Статья:

ЗНАЧЕНИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖАНРА МОРСКОГО ПЕЙЗАЖА

Конференция: CCXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Ермаков Е.В. ЗНАЧЕНИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖАНРА МОРСКОГО ПЕЙЗАЖА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 26(217). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/26(217).pdf (дата обращения: 24.05.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗНАЧЕНИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖАНРА МОРСКОГО ПЕЙЗАЖА

Ермаков Егор Викторович
студент, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Искусство является неким отражением состояния общества. В силу этого в искусстве существует множество эстетических направлений, причем каждое из них построено на определенной философской системе. В частности, картины, изображающие пейзаж, в частности «марины», служат выражением материалистической философии. Нельзя отрицать того факта, что их объектом является реально существующее море, ставшее предметом изображения художников, обладающих особым эстетическим восприятием, — художников-маринистов. Это направление искусства, как и любое другое, представляет собой сложное явление, охватывающее значительный временной диапазон и отражающее различные проблемы, характерные для той или иной эпохи. Каждая эпоха диктует свои определенные требования, которым вынуждены подчиняться художник и его произведение. Но с самого зарождения жанра марины и на протяжении всех периодов его развития и совершенствования художники-маринисты стремились к выражению величия духа в своих произведениях.

 

Рисунок 1. Фреска корабля из комнаты 5 Западного дома, Акротири ок. 1650-1600 гг. до н.э. (Национальный археологический музей, Афины)

 

Предпосылки к выделению «марины» в самостоятельный жанр творчества существовали с древнейших времен: античные фрески (Рис.1) и мозаики, изображающие виды портовых городов, многочисленные изображения древних кораблей, давших нам представление о быте и технологиях мореплавателей прошлого, разнообразные кодексы и летописи о великих походах древности [5, с. 10]

Но как самостоятельный жанр живописный пейзаж впервые формируется в Европе лишь к XVII веку. Наиболее значительный вклад в развитие «марины» привнесли художники Голландии и Франции.

Голландия, являясь одной из самый первых морских держав, подарила миру множество именитых художественных мастеров, чьи имена связаны с рождением жанра маринистки. XVII век ознаменовал Золотой век голландской живописи, в это время также занимались своим творчеством «Малые голландцы», работавшие на свободном рынке местного искусства, их отличительной особенностью была компактность и детальная проработка создаваемых ими произведений [2, с. 58].

Одними из знаменитых голландских маринистов являются: Корнелис Вром (Рис.2), ставший одним из основоположников жанра марины, Людольф Бакхёйзен (Рис.3), Виллем ван де Велде Младший (Рис.5), Якоб Исакс ван Рёйсдал (Рис.4). Каждый из них имел свой определенный подход к изображению моря. Морские завоевания и успешная торговля сильно повлияли на творчество того времени, кроме пасторальных и бытовых сцен, начали появляться изображения морских баталий, изображения дальних путешествий, стихий, несущих по морю голландские корабли [3, с. 328].

 

Рисунок 2. Корнелис Вром «Голландские корабли таранят испанские галеры у фламандского побережья в октябре 1602 года» 1617 г.

 

Рисунок 3. Людольф Бакхёйзен. Картина «Корабли в беде у скалистого берега», 1667 г.

 

Рисунок 4. Яков ван Рёйсдалл «Бурное море у пристани» 1650 г.–1659 г.

 

Рисунок 5. Виллем ван де Велде Младший «Голландские корабли в спокойном море» 1665 г.

 

Во Французском искусстве морского пейзажа явно прослеживается сочетания гуманистического мышления и изображения природы. Авторы не только воспевали силу природных стихий, но и образ человека в море. Было создано множество картин о кораблекрушениях и путешествиях, пропитанных явным гуманизмом. Они давали зрителям возможность ощутить себя посреди бескрайней воды, создавая красочные произведения, отличавшиеся гармоничными сочетаниями ярких и неожиданных, но передающих ощущение реального мира, цветов. Особое внимание к свету и его воздействию на окружающую среду заставляет картины французских маринистов выделяться на фоне других представителей этого жанра [4, с. 317]. Они передавали еле уловимое в жизни ощущение легкости и глубины момента, что привлекало зрителя загадочной натурой происходящего на картине.

Морской пейзаж – очень разнообразный жанр, сильно повлиявший на последующие поколения художников, он, например, несет в себе истоки романтизма, что можно увидеть в пейзажах Клода Лоррена (Рис.6). Клод-Жозеф Верне, изучавший творчество К. Лоррена, работал в стиле неоклассицизма, но также имел в своих картинах моменты искусства романтизма. Взгляд зрителя безоговорочно движется вместе с кораблями к далекому горизонту, наблюдая за находящимися где-то невероятно далеко облаками. Через грозовые тучи непременно проглядывал луч света и голубое небо, уносящее зрителя в глубину переживаний автора как было показано на его картине – «Кораблекрушение в бурю» (Рис.7). Другим известным маринистом франции является Филипп Таннер, который некоторое время был учителем другого великого художника – Ивана Айвазовского (Рис.8).

 

Рисунок 6. Клод Лоррен "Морской порт на восходе" 1674 г.

 

Рисунок 7. Клод Жозеф Верне «Кораблекрушение» 1772 г.

 

Рисунок 8. Филипп Таннер «Кораблекрушение» 1850 г.

 

Из приведенного выше вывести присущие развитию морского пейзажа факторы: на картинах присутствовало объективное описание природы, не идущее в разрез с реальностью, но наполненное идеями о значении человека в этом мире, силы стихии и тем, как с природными факторами взаимодействовали сами люди. Этот жанр нашел свое развитие в творчестве художников по всему миру, он и по сей день вдохновляет людей на творчество. Романтизм в Европе, развивавшийся со второй половины XVII по начало XIX века, привлек сильное внимание многих художников пейзажистов [2, с. 57]. Среди наиболее значимых из них можно выделить таких мастеров как Ульям Тернер и Каспар Давид Фридрих. Художники ставят на первый план гармонию взаимосвязи человека и природы, добавляют искру сильных эмоций и переживаний, демонстрируя бури, ураганы и спокойное, умиротворяющее закатное небо, заставляющее зрителя задуматься о завтрашнем дне и отпустить переживания прошлого.

Рассвет морского пейзажа как отдельного жанра в Российской Империи пришелся на XIX век. Он имел все черты романтизма, присущие более развитому и гуманистическому творчеству того времени. В изображении природы и стихий, зритель находил отражение своей сложной натуры. Что противопоставляло творчество романтизма холодному классицизму, отвергающему усложненные смыслы в угоду ясности выверенных и пропитанных рационализмом изображений, относящих нас к античному творчеству. Одним из самых знаменитых русских маринистов является Иван Константинович Айвазовский. Самые значимой картиной для его творчества стало полотно «Девятый вал» (Рис.9), повествующее о жертвах кораблекрушениях, проплывающих на своем плоту волны огромных размеров [1, с. 1]. Судьба этих моряков не ясна зрителю, но художник указывает вектор их движения, создавая на заднем плане отчетливый свет яркого солнца. Мало кто из учеников данного мастера смог возвыситься до его уровня, но он дал точек к развитию данного жанра среди русских художников того времени, искавших нестандартные и менее академические пути развития в своем творчестве. Среди многих великих и известных русских художников есть те, кто обращался к водному пейзажу, трактуя его по-своему. И.Е. Репин и его картины «Какой простор» (Рис.11), написанное в соавторстве с Айвазовским полотно «Пушкин на берегу Черного моря» (Рис.10), показывают более близкое взаимодействие человека с морем, художник идет не от изображения природы, а от портретных эмоциональных особенностей изображенных героев. Такие авторы как И.Левитан, А. Куинджи, и многие другие обращались к тематике морского пейзажа.

 

Рисунок 9. Иван Константинович Айвазовский "Девятый вал" 1850 г.

 

Рисунок 10. И. Е. Репин, И. К. Айвазовский "Прощание Александра Сергеевича Пушкина с Черным морем" 1877 г

 

Рисунок 11. Илья Ефимович Репин «Какой простор» 1903 г.

 

Список литературы:
1. Айвазовский И. К. Девятый вал //Радуга». Бакшеев В. «Голубая весна». Боровиковский В.«Портрет.
2. Бородина С. Маринистика в изобразительном искусстве морских держав XVII века //Мир искусств: Вестник международного института антиквариата. – 2018. – №. 2 (22). – С. 56-61.
3. Жеребухина Е. С., Аблеева Ю. М. Золотой век голландской живописи. Малые голландцы. Пейзажи //Избранные доклады 68-й Университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых. – 2022. – С. 325-331.
4. Истомина С. М. Зарождение «морского пейзажа» //Евразийское Научное Объединение. – 2021. – №. 4-4. – С. 317-320.
5. Мачинский Д. А. Город феаков на острове Схерия (" Одиссея") и город Акротири на острове Каллиста-Фера-Санторини (Спиридон Маринатос) //Боспор и Северное Причерноморье в античную эпоху. – 2008. – С. 9-22