Статья:

ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПЕНИЮ

Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Кадырова Э.А. ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПЕНИЮ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(63). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(63).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПЕНИЮ

Кадырова Элина Айдаровна
студент, Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова, РФ, г. Казань
Решетникова Светлана Владимировна
научный руководитель, канд. искусствоведения, Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова, РФ, г. Казань

 

Аннотация. Целью данной статьи является выявление роли вокальных упражнений на начальном этапе обучения академических певцов.

 

Ключевые слова: вокальные упражнения, певческое дыхание, дикция, диапазон.

 

По определению А.Г. Менабени вокальные упражнения представляют собой многократно повторяющиеся вокальные действия, направленные на улучшение качеств певческого голоса [3]. Упражнения широко используются в современной вокальной педагогике. Они способствуют стимуляции роста исполнительского мастерства молодых певцов. На начальном этапе вокального обучения упражнения могут занимать половину урока (20 минут), но в дальнейшем, по мере закрепления вокальных навыков время работы над упражнениями сокращается до 7–10 минут.

Известный отечественный музыковед, автор труда «Вокальная методика» Л.Б. Дмитриев справедливо отмечал, что в качестве упражнений могут быть использованы «вокализы или удачные произведения, хорошо настраивающие голосовую функцию. Это зависит от вкуса, привычки и степени тренированности певца» [1, С. 273]. Упражнения рекомендуется исполнять в полный голос, но не форсируя звук. Они могут исполняться с использованием какого-либо удобного слога: «ро», «ра», «зо», «за», «ми», «ма» или вокальной фразы «bella rosa».

Главное достоинство вокальных упражнений заключается в том, что они помогают усовершенствовать вокальную технику и работу дыхания, выровнять звучание тембра в зонах регистровых переходов (пример 1).

 

Рисунок 1. Упражнение 1

 

С помощью упражнений можно отработать вокально-технические приемы и штрихи, например, staccato, что в дальнейшем поможет более ловко исполнять их в вокальных произведениях (пример 2).

 

Рисунок 2. Упражнение 2

 

Применяются также упражнения, способствующие усовершенствованию дикции и артикуляции (пример 3).

 

Рисунок 3. Упражнение 3

 

И, наконец, упражнения, помогающие развить вокальный диапазон и дыхание (пример 4) [2, С. 39].

 

Рисунок 4. Упражнение из сборника Матильды Маркези «Школа пения»

 

Благодаря постоянным тренировкам голоса с помощью упражнений формируется навык верного формирования певческого звука.  Совершенствуется дыхание, развивается диапазон и дикция, – все эти качества голоса влияют на улучшение качества звучания в целом.

 

Список литературы:
1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 1968. 676 С.
2. Маркези М. Школа пения : Практическое руководство в трех частях. М. : Музыка, 2005. 152 С.
3. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми // Музыкальное воспитание в школе. – 1978. – Вып. 3. – С. 3–8.