Статья:

РОЛЬ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ

Конференция: LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Лямцев А.В. РОЛЬ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(69). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(69).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ

Лямцев Александр Васильевич
студент, кафедра декоративной-прикладного искусства, Институт Искусств, ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

Чем являются мультфильмы для ребёнка? Может показаться, что мультфильмы - это не более чем развлечение, однако на самом деле, мультипликация имеет куда большее значение в психическом развитии ребёнка. Многие психологи убеждены, что роль мультфильмов в воспитании ребёнка огромна, так как герои этих произведений могут быть не менее авторитетными для ребёнка, чем родители, а, следовательно, быть примерами для подражания.  С помощью визуального ряда образов, наполненных яркими, насыщенными фонами, разносторонними персонажами, приключениями этих персонажей, можно научить детей как хорошим качествам, так и наоборот. Всё зависит от того, насколько грамотно родители подходят к выбору того, что ребёнок может смотреть, исходя из его возрастных особенностей.

Мультфильмы открывают детям новые модели окружающего мира через упрощение действительности, придавая яркости, образности и зрелищности происходящему в этом мультике. Критерий «полезности» или же «вредности» мультфильмов заключается в наличии или отсутствии деструктивных и агрессивных моделей поведения [2].

Демонстрируя ребенку разные способы взаимодействия персонажей с окружающим миром, мультфильм формирует в нём моральные ценности, показывает границу между добром и злом, а также преподносит знания об эталонах хорошего и плохого поведения. Сравнивая себя с героями любимого мультика, подражая им, ребёнок может научиться уверенности, доброте, терпению, любви, силе справляться с трудностями, а также уважению к другим [1].

Мультфильмы воздействуют на чувства ребёнка. Видя, как герои поступают в той или иной ситуации, ребёнок неосознанно идентифицирует себя с ними, стараясь подражать им. Ребёнок начинает использовать образы этих героев, как и в своих играх, так и в обычной повседневности, применяя в жизни те модели поведения, которые он наблюдал у персонажей мультфильма. Вместе с этими персонажами, ребёнок может научиться сопереживать людям и животным, проявлять доброту и добродетельность, благородство, верность, предприимчивость и справедливость. Мультипликация через простую, однако завораживающую своими визуальными красками форму, обучает ребёнка понятиями и чувствами нравственности. Смотря мультфильмы, ребёнок познаёт окружающий мир, и от их качества зависит чему он сможет научиться. Правильно подобранные мультфильмы позволят воспитать полноценную психически здоровую личность [2].

Однако, к сожалению, не все мультфильмы позитивно влияют на развитие личности детей. Некоторые мультики способны оказать противоположный эффект, прививая детям по большей части отрицательные качества. Так, например, во многих современных мультиках пропагандируется жестокость и агрессия. Главные герои стремятся нанести вред окружающим, что мультфильм может раскрывать в детальных подробностях, многократно повторяя и даже «смакуя» эти моменты. Показывая и оправдывая сцены насилия, мультфильм вряд ли сможет научить ребёнка чему-то хорошему. Напротив, такие сцены увеличивают агрессивность детей, прививая им не самые лучшие черты характера. Наряду с этим, данные персонажи могут быть в самых разных опасных ситуациях, которые воспринимаются ребёнком как нечто весёлое и забавное. Стремясь повторить подобные ситуации, ребёнок может снизить свой порог чувствительности к опасности, что может обернуться потенциальными травмами [1].

Мультфильмы должны отражать соответствующие детскому возрасту темы и проблемы, показывая не бессмысленную череду ярких событий, а способствующие формированию правильной картины мира и характера детей.

Чтобы просмотр мультфильмов нёс только позитивное воздействие на детское развитие, родителям важно не относиться к этому, как к обычному способу занять чем-то ребёнка. Предварительно родители должны сами посмотреть мультик, проанализировав какие идеи и ценности преподносятся в нём. Если мультфильм не содержит в себе сцены насилия, жестокости или любого другого девиантного поведения, можно смело включать его ребёнку. Ещё более лучшим решением, будет совместный просмотр мультфильма. В процессе просмотра важно обсуждать с ребёнком происходящие в мультике действия, ситуации, поступки героев и их последствия, чувства персонажей, а также спрашивать ребёнка, как он бы поступил в той или иной ситуации.  Важно быть с ребёнком и не отдавать инициативу в воспитании телевизору, планшету или компьютеру [2].

Хорошие и добрые мультфильмы – это отличный способ воспитания, показывающий различные модели поведения в различных обстоятельствах, однако они не должны заменить живое общение ребёнка с родителями. Если грамотно подойти к выбору мультфильма, а также смотреть его вместе с ребёнком, объясняя те или иные моменты, это послужит развитию в ребёнке высоких нравственных качеств, обогащению его внутреннего мира и расширению его кругозора.

 

Список литературы:
1. Воронина, О. А. Влияние современных мультфильмов на психику ребенка / О. А. Воронина, Н. И. Медведева. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: www.rae.ru/forum 2012/271/1559 (дата обращения 29.10.2023).
2. Козачёк, О. В. Мультфильмы: их влияние на психику ребенка / О. В. Козачёк // Здоровье и экология. – 2007. – № 4. – С. 64–73.