Статья:

Самоактуализация Сальвадора Дали

Конференция: XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Хайруллина И.Р. Самоактуализация Сальвадора Дали // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(45).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Самоактуализация Сальвадора Дали

Хайруллина Ирина Руслановна
студент, ГОБПОУ Липецкий техникум сервиса и дизайна, РФ, г. Липецк
Кортунова Валентина Александровна
научный руководитель, преподаватель спец. Дисциплин, ГОБПОУ Липецкий техникум сервиса и дизайна, РФ, г. Липецк

 

Потребность в самовыражении, или самоактуализации, крайне важна как для социума в целом, так и для личности в частности. Стремление активно проявлять себя посредством искусства, военного дела, спорта или ремесла было свойственно людям на протяжении всей истории человечества, однако, эта тенденция к началу ХХ века, пожалуй, достигла своего апогея.

Одним из ярчайших примеров личностей, стремящихся к максимальному самовыражению, является гениальный испанский художник и мастер эпатажа Сальвадор Дали (1904–1989), известный попытками стереть границы общественных норм, традиций, мироощущения и даже реальности. Дали был широко известен своей экстравагантностью, яркостью и необычайным поведением, поэтому по праву занимает особое место в культуре и искусстве, заставляя по сей день восхищаться и негодовать миллионы людей своим нравом, творчеством и образом жизни.

Более полувека назад научный интерес к самоактуализации как процессу, суть которого состоит «в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека[1]», проявил известный американский психолог и один из основателей гуманистической психологии Абрахам Маслоу.

Посредством своей диаграммы «Пирамида Маслоу»[2], отражающей иерархию человеческих потребностей, он пришёл к выводу, что потребность в самоактуализации, самовыражении является вершиной этой «пирамиды», высшей ступенью всего необходимого для человека после физиологических потребностей, а также стремления к безопасности, любви и уважению.

Согласно исследованиям А. Маслоу[3], личность самоактуализирующегося человека состоит из многих характеристик, в числе которых креативность, свежесть восприятия, автономность, мистичность и опыт высших состояний, спонтанность, сопротивление приобщению к культурным нормам – черты, ярко выраженные в проявлениях Сальвадора Дали. Однако некоторые типичные характеристики ему менее свойственны, среди них – центрированность на задаче в отличие от центрированности на себе, простота и естественность, невраждебное чувство юмора.

Самоактуализация Сальвадора Дали не была константной, а постепенно набирала обороты, достигая экстравагантности одновременно в нескольких направлениях, которые мы рассмотрим ниже.

·     Уникальная творческая реализация

В истории мирового изобразительного искусства Дали не сразу проявился как «суть сюрреализма[4]». Нам доступны ранние картины художника, которые более близки к академическим стандартам[5]. К сюрреализму Дали идёт через неокубизм и пресюрреализму, работая в данных направлениях с 1926 по 1929 год. Уже в это время после углубления в реди-мэйд[6] и метафизическую живопись, их смешение и наложение, проявляются узнаваемые черты сюрреалистического гения[7]. С 1936 года Дали после посещения Италии вновь увлекается академической живописью, разумеется, под призмой своего «Параноидально-критического метода[8]». По возвращении в Европу он продолжает писать картины, но уже в духе «ядерного мистицизма[9]», а также снимать кино[10] в стиле арт-хаус и участвовать в рекламе шоколада.

Стоит отдельно отметить, что Дали также успел реализоваться в качестве скульптора – создал серию из 44 бронзовых статуй для дома в Порт Лигат. На литературном поприще многогранный гений стал автором девяти книг[11], трёх сценариев, а также либретто «Вакханалия» на музыку Р. Вагнера.

Особое внимание художник уделял смежному направлению – дизайну. Ведь именно Сальвадор Дали является автором «внешнего вида» всемирно известного леденца «Чупа Чупс». Сотрудничество Дали с Эльзой Скиапарелли[12] и Жаком Кокто[13] подарили миру шокирующую и скандальную сюрреалистическую одежду и аксессуары. Например, Сальвадор Дали помог Эльзе в создании оригинального платья, нарисовав «исчезающие слёзы», которые можно было рассмотреть только под определенным углом и с определенного расстояния. Среди аксессуаров можно отметить не только их необычные формы, но и материалы, из которых они были выполнены: это могли быть канцтовары, таблетки, перья и даже леденцы. Кроме того, Дали создавал эскизы мебели для своего дома, сада, а также клубов и баров[14]. Также художник принимал активное участие в разработке всевозможных мелочей, начиная смесителями и заканчивая дверными ручками.

В направлениях визуального творчества Дали не оставил в стороне и фотографию. В личном архиве сюрреалиста хранилось около 8 тысяч снимков и негативов, каждый из которых был ценен для Дали как мотивация вдохновения на предстоящую работу над очередным шедевром.

В конце жизни Сальвадор оказался не чужд и парфюмерии. Каждый созданный им флакон был уникальным даже по своей форме. Начало было положено сюжетом картины «Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа» (1981), который был взят за основу создания дизайна духов. Аромат напоминал любимые гаммы Дали: жасмин и роза. Наибольшую популярность и ажиотаж приобрёл парфюм «Rubylips», флакон которого был выполнен в форме губ, созданных из рубина и жемчуга.

·     Вызывающий внешний вид

Разумеется, Сальвадор Дали в своё время был известен даже не столько своими работами, сколько эпатажному и вызывающему поведению. В годы становления и процветания каждый его выход в свет, каждое мероприятие, на котором появлялся молодой гений, имели отклик. И неважно какой – положительный или отрицательный, целью художника была любая реакция, ведь его провокационное поведение можно считать саморекламой и успешно работающим маркетинговым ходом. Сам художник к этому вопросу относился весьма философски: «Клоун на самом деле не я, а наше странно циничное и бесчувственное общество, так наивно играющее в серьёзность»[15].

Дали незабываем и своими нарядами: он предпочитал яркие и обращающие на себя внимание образы. Однажды художник надел на одну из выставок скафандр, который произвёл невероятный фурор. Отличался мэтр еще и своими аксессуарами. На одном из светских приемов в его честь Дали поразил собравшихся шляпой, украшенной не первой свежести селёдкой.

Не стоит забывать и о «визитной карточке» Сальвадора Дали – его длинных и закручивающихся вверх усах[16]. Своей страсти он даже посвятил скандальную книгу «Усы Дали: Фотоинтервью» (1954), созданную в соавсторстве со своим другом Ф. Халсманом[17]. В выборе своих питомцев Дали также был оригинален. Он, пожалуй, стал первым, кто в качестве домашнего животного завел себе муравьеда[18]. По парижским улицам сюрреалист выгуливал своего питомца на золотом поводке, а также периодически появлялся с ним на приемах. Кроме того, у менеджера Сальвадора был оцелот по кличке Бабу, который сопровождал художника на светских мероприятиях.

·     Нетипичная личная жизнь

Разумеется, что у человека, столь сильно желающего отличаться от других, и личная жизнь будет складываться несколько иначе, чем принято. Всё началось с семьи: мать не чаяла в Сальвадоре души, считая его реинкарнацией погибшего старшего брата[19], отец в газах ребенка был властным, сильным и вспыльчивым. Для привлечения всеобщего внимания Сальвадор нередко раскидывал свои вещи и даже экскременты в неожиданных местах дома. Таким образом, по мнению Я. Гибсона, Дали с подросткового возраста страдал уже «полным набором сексуальных комплексов»[20].

Вскоре у Дали появился молодой друг, отношения с которым также сложно назвать традиционными. У двух талантливых людей – Федерико Гарсиа Лорка[21] и Сальвадора Дали – было много общего, и, казалось, они были больше, чем друзья[22]. Однако средоточием всей личной жизни Дали и его музой вскоре стала Елена Дьяконова, или Гала[23], игравшая «роль» возлюбленной, руководителя, матери, сестры и друга художника. Молодой художник её, по сути, увёл из семьи от поэта Поля Элюара[24] в 1929 году. Также их союз послужил причиной разрыва отношений Сальвадора между его отцом и сестрой, в глазах которых Дьяконова была наркоманкой, снабжавшей деньгами Дали. Для него самого Елена становится всем: возлюбленной, руководителем, матерью, сестрой и другом. Благодаря ей Дали достиг колоссального успеха, который рос вместе с очень вульгарным поведением его музы. Несмотря на то, что Гала оставалась музой до последних дней жизни Дали, она всегда параллельно вела насыщенную личную жизнь, о чём знало всё их окружение.

Таким образом, Дали предстаёт перед нами человеком, гиперактивно стремящемся к самовыражению с самого детства. Благодаря этому (или виной тому) очевидно послужило и воспитание, и окружение юного гения, а также сам его незаурядный и экспрессивный нрав, нашедший свое отражение практически во всех сферах жизни – начиная от творческой реализации, заканчивая нюансами личной жизни. Выделение и общее рассмотрение аспектов самоактуализации в жизни и творчестве одного из самых эпатажных деятелей искусства ХХ века Сальвадора Дали даёт нам более полное представление о гранях личности гениального художника, его мотивации и особенностях таланта, а также позволяет по-новому отнестись к работам художника.

 

Список литературы:
1. Гибсон Я., Безумная жизнь Сальвадора Дали, – М., Арт-родник, – 768 с.
2. Дали С. Дневник одного гения, – М., Эксмо, 2008, – 464 с.
3. Маслоу А. Мотивация и личность, – СПб, Питер, 2011, – 352 с.

 


[1] Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000, — С.602.

[2] Впервые идея потребностей человека была изложена А. Маслоу (1908-1970) в книге «Теория человеческой мотивации» (1943), однако, полностью раскрывается автором в поздней книге «Мотивация и личность» (1954).

[3] Метод исследования и характеристики описаны в книге «Мотивация и личность» (1954)

[4] Здесь нами приведена отсылка к знаменитейшему изречению Дали: «Сюрреализм – это я!»

[5] Например, картины «Кадакес, увиденный со спины» (1921), «Порт-Альгер» (1924), «Портрет моего отца» (1920-1921), «Цыган из Фигераса» (1923), «Рыба» (1922), «Растение» (1924) и многие другие.

[6] Ready-made (англ.) – техника в искусстве, при которой автор представляет в качестве своего произведения некоторый объект или текст, созданный не им самим.

[7] В это время были написаны такие известные полотна, как «Тлеющий осел» (1928), «Портрет Поля Элюара» (1928), «Загадка желания: "Мою мать..." (1929).

[8] Дали увлекался идеями психоанализа, однако использовал их по своему усмотрению. В результате и появился параноидально-критический метод С. Дали, благодаря которому чистый образ помещается в среду бессознательного импульсного хаоса. Тут непременно нужно вспомнить различные модификации женских фигур с ящиками, например, в работе «Город ящиков» (1936).

[9] Ядерный мистицизм – период в творчестве Дали с 1949 по 1962 год, прошедший под влиянием мистики и впечатлением от взрыва ядерной бомбы в Хиросиме.

[10] Дали является автором и режиссёром фильмов «Андалузский пёс» (1929), «Золотой век» (1930), а также мультипликационного фильма «Destino», увидевшего свет лишь в 2000 году.

[11] Среди них – «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим» (1942), роман романа «Скрытые лица» (1944), "50 магических секретов мастерства" (1948), "Дневник одного гения" (1963).

[12] Эльза Скиапарелли (1890—1973) — парижский модельер и дизайнер итальянского происхождения, основавшая свой Дом моды.

[13] Жан Кокто (1889—1963) — знаменитый французский писатель, поэт, драматург, художник и кинорежиссёр ХХ века.

[14] Например, кресло и столик «Leda», знаменитый «Диван-губы».

[15] Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим, — М., Сварог, 1999, — С.55.

[16] Своей страсти – усам – Дали даже посвятил скандальную книгу «Усы Дали: Фотоинтервью» (1954), созданную в соавсторстве со своим другом Ф. Халсманом

[17] Филипп Халсман (1906 —1979) — выдающийся фотограф середины XX века, родоначальник сюрреализма в фотографии.

[18] По парижским улицам сюрреалист выгуливал своего питомца на золотом поводке, а также периодически появлялся с ним на приемах. 

[19] По книге: Гибсон Я., Безумная жизнь Сальвадора Дали, — М., Арт-родник, — 768 с.

[20] По книге: Гибсон Я., Безумная жизнь Сальвадора Дали, — М., Арт-родник, — 768 с.

[21] Федерико Гарсиа Лорка (1898 —1936) — испанский поэт и драматург, музыкант и художник-график, один из самых ярких и значительных деятелей испанской культуры XX века; известен также своей нетрадиционной сексуальной ориентацией.

[22] По книге: Гибсон Я., Безумная жизнь Сальвадора Дали, — М., Арт-родник, — 768 с.

[23] Гала, настоящее имя Елена Ивановна (Димитриевна) Дьяконова (1894—1982) — жена Поля Элюара, любовница Макса Эрнста, позднее жена, муза, «живая икона» и вдохновение Сальвадора Дали.

[24] Поль Элюар (1895—1952) — известный французский поэт, выпустивший более сотни поэтических сборников, лауреат Международной премии мира (1952).