Статья:

Проблемы музыкальной коммуникации в современной культуре

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Константинова А.Ю. Проблемы музыкальной коммуникации в современной культуре // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(44).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы музыкальной коммуникации в современной культуре

Константинова Анна Юрьевна
студент, Кемеровский государственный институт культуры, РФ, г. Кемерово
Мороз Татьяна Ивановна
научный руководитель, канд. филос. наук, доц., Кемеровский государственный институт культуры, РФ, г. Кемерово

 

Актуальность проблемы музыкальной коммуникации обусловлена изменениями, произошедшими в современных общественных отношениях. Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально-экономических, экологических и множества других проблем. Процессы преобразований, происходящие в культуре сегодняшнего дня, связаны с изменениями духовно-нравственных потребностей современного социального общества. Они нашли свой отклик в измененной художественной действительности, которая стала способом их трансляции, коммуникативного обмена.

Особенности современного культурного пространства, связанные с ними изменения, которые произошли во взаимодействиях композиторов, исполнителей и слушателей, выявили повышенный интерес к проблемам коммуникации. Коммуникация относится к основным потребностям человека, поскольку она является единственным в своем роде путем к пониманию, социальному сближению и взаимодействию. Первоначальное значение термина «коммуникация» (от лат. communication – путь сообщения) с течением времени несколько изменилось и в настоящее время переводится с романских языков (communication) как «сообщение, процесс передачи информации» [2].

Коммуникация – это «процесс обмена информацией, контактная линия связи» [1].

По мнению В.В. Соколовой, понятие «коммуникация» сегодня применяется в двух значениях:

1.  Путь сообщения, связь одного места с другим (например, транспортная коммуникация, подземные коммуникации);

2.  Общение, передача информации от человека (группы) к человеку (группе); специфическая форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи» [6].

Музыкальный текст, будучи озвученным, становится способом общественных коммуникационных процессов, а музыкальная коммуникация равным образом может быть моделью общественных взаимоотношений. Музыка как искусство, пребывающее во времени, имеет возможность выразить процессуальность внутреннего мира человека, проникнуть в мир его эмоций и переживаний, звуковая природа же содействует социальным взаимоотношениям людей между собой [4, с. 32].

Общество в условиях сегодняшних реалий преисполнено информационными потоками, образующими содержание и ориентирование как индивидуального, так и массового сознания. Неотделимым элементом, образующим его ценностно-ориентационные направленности, является измененная художественная действительность, в которой различные художественные произведения взаимодействуют со сферой ценностей людей, относящихся к разным субкультурам [1].

Искусство, сосредотачивая моральные ценности, представляется наиважнейшим способом их трансляции и коммуникативного обмена. Повышенное внимание к проблеме коммуникации определяется спецификой современного информационного, а также поликультурного пространства. Искусство как художественная модель бытия осуществляет важную коммуникативную функцию, являясь средством ценностного и эстетического взаимодействия человека с внутренним «я», с окружающими его людьми, со всем миром. Таким образом, неудивительно, что трудности коммуникации освещаются в различных ее контекстах, в том числе и широком спектре культурологических дисциплин [1].

Музыкальная коммуникация как форма общения представляется невероятно важным элементом системы музыкальной деятельности, где творчество, исполнительство и восприятие определяются как ведущие функциональные блоки музыкальной культуры. Смысловое значение произведения, которое стремится воспринять и оценить потребитель музыкального искусства, существует не само по себе как постоянная и неизменная данность художественного текста, реализованная в совокупности технических средств, и не как форма воплощения авторского замысла, поскольку художественный результат не тождествен идее, его породившей. Оно существует только в постижении и выражается через слушательскую интерпретацию, реализуемую в словесных образах. Музыкальные произведения являются результатом многовекового опыта человечества, они способствуют совершенствованию души и духа, создают условия для духовно-нравственного становления человека.

В. Н. Холопова подчеркивает, что именно в общении людей между собой и состоит важнейшее предназначение музыки, особенностью которого можно назвать «единение людей, сколь угодно великой численности, вокруг ярко позитивного идеала» [7]. Вместе с тем, речь идет об особом типе коммуникации, главным содержанием которого являются душевное сопереживание, а также эмоциональный контакт. Эта «соборность» музыки характерна как для ее древних пластов, так и современных форм бытования. Даже в ранних, фольклорных формах коммуникативная функция уже обеспечивала совместное музицирование, синхронное движение, совместное слушание. Именно так музыка способствовала сплочению коллектива, развивала его, устанавливала общественный порядок.

Музыкальную коммуникацию выделяют, в первую очередь, индивидуальные черты образов, их воплощений, т.е. художественная значимость содержания и формы [1]. Творчество композитора, своеобразие исполнителя определяют содержание произведения и его трактовку.

Степень одаренности и таланта автора предполагает выбор формы для воплощения содержания: внешней – реализующейся на уровне физико-акустического звучания в процессе создания музыкального произведения, внутренней – проясняющейся на уровне коммуникативно-интонационного звучания в процессе исполнения. Особенностью музыки как самого эмоционального из искусств является индивидуальность и убедительность ощущений в процессе восприятия объективного содержания произведения. Во многом это обусловлено сложностью взаимодействия в музыкальном произведении средств выразительности и коммуникативных приемов, что актуализирует проблему управления процессом художественного общения, интерпретации синтеза двух уровней произведения: интонационно-смыслового (содержание) и знаково-символического (форма) [3].

Процессом современного потребления музыки движет индивидуальный отбор и комбинирование различных текстов, в котором нет границы между «высоким» и «низким» искусством. Участники коммуникации (слушательская аудитория) дифференцируются в соответствии с рядом показателей: уровнем развития, возрастными и гендерными признаками, музыкальными вкусами, выбором канала коммуникации и др. Как показывает время, современный слушатель отдает предпочтение произведениям массовой культуры, так как низкий рейтинг классической музыки не позволяет ей исполнять роль эффективного участника музыкальной коммуникации. Но музыка не только дифференцирует, но и объединяет людей, реализуя коммуникативную функцию, приобретает значимые социальные функции.

Коммуникативная ценность музыки выступает в его значимости как способа самопознания, раскрытия внутреннего потенциала личности. В этом смысле важны мысли и переживания, вызванные произведением искусства.

Важным критерием современной музыкальной коммуникации является тот факт, что производство, распределение и потребление музыкальных продуктов выходит за пределы национальных и государственных границ, а процессы глобализации делают произведения музыкального искусства всепроникающими. Культура может уступить нарастающему давлению глобализации, которая насаждает усредненную интернациональную культуру, основанную на потребительских ценностях. При условии придания современному музыкальному процессу необходимой ценностной ориентации можно рассчитывать не только на значительное улучшение общей эстетико-художественной ситуации, но и предположить, что современное музыкальное искусство сможет стать одним из самобытных и интересных явлений современной культуре.

Таким образом, трансформация современной культуры, приведшая к формированию и распространению особого типа умонастроения и мироощущения, падению нравственных идеалов, привела к иному осмыслению функций музыки, в определенном культурном контексте. Осознание функций музыки является важным условием постижения ее конечного предназначения, осмысления ее роли в жизни общества и отдельного человека.

Осуществление духовного взаимодействия в социокультурном пространстве ХХI века относится к числу наиболее острых проблем, от решения которых зависит социальное самочувствие общества, его социальное здоровье, преодоление тенденций деструктивности и агрессии, ориентация на созидание. В качестве инструмента, способствующего достижению духовного взаимодействия, выступает музыка, обладающая значительными возможностями для создания каналов духовной коммуникации.

В зависимости от того, каким общественным силам служит музыкальное искусство, какие художественные тенденции развивает, оно может служить мощным средством очеловечивания человека или, напротив, средством, подавляющим в нем человеческое начало.

 

Список литературы:
1. Бычков Ю.Н. Музыкальная культурология: курс лекций для студентов музыкальных вузов / Ю.Н. Бычков. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2000. – 128 с.
2. Герасименко С.Л. Совершенствование коммуникативной культуры в условиях современного вуза / С.Л. Герасименко. – СПб.: Питер, 2008. – 378 с.
3. Каган М.С. Социальные функции искусства / М.С. Каган. – Л.: Знание, 1978. – 34 с. 
4. Николаева Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: монография / Е.В. Николаева. – М.: Ритм, 2009. – 408 с.
5. Новиков, И.А. Коммуникативные характеристики функционирования музыки в российском социокультурном контексте: дисс. … канд. соц. наук: 22.00.06 / И.А. Новиков – [Электронный ресурс] – Ростов н/Д., 2009. – 133 с. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/kommunikativnye-kharakteristikifunktsionirovaniya-muzyki-v-rossiiskom-sotsiokulturnom-konte. (Дата обращения: 15.04.2017).
6. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения / В. Соколова. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
7. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие / В.Н. Холопова. – СПб: Лань, 2000. – 320 с.