Батик как вид декоративно-прикладного искусства
Секция: Искусствоведение
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Батик как вид декоративно-прикладного искусства
На протяжении развития человечества актуальным являлось создание эстетически ценных предметов, в которых отражаются материальные и духовные потребности. Так, произведения декоративно-прикладного искусства, обладающие особенной непосредственностью и художественной цельностью, формируют предметно-пространственную среду, эстетически ее обогащая. Находясь с человеком ежедневно, декоративные произведения несут в себе глубокое содержание и являются неисчерпаемым источником эстетических переживаний, эмоций.
К наиболее ярким особенностям произведений декоративно-прикладного искусства следует отнести то, что в них «…особенности натуры воспроизводятся в условно-перевоплощенном виде, что дает возможность целостно и обобщенно получать информацию об отдельных свойствах и качествах художественного произведения в виде различных ощущений; прослеживается единство эстетического и утилитарного начал. Декоративное произведение обладает рядом таких устойчивых и неизменных особенностей, как форма предмета, цветовое и орнаментальное решение» [1].
Важным признаком произведений декоративно-прикладного искусства является декоративность. Это качественная особенность произведения, определяемая его композиционно-пластическим строем, форма выражения красоты [5]. В структурном отношении декоративность выступает в двух качествах: как внутренняя декоративность, органически присущая конструкции, композиции, форме произведения; и внешняя, как дополнительное украшение [3]. Данная особенность формирует такие свойства декоративно-прикладного искусства, как условность, непосредственность, праздничность, наивность.
При создании декоративного произведения могут использоваться разные материалы: дерево разных пород, металл, глина, кость, шерсть и т.д. Максимально используя полезные качества материала, мастера декоративно-прикладного искусства выявляют его художественную специфику и красоту. В зависимости от материала, из которого создано произведение, декоративно-прикладное искусство подразделяется на такие виды как металл, керамика, текстиль, дерево и т. д.
К наиболее распространенным видам обработки материала в декоративном искусстве можно отнести резьбу по дереву и кости, роспись по дереву, металлу и папье-маше, лепку из глины, чеканку, гравировку и литье металла, узорное тканье, набивку тканей, кружевоплетение и вышивание. В зависимости от технологии обработки материала можно выделить такие виды декоративно-прикладного искусства как керамика, художественная резьба, набойка, художественная вышивка и т.д. По функциональному назначению предметов декоративно-прикладное искусство классифицируется на виды: одежда, мебель, посуда, бытовая утварь, игрушки [4].
Одним из интересных видов декоративно-прикладного искусства является художественная роспись по ткани. Несмотря на развитие высоких технологий и машинного труда, ручная роспись по ткани не утратила своей популярности и находит широкое применение в оформлении интерьера и элементов одежды.
Роспись по ткани возникла в Индонезии примерно две тысячи лет назад. На Яве роспись ткани называют «анбатик», то есть рисование горячим воском. Рисунок наносился расплавленным воском на хлопчатобумажную ткань при помощи чантинга (медный сосуд с тонким носиком и деревянной или бамбуковой ручкой). Затем ткань опускали в чан с растительными красителями (преимущественно коричневого и цвета индиго), после чего остатки воска удалялись, а рисунок под ним оставался не прокрашенным.
В Китае существовало три вида окрашивания: узелковый, восковой и блоковый. Самая древняя – техника «лацзе» (нанесение узоров воском). В Индии ткань окрашивали в технике «бандхана» и «лахерея» – техники скручивания ткани. В Японии роспись по ткани называлась «рокэти». В результате сочетания предыдущего опыта мастеров с национальными традициями получились непревзойденные изделия с традиционными сюжетами. Для становления батика в Японии наиболее значимым стал XIII век.
Батик пользовался большой популярностью и в Европе, но уже в XIX веке. Английская ситцевая набойка чуть было не вытеснила батик с рынка. Хотя было время, когда о нем забыли на долгие годы. Немецким мастерам Европа обязана сохранением традиций технологии росписи.
В России батик появился только в начале XX века. Более того, резервирующий состав, упростивший роспись и получивший название холодного батика был изобретен именно в России. Развитие батика было довольно трудным, тем не менее, в 70-х гг. новое поколение художников-текстильщиков вывело батик на путь стремительного развития. Появились новые техники, направления, яркие имена мастеров русского батика такие, как Т. Шихирева, С. Давыдов, В. Кравченко, Ю. Булычев и т.д. На сегодняшний день батик укрепил свои позиции, став полноправным видом декоративно-прикладного искусства [2].
В росписи по ткани существуют разные способы нанесения изображения, к которым относятся горячий, холодный и узелковый. Такие приемы как свободная роспись, трафаретная, «Драпри», батик с солевым эффектом и т.д., считаются дополнительными к основным техникам, способствуя обогащению изображения.
Холодный и горячий батик предполагают использование резервирующих составов, которые не позволяют краске растекаться по полотну. В горячем батике используется расплавленный воск для нанесения контура. Особенностью росписи в технике «холодный батик» является то, что она подходит и для создания панно, и для росписи одежды, аксессуаров, элементов интерьера. Отличие этого метода от горячего заключается в том, что вместо расплавленного воска используют резервирующий состав, водорастворимый, или на основе резинового клея, парафина и очищенного бензина.
Интересной является техника свободной росписи, которая очень похожа на акварельную живопись «по-сырому». Краски свободно растекаются по ткани, не ограниченной резервами. Поэтому работы в этой технике смотрятся очень легкими, воздушными.
Расписанная ткань в технике «драпри» выглядит хаотично окрашенной с расплывчатыми пятнами, образованными в результате определенной техники складывания, что позволяет окрашивать большие поверхности. В данной технике расписывают платки, шарфы, шторы и т.д. [2].
Обобщая вышеизложенное, следует заметить, что изучение искусства батика, различных технологических приемов росписи по ткани способствует расширению кругозора художника-педагога. Разнообразные приемы и способы росписи по ткани могут служить импульсом для создания творческих композиций.
Понимание сущности декоративно-прикладного искусства и особенностей его видов обеспечивает успешное постижение содержания и пластически-выразительных особенностей декоративных произведений, принципов передачи эмоционально-смыслового содержания, овладение практическими методами творческой работы.