной среде. В процессе проектирования необходимо учитывать важнейшие эргономические характеристики: антропометрические данные, возраст, психо-физиологические факторы, факторы окружающей среды.

Школа-интернат в Кожухово, авторы проекта: АБ «Атриум» (см. Приложение). Главной целью этого проекта было создание интересного и необычного пространства для воспитанников интерната. Получилось разноуровневое многофункциональное пространство состоящее из внутреннего двора и 5 основных объемов. Элементы фасада повторяются в интерьере, что способствует объединению внутреннего и наружного пространств.

Интересен опыт зарубежных стран в создании развивающей предметно-пространственной сред. Например, детский сад Taka-Tuka-Land, выполненный по проекту студентов-архитекторов (Германия) это безопасная, комфортная, динамичная предметно-пространственная среда. В Taka-Tuka-Land сложно найти твердые поверхности (кроме пола), часть стен выполнена из мягких материалов (ткани, батут). Идея страны Така-Тука из сказки про Пеппи Длинныйчулок появилась у студентов в результате ежедневных наблюдений за детьми, учета их мнений. Что позволило создать коммуникативное внутреннее пространство и многофункциональный фасад здания без особых затрат на строительство.

Важной проблемой проектирования п.п.с. является недостаточное использование свето-цветового дизайна. Наблюдения и практический опыт показывают, что развитие специфической деятельности ребенка (игровой, познавательной, творческой и др.) оптимизируется при включении в образовательный процесс цвето – и светотерапии как элемента психореалибитационной работы. Дозированное использование цвета и света в интерьере благоприятно влияет на эмоциональное состояние детей, способствует проявлению умственной активности, создает гармоничную среду.

Ярким примером свето-цветового дизайна является Детский сад "Кекец" (Словения) от компании «Архитектура Юрэ Котник». Фасад здания помогает справиться с проблемой нехватки оборудования детских игровых площадок, потому что сам является игровым элементом. С одной стороны доски, прикрывающие застеклённый фасад, раскрашены в один из девяти ярких цветов, а с другой – дерево оставлено неокрашенным.

Рассмотрим следующую проблему проектирования: перенасыщение п. п. с. информацией. Для дизайнера важно дать ребенку такой объем информации, который он способен воспринять. Излишнее предметное наполнение среды, агрессивное разделение пространства замедляют процесс психического развития ребенка, познание мира становится односторонним. Задача дизайнера -создать многофункциональное пространство, определив в нем границы каждой зоны, т. е. соблюдать принцип гибкого зонирования. Данная проблема решается не только использованием перегродок, но и предметным наполнением, оборудованием, активизирующими познавательную деятельность.

Так в проекте детского сада от компании 70°N arkitektur as (Норвегия) создано трансформируемое пространство, за счет его разделения на 4 блока, предназначенные для детей разного возраста. В каждом помещении есть большие раздвижные двери, ведущие к общей крытой площадке. В блоках имеются читальные уголки, мини-кухни, шарнирные стенки, скалодромы, кукольные театры и т.д. Концепция данного проекта выражает единение природы с внутренним пространством здания. Именно такая среда способствует развитию творческих, коммуникативных, физических, интеллектуальных навыков ребёнка.

Еще одним ярким примером, решающим проблему перенасыщения п. п. с. информацией является проект детского образовательного центра Spring от студии Joey Ho Design (Гонконг). Здесь мы не встретим персонажей мультфильмов, множество игрушек, акцент поставлен на обучении и развитии детей. Все помещения образовательного центра оформлены в нейтральной цветовой гамме с доминированием белого, светло-зеленого и бледно-голубого оттенков на фоне натурального дерева.

Изучив основные проблемы проектирования развивающей предметно-пространственной среды детства, рассмотрев способы их решения на примере опыта многих стран, можно сделать вывод: сегодня предметно-пространственный мир детства – это особая, сложноорганизованная среда. Проблемы её проектирования требуют повышенного внимания, так как именно среда определяет социально-бытовые, общественные, материальные, духовные условия существования ребенка. Формирование у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности возможно только в развивающей предметно-пространственной среде. Задача дизайна – создать специально организованное многофункциональное пространство, с использованием материалов, оборудования, предметов в соответствии со спецификой каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья детей, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития.

 

Список литературы:
1. Грашин А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды / Учеб. пособие. - М.: Архитектура - С, 2008. – 296 с.
2. Депсамес Л. П., Логанова М. А. Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине «Технология предметно-пространственной среды» - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. – 35 с.
3. Киреева.Л.Г. Организация предметно-развивающей среды / Из опыта работы. - Волгоград: Учитель, 2009, С.143.
4. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда – М.: Центр «Дошкольное детство» им.А.В.Запорожца, 2001. – 64 с.
5. Поддьяков.Н.Н. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности / Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М. Просвещение, 2001, С.456.
6. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие – Балашов; Николаев, 2005. – 76 с. – [Электронный ресурс] http://pedlib.ru/Books/1/0481/index.shtml?from_page=1.