Статья:

Влияние Э. Лисицкого на архитектуру советского авангарда нач. ХХ века

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Молькова Е.Ю., Вещугина К.В. Влияние Э. Лисицкого на архитектуру советского авангарда нач. ХХ века // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(2).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние Э. Лисицкого на архитектуру советского авангарда нач. ХХ века

Молькова Елизавета Юрьевна
магистрант, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, РФ, г. Нижний Новгород
Вещугина Кристина Владимировна
магистрант, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, РФ, г. Нижний Новгород
Чигаров Евгений Львович
научный руководитель, доцент, НГПУ им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород

 

В XXI веке по мере освоения территории городов и удовлетворения населения жильем, масштабы нового строительства принимают активный характер, возрастает доля затрат на реконструкцию в общих ресурсах, обостряется проблема их эффективного использования, а так же формируются благоприятная среда преобразований. В связи с этим многие архитекторы прибегают к архитектурному опыту, существовавшему во времена советского авангарда, который оставил после себя богатое наследие. Прежде всего необходимо сказать о советском авангарде, как о феномене ХХ века, обозначить научные определения как самого термина "авангард", так и понятие его течений. Советский авангард - термин, обозначающий значительное явление в искусстве, тенденция отрицания традиций и экспериментальный поиск новых форм и путей творчества, проявляющихся в самых различных художественных течениях [4; с.10]. Известные течения стиля авангард:

Футуризм - термин, обозначающий бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы, 1910 г.

Супрематизм - сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур, образующие пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции (простые формы), 1910 г.

Конструктивизм - направление в искусстве 1920-х годов, выдвинувшее задачу конструирования материальной среды, окружающей человека.

В ходе изучения данной темы была выявлена основная позиция, которая в дальнейшем будет доказана, что архитектура ХХI века модернизированного города-миллионника станет отвечать функциональным, конструктивным, эстетическим нормам и требованиям, если будут применены идеи, предложенные архитектором Э. Лисицким. Сперва были определены особенности формирования и становления стиля авангард и его основных течений, так как эту вводную информацию нельзя обойти и приступить к изучению методик конкретного архитектора, творившего в эпоху этого времени. Без определения характеристики и выявления целей стиля советского авангарда в общем, невозможно понять архитектурные приемы и замыслы в частности [1; с.10-12].

Несмотря на то, что феномен русского авангарда существовал не долго, всего несколько десятилетий, благодаря ему "родились" такие великие художники, как К. Малевич и В. Кандинский, архитекторы : Э. Лисицкий, братья Веснены, И.  Желтовский, К. Мельников, И. Голосов и тд., которые оставили после себя большое количество архитектурных произведений и замыслов [5].

Основные задачи архитектора и художника Э. Лисицкого: 1) создть новую супрематическую вселенную; 2) поднять архитектуру, как искусство, на уровень, соответствующий современному состоянию техники; 3) использовать в строительстве все достижения науки и индустриальные методы возведения зданий; 4) придерживаться ясного членения форм; 5) вернуть архитектуре ее природные функции.

Работая на стыке архитектуры и изобразительного искусства, он много сделал для того, чтобы перенести в новую архитектуру из живописи те формально-эстетические находки, которые помогали формированию нового стиля. Не мало важны предпосылки известного советского архитектора и художника Э. Лисицкого:

1) часть подчиняется целому, и систему города определяет характер его сооружений;

2) «сооружения», а не «дома», так как новый город должен преодолеть понятие индивидуального дома;

3) пока не изобретены возможности совершенно свободного парения, свойственней двигаться горизонтально, а не вертикально.

В 1922 г. Лисицкий создает проект проунов которые становятся своеобразными моделями архитектуры будущего. Проуны в работах Лисицкого являются «пересадочной станцией на пути от живописи к архитектуре». Проун -  аксонометрические изображения находящихся в равновесии различных по форме геометрических тел, то покоящихся на твердом основании, то как бы парящих в космическом пространстве.  Он рассматривал проун не как существующий на плоскости образ, а как «строительство», которое нужно рассматривать со всех сторон, которое «вкручивается» в пространство, находится в движении, вращается по «многим осям». Таким образом, проун, начинаясь на поверхности, переходит в строительную модель пространства.

Впоследствии проуны послужили Э. Лисицкому исходным материалом для создания известного проекта «горизонтального небоскреба».

Стиль Э. Лисицкого - наличие простоты, четкости, баланса и рациональной красоты в архитектурных сооружениях. Цель горизонтальных небоскребов: максимум полезной площади при минимальной подпоре. Следствие - ясное членение функций. Материал: нержавеющая сталь.

Архитекторы и строители нашего времени проектируют и возводят архитектуру основываясь на принципы построения горизонтальных небоскребов Лисицкого. Тогда казалось, что такие проекты невозможно воплотить, но с появлением новых техник и материалов идеи Лисицкого все чаще воплощаются в жизнь. Большая часть проектов осуществлена на Западе, где предложения авангардиста стали популярны: PEC - Port Event Center  (Германия ) 2002 г., Здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР (Грузия) 1974 г., DeBrug / decade (Нидерланды) 2006 г. и др.

После изучения концепций эскизных архитектурных решений Э. Лисицкого были выявлены ключевые аспекты, которые в дальнейшем были переработаны и оптимизированы для создания дизайн-проекта реконструкции жилого квартала в г.Н.новгороде. Цель этого проекта – повысить комфортные условия жизни населения данного жилого квартала, возвести новые строительные сооружения в соответствии с окружающим архитектурным контекстом и развить пешеходные маршруты и площадки различного назначения. За основу архитектурного облика была принята стилизация архитектуры советского авангарда, которая оптимально впишется в архитектурную окружающую среду.  Застройка будет вестись с применением большепролетных объемно-пространственных конструкций по типу “Горизонтальный небоскреб”, так как это является единственным способом достичь на участке характерной для центральной части города плотности застройки.

Данный проект позволит увеличить количество жилой площади, без привлечения дополнительных квадратных метров территории, как и в горизонтальных небоскребах. а так же было учтено ясное членение форм, которых придерживался в своих работах Лисицкий [5; с. 430].

Данный проект представляет собой наличие искусственного рельефа, под которым будет располагаться парковочные места и часть входных групп, на рельефе предполагается размещение зон отдыха и дорожек различного назначения. 4 жилых этажа и поперечный ряд , который является навесным и будет иметь точки опоры в месте соприкосновения с пятиэтажными зданиями и в индивидуальных для этих корпусов входных группах.

Идея перекрестных (продольно-поперечных) жилых корпусов и дополнительного рельефа позволят увеличить зону озеленения и расширят границы площадок общего пользования.

Строительство данного квартала может со временем продолжаться за счет каркаса из сцепляющихся между собой  конструкций ферм, которые выходят из фасада здания и являются на данный момент балконами. Таким образом проект реконструкции данного жилого квартала включает в себя методику и идею эскизных разработок архитектора советского авангарда - Э. Лисицкого. Исходя из того, что XXI век - это время новых технологий и материалов, данная идея имеет полное право на существование. Такая форма непосредственно определяется функцией, инженерной конструкцией и технологией обработки материала.

Тема данного реферата достаточно изучена, особенно много о русском авангарде писали в советское время, но среди книг, которые были использованы для написания этой статьи есть и такие, которые созданы в наше время [1, 2].

В XXI веке с появлением новых технологий и развитием лучших строительных качеств материала в Россию и Европейские страны вновь входят  строительство архитектурных сооружений, основанных на принципы и идеи советского авангарда.  Сейчас главное в архитектуре - поиск новых социально-функциональных закономерностей и выразительных эстетических форм.

Можно сделать вывод, что русский авангард начал свое возрождение в XXI веке прежде всего в образе архитектуры, которая в основном направлена на практичность материалов и функциональность форм. Еще одной отличительной чертой этого стиля - архитектура не может служить отдельному индивидууму, а служит только коллективу и обществу в целом.

 

Список литературы:
1. Багдасарьян Н.Г., Иванченко Г.В., Литвинцева А.В. и др. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов. 4-е изд., испр.- М.: Высш.шк., 2002.-511 с. 
2. Бюргер П. Теория авангарда. М.: V-A-Cpress, 2014. - 200 с.
3. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Том 1. - СПб. : Лита, 1998. — 672 с.
4. Полевой В.М., Маркузон В.Ф., Сарабьянов Д.В., Синюков В.Д. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика Декоративное искусство. Том 1: А — М. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — 447 с.