Статья:

РОЛЬ УЧИЛИЩА ИМ. С.Г. СТРОГАНОВА В РАЗВИТИИ РУССКОГО СТИЛЯ В ИСКУССТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

Конференция: CCXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Фаисханова В. РОЛЬ УЧИЛИЩА ИМ. С.Г. СТРОГАНОВА В РАЗВИТИИ РУССКОГО СТИЛЯ В ИСКУССТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(212). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(212).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ УЧИЛИЩА ИМ. С.Г. СТРОГАНОВА В РАЗВИТИИ РУССКОГО СТИЛЯ В ИСКУССТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

Фаисханова Виктория
студент, Оренбургский Государственный Университет, РФ, г. Оренбург
Чепурова Ольга Борисовна
научный руководитель, канд. искусствоведения, доцент кафедры дизайна, Оренбургский Государственный Университет, РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. В статье предполагается обсуждение следующих вопросов:

-Роль училища Строганова в развитии русского стиля

-Искусство в Строгановском училище

-Роль педагогов в школе Строганова

-Рисовальная школа в отношении к искусствам и ремеслам

В чем роль училища Строганова в развитии русского стиля?

Строгановская школа- это стилевое направление русской архитектуры периода с конца 17 по начало 18 века. Основатель школы С.Г. Строганов, поставил цель- обучить молодых людей высокому искусству. Так и началась деятельность училища. Большая часть работ- графические проекты, композиции и керамика выдающихся выпускников. История строгановской школы-это прежде всего, история великих личностей, которые подарили русскому стилю всю шедевральность своих произведений. В дальнейшем, в русском искусстве стали появляться обще-стилистические мотивы на европейский манер.

 

Вводная часть

Отвечая на поставленную тему, можно начать с описания о том, как зарождалось искусство керамики, и все искусство в целом в Строгановском училище. Не говоря о полном раскрытие данной темы, мы раскрываем свой вопрос в широком представлении изделий керамики, в мастерской училища, которые удалось сохранить в музейных собраниях, и частных коллекциях. Тем самым, мы покажем строгановскую керамику как явление, не только пережившее в своём развитии яркие периоды и связанное с модными стилевыми веяниями времени, но и сформировавшее индивидуальный стиль, что ставит её в один ряд с керамикой других стран. Говоря о искусстве, хочется также сказать и о произведениях, созданных в Строгановке, нельзя не коснуться истории его керамической мастерской. В конце XIX века создаётся майоликовая, а в начале XX века — фарфоровая мастерские. Таким образом, строгановская керамика — явление творчества всех этих мастерских.

Основная часть

Художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова была основана в 1825 году графом Сергеем Григорьевичем Строгановым как школа подготовки художников декоративно-прикладного искусства и первоначально именовалась как «Рисовальная школа в отношении к искусствам и ремеслам». Обучение и питание учеников были бесплатными, в училище принимались дети разночинцев и крепостных, а критерием зачисления на учёбу было не привилегированное положение родителей, а одарённость поступающего, его способности к рисованию, художественному творчеству.

Школа была рассчитана на 360 человек. На начальном этапе существования в школе имелись три специализации: черчение, геометрия, рисование машин; рисование фигур и животных; рисование цветов и украшений.

Последний курс для учеников стал как бы данью декоративному методу, широко входившему тогда в практику рисования. Именно «стилизацию цветов» некоторое время преподавал в Строгановке М.А.Врубель, а «изучение стилей» на протяжении ряда лет вели многие видные художники-архитекторы того времени, среди которых — Ф.О.Шехтель, Л.Н.Кекушев, С.В.Ноаковский и др. Училище им. С.Г. Строганова — одно из старейших художественно-промышленных учреждений не только в России, но и в Европе. Как и Школа рисования оно возникло спустя десятилетие после Отечественной войны 1812 года, когда в образованном обществе стали задумываться о проблемах русской культуры и искать пути восстановления национального искусства и художественной промышленности.

Исторические данные говорят о том, что в первые годы существования Строгановки «керамическое искусство» не оказалась «сквозным» предметом в этом учебном заведении, её изучению уделялось много внимания. Но в то время в школе не было должного оборудования для практических занятий — отсутствовали мастерские, где ученики могли бы применить обретённые на классных занятиях навыки в живописи по фарфору, в лепке из глины. Потребуются ещё несколько десятков лет, пока Строгановское училище сможет показать России и миру свою неповторимую керамику.

 Как говорилось ранее, Строгановское училище стало подлинным истокам русского стиля в декоративно-прикладном искусстве, активно зарождало тенденцию обращения мастеров к национальным истокам. Если изначально стояла задача приготовить профессиональных художников для производства, то с середины 19 века была поставлена другая цель — предъявить национальное своеобразие русских фабричных изделий и произведений профессиональных художников.

Заключение

Важную роль в развитии училища сыграла деятельность выдающихся педагогов, которые обучали одаренных детей не только искусству керамики, но и другим не маловажным дисциплинам. Говоря о важности искусства как предмета следует отметить не столько сложность и не легкий руд этого вида деятельности, но и скорее многоплановость понятия. В области применения творчества, искусство– это свойство художественного воспроизведения реального мира. Но каким будет это свойство, решает лишь сам творец.

 

Список литературы:
1.Электронный ресурс http://publish.collectors.ru/izd/Dulkina_sm_for_web.pdf
2. Электронный ресурс https://wikipedia.tel/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5