РОЛЬ УЧИЛИЩА ИМ. С.Г. СТРОГАНОВА В РАЗВИТИИ РУССКОГО СТИЛЯ В ИСКУССТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
Конференция: CCXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Искусствоведение
CCXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
РОЛЬ УЧИЛИЩА ИМ. С.Г. СТРОГАНОВА В РАЗВИТИИ РУССКОГО СТИЛЯ В ИСКУССТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
Аннотация. В статье предполагается обсуждение следующих вопросов:
-Роль училища Строганова в развитии русского стиля
-Искусство в Строгановском училище
-Роль педагогов в школе Строганова
-Рисовальная школа в отношении к искусствам и ремеслам
В чем роль училища Строганова в развитии русского стиля?
Строгановская школа- это стилевое направление русской архитектуры периода с конца 17 по начало 18 века. Основатель школы С.Г. Строганов, поставил цель- обучить молодых людей высокому искусству. Так и началась деятельность училища. Большая часть работ- графические проекты, композиции и керамика выдающихся выпускников. История строгановской школы-это прежде всего, история великих личностей, которые подарили русскому стилю всю шедевральность своих произведений. В дальнейшем, в русском искусстве стали появляться обще-стилистические мотивы на европейский манер.
Вводная часть
Отвечая на поставленную тему, можно начать с описания о том, как зарождалось искусство керамики, и все искусство в целом в Строгановском училище. Не говоря о полном раскрытие данной темы, мы раскрываем свой вопрос в широком представлении изделий керамики, в мастерской училища, которые удалось сохранить в музейных собраниях, и частных коллекциях. Тем самым, мы покажем строгановскую керамику как явление, не только пережившее в своём развитии яркие периоды и связанное с модными стилевыми веяниями времени, но и сформировавшее индивидуальный стиль, что ставит её в один ряд с керамикой других стран. Говоря о искусстве, хочется также сказать и о произведениях, созданных в Строгановке, нельзя не коснуться истории его керамической мастерской. В конце XIX века создаётся майоликовая, а в начале XX века — фарфоровая мастерские. Таким образом, строгановская керамика — явление творчества всех этих мастерских.
Основная часть
Художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова была основана в 1825 году графом Сергеем Григорьевичем Строгановым как школа подготовки художников декоративно-прикладного искусства и первоначально именовалась как «Рисовальная школа в отношении к искусствам и ремеслам». Обучение и питание учеников были бесплатными, в училище принимались дети разночинцев и крепостных, а критерием зачисления на учёбу было не привилегированное положение родителей, а одарённость поступающего, его способности к рисованию, художественному творчеству.
Школа была рассчитана на 360 человек. На начальном этапе существования в школе имелись три специализации: черчение, геометрия, рисование машин; рисование фигур и животных; рисование цветов и украшений.
Последний курс для учеников стал как бы данью декоративному методу, широко входившему тогда в практику рисования. Именно «стилизацию цветов» некоторое время преподавал в Строгановке М.А.Врубель, а «изучение стилей» на протяжении ряда лет вели многие видные художники-архитекторы того времени, среди которых — Ф.О.Шехтель, Л.Н.Кекушев, С.В.Ноаковский и др. Училище им. С.Г. Строганова — одно из старейших художественно-промышленных учреждений не только в России, но и в Европе. Как и Школа рисования оно возникло спустя десятилетие после Отечественной войны 1812 года, когда в образованном обществе стали задумываться о проблемах русской культуры и искать пути восстановления национального искусства и художественной промышленности.
Исторические данные говорят о том, что в первые годы существования Строгановки «керамическое искусство» не оказалась «сквозным» предметом в этом учебном заведении, её изучению уделялось много внимания. Но в то время в школе не было должного оборудования для практических занятий — отсутствовали мастерские, где ученики могли бы применить обретённые на классных занятиях навыки в живописи по фарфору, в лепке из глины. Потребуются ещё несколько десятков лет, пока Строгановское училище сможет показать России и миру свою неповторимую керамику.
Как говорилось ранее, Строгановское училище стало подлинным истокам русского стиля в декоративно-прикладном искусстве, активно зарождало тенденцию обращения мастеров к национальным истокам. Если изначально стояла задача приготовить профессиональных художников для производства, то с середины 19 века была поставлена другая цель — предъявить национальное своеобразие русских фабричных изделий и произведений профессиональных художников.
Заключение
Важную роль в развитии училища сыграла деятельность выдающихся педагогов, которые обучали одаренных детей не только искусству керамики, но и другим не маловажным дисциплинам. Говоря о важности искусства как предмета следует отметить не столько сложность и не легкий руд этого вида деятельности, но и скорее многоплановость понятия. В области применения творчества, искусство– это свойство художественного воспроизведения реального мира. Но каким будет это свойство, решает лишь сам творец.