Статья:

Тайные знаки на шедеврах мирового искусства

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Вострикова Д.А. Тайные знаки на шедеврах мирового искусства // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Тайные знаки на шедеврах мирового искусства

Вострикова Дарья Андреевна
студент, Томский государственный архитектурно- строительный университет, РФ, г. Томск

 

Искусство общается с людьми на языке знаков и символов. Символы в искусстве – художественные образы. Они имеют множество значений, и их смыслы можно раскрывать бесконечно долго, в отличие от знаков, которые всеми воспринимается одинаково. Знаки – это общепринятые обозначения явлений и предметов, которые помогают разобраться человеку с непонятными, чуждыми ему вещами. Но зачастую понятия знака и символа в искусстве переплетаются, и становятся одним целым.

Многие произведения Эпохи Возрождения носят скрытных характер, который часто передается представленными в них знаковыми предметами: хлебом, бокалами с вином, увядшими цветами, животными и пр. Иногда повседневные предметы, затейливо закомпанованные, представляют интересные для разгадывания образные коды.

Скрытые знаки и символы на картине «Весна» Сандро Ботичелли.

 

Рисунок 1. Картина «Весна» Сандро Ботичелли. 1482 г., Флоренция

 

На картине Сандро Ботичелли «Весна» (рис.1) было найдено множество знаков и символов, с помощью которых, человечество оказалось ещё ближе к пониманию идеи, которую заложил сам художник в свою работу.

На работе можно увидеть зашифрованные инициалы заказчика. Лавровое дерево на латинском – Laura (рис.2 а). Апельсины – Mela medica (рис. 2 б) [1]. Используя первые буквы LM, понимаем, что картина является анаграммой для заказчика – Lorenso Medici (рис. 2 с).

 

а)                         б)                                  с)

Рисунок 2.Фрагменты картины Сандро Ботичелли «Весна», 1482 г., Флоренция

 

В эпоху Ботичелли особой популярностью пользовались картины на религиозную тему, изображающие Деву Марию и младенца Иисуса. И в Э «языческую» Весну, Ботичелли привнёс религиозные образы.

Центр композиции – Венера, она расположилась посреди апельсинового сада (апельсин служит символом целомудрия). Вокруг неё листва мирта и лавра как бы создаёт естественную арку (рис. 3). И у любого флорентийца того времени, Богиня ассоциировалась с Девой Марией в обрамлении арки. Также на картине можно проследить динамику «снизу-вверх». В этой динамике прослеживается развитие человеческой души. Её движение от низкой, плотской любви к цивилизованной, человеческой, в какой-то степени, даже божественной.

Две эти крайности символизируют Зефир, опускающийся по одну сторону, и Меркурий, поднимающийся по другую [3, c 8.] Таким образом Венера является воплощением гуманности, отделяя плотскую любовь от материализма.

 

Рисунок 3. Фрагменты картины «Весна» Сандро Боттичелли, 1482 г., Флоренция

 

После замужества, Хлорис (барвинок, вьющийся из её рта, символизирует верную супружескую любвь) превратилась в Флору – в богиню цветов и весны, которую художник изображает сразу, используя прием симультанности(одновременне изображения последовательно происходящих событий). Тщательное изучение цветов на картине раскрыло их смысл: Флора разбрасывает розы, как всегда было принято на богатых итальянских свадьбах. Ее платье украшают красные и синие васильки – символамы добродушия и приветливости. Также можно разглядеть в букете и в венке на шее богини землянику- символ обольщения, лютик – символ достатка и ромашку- символ нежности.

Весна, при всех её тайнах по- прежнему «смотрит» на нас и обольщает, ведь некоторые её загадки навсегда останутся известны лишь самому Ботичелли.

Скрытые знаки и символы на картине «Венера Урбинская» Тициан.

Рассмотрим картину «Венера Урбинская» художника Тициана (рис. 4). Ещё один яркий пример того, как с помощью тайных посланий автора, в виде неприметных знаков и символов можно начать смотреть на шедевр совершенно другими глазами [2]. С первого взгляда кажется, что Тициан преподносит зрителю портрет куртизанки, предлагающей себя публике, но при тщательном рассматривании деталей, ошибка первого впечатления становится очевидной.

 

Рисунок 4. «Венера Урбинская» Тициан 1538 г., Флоренция

 

Местом действия автор обозначил комнату, где все пропитано уютом дома: служанка перебирает вещи сундуке, другая смотрит на нее (рис. 4), на окне стоит зелёный мирт, как символ супружеской жизни, белые простыни и белые подушки на кровати, символизируют чистоту лежащей на них девушки, в ногах которой свернулся пёс (рис.5), как знак преданности. Исходя из вышесказанного, скрытый смысл произведения следует понимать как аллегорию брака.

 

Рисунок 5. Фрагменты картины «Венера Урбинская» Тициан 1538 г., Флоренция

 

Каждая картина – это поистине глубокий тончайший символ, скрывающий в себе нераскрытый замысел художника, и влекущий своей таинственной силой чего-то неизвестного, загадочного и потому такого привлекательного и манящего. Не потому ли даже спустя многие века мы вновь и вновь стараемся разгадать эту вечную тайну? ...

 

Список литературы:
1. Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. – М.: Академия, 2001.
2. Куприянова В. Креативность в психологии и генетике: состояние проблемы. Статья. // «Креативное пространство культуры». Культурологический конгресс «Креативность в пространстве традиции и инновации». Отв. редактор А.В. Ляшко. – СПб: Эйдос, 2012.
3. Энциклопедия.Великие художники. Том 6. Сандро Ботичелли / И: Москва. Директ медиа, 2009. – 8с.