Статья:

Батик как вид декоративно-прикладного искусства

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Абдулина Э.Н. Батик как вид декоративно-прикладного искусства // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 200 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Батик как вид декоративно-прикладного искусства

Абдулина Эльза Наилевна
студент, Тобольский педагогический институт имени Д. И. Менделеева (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», РФ, г. Тобольск
Давалева Дина Акрамовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», РФ, г. Тобольск

 

На протяжении развития человечества актуальным являлось создание эстетически ценных предметов, в которых отражаются материальные и духовные потребности. Так, произведения декоративно-прикладного искусства, обладающие особенной непосредственностью и художественной цельностью, формируют предметно-пространственную среду, эстетически ее обогащая. Находясь с человеком ежедневно, декоративные произведения несут в себе глубокое содержание и являются неисчерпаемым источником эстетических переживаний, эмоций.

К наиболее ярким особенностям произведений декоративно-прикладного искусства следует отнести то, что в них «…особенности натуры воспроизводятся в условно-перевоплощенном виде, что дает возможность целостно и обобщенно получать информацию об отдельных свойствах и качествах художественного произведения в виде различных ощущений; прослеживается единство эстетического и утилитарного начал. Декоративное произведение обладает рядом таких устойчивых и неизменных особенностей, как форма предмета, цветовое и орнаментальное решение» [1].

Важным признаком произведений декоративно-прикладного искусства является декоративность. Это качественная особенность произведения, определяемая его композиционно-пластическим строем, форма выражения красоты [5]. В структурном отношении декоративность выступает в двух качествах: как внутренняя декоративность, органически присущая конструкции, композиции, форме произведения; и внешняя, как дополнительное украшение [3]. Данная особенность формирует такие свойства декоративно-прикладного искусства, как условность, непосредственность, праздничность, наивность.

При создании декоративного произведения могут использоваться разные материалы: дерево разных пород, металл, глина, кость, шерсть и т.д. Максимально используя полезные качества материала, мастера декоративно-прикладного искусства выявляют его художественную специфику и красоту. В зависимости от материала, из которого создано произведение, декоративно-прикладное искусство подразделяется на такие виды как металл, керамика, текстиль, дерево и т. д.

К наиболее распространенным видам обработки материала в декоративном искусстве можно отнести резьбу по дереву и кости, роспись по дереву, металлу и папье-маше, лепку из глины, чеканку, гравировку и литье металла, узорное тканье, набивку тканей, кружевоплетение и вышивание. В зависимости от технологии обработки материала можно выделить такие виды декоративно-прикладного искусства как керамика, художественная резьба, набойка, художественная вышивка и т.д. По функциональному назначению предметов декоративно-прикладное искусство классифицируется на виды: одежда, мебель, посуда, бытовая утварь, игрушки [4].

Одним из интересных видов декоративно-прикладного искусства является художественная роспись по ткани. Несмотря на развитие высоких технологий и машинного труда, ручная роспись по ткани не утратила своей популярности и находит широкое применение в оформлении интерьера и элементов одежды.

Роспись по ткани возникла в Индонезии примерно две тысячи лет назад. На Яве роспись ткани называют «анбатик», то есть рисование горячим воском. Рисунок наносился расплавленным воском на хлопчатобумажную ткань при помощи чантинга (медный сосуд с тонким носиком и деревянной или бамбуковой ручкой). Затем ткань опускали в чан с растительными красителями (преимущественно коричневого и цвета индиго), после чего остатки воска удалялись, а рисунок под ним оставался не прокрашенным.

В Китае существовало три вида окрашивания: узелковый, восковой и блоковый. Самая древняя – техника «лацзе» (нанесение узоров воском). В Индии ткань окрашивали в технике «бандхана» и «лахерея» – техники скручивания ткани. В Японии роспись по ткани называлась «рокэти». В результате сочетания предыдущего опыта мастеров с национальными традициями получились непревзойденные изделия с традиционными сюжетами. Для становления батика в Японии наиболее значимым стал XIII век.

Батик пользовался большой популярностью и в Европе, но уже в XIX веке. Английская ситцевая набойка чуть было не вытеснила батик с рынка. Хотя было время, когда о нем забыли на долгие годы. Немецким мастерам Европа обязана сохранением традиций технологии росписи.

В России батик появился только в начале XX века. Более того, резервирующий состав, упростивший роспись и получивший название холодного батика был изобретен именно в России. Развитие батика было довольно трудным, тем не менее, в 70-х гг. новое поколение художников-текстильщиков вывело батик на путь стремительного развития. Появились новые техники, направления, яркие имена мастеров русского батика такие, как Т. Шихирева, С. Давыдов, В. Кравченко, Ю. Булычев и т.д. На сегодняшний день батик укрепил свои позиции, став полноправным видом декоративно-прикладного искусства [2].

В росписи по ткани существуют разные способы нанесения изображения, к которым относятся горячий, холодный и узелковый. Такие приемы как свободная роспись, трафаретная, «Драпри», батик с солевым эффектом и т.д., считаются дополнительными к основным техникам, способствуя обогащению изображения.

Холодный и горячий батик предполагают использование резервирующих составов, которые не позволяют краске растекаться по полотну. В горячем батике используется расплавленный воск для нанесения контура. Особенностью росписи в технике «холодный батик» является то, что она подходит и для создания панно, и для росписи одежды, аксессуаров, элементов интерьера. Отличие этого метода от горячего заключается в том, что вместо расплавленного воска используют резервирующий состав, водорастворимый, или на основе резинового клея, парафина и очищенного бензина.

Интересной является техника свободной росписи, которая очень похожа на акварельную живопись «по-сырому». Краски свободно растекаются по ткани, не ограниченной резервами. Поэтому работы в этой технике смотрятся очень легкими, воздушными.

Расписанная ткань в технике «драпри» выглядит хаотично окрашенной с расплывчатыми пятнами, образованными в результате определенной техники складывания, что позволяет окрашивать большие поверхности. В данной технике расписывают платки, шарфы, шторы и т.д. [2].

Обобщая вышеизложенное, следует заметить, что изучение искусства батика, различных технологических приемов росписи по ткани способствует расширению кругозора художника-педагога. Разнообразные приемы и способы росписи по ткани могут служить импульсом для создания творческих композиций.

Понимание сущности декоративно-прикладного искусства и особенностей его видов обеспечивает успешное постижение содержания и пластически-выразительных особенностей декоративных произведений, принципов передачи эмоционально-смыслового содержания, овладение практическими методами творческой работы.

 

Список литературы:
1. Давалева Д.А. Психолого-педагогические условия развития художественного вкуса подростков на занятиях декоративно-прикладного искусства [Текст] / Д.А. Давалева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 12 (68): в 2-х ч. Ч. I. – С. 191.
2. Давыдов, С. Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия [Текст] / С. Г. Давыдов. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. 2006 – 184 с. 
3. Лыкова Е. С. Методика развития декоративности в изобразительной деятельности младших школьников [Текст] / Е. С. Лыкова // Проблемы художественного образования. – Омск: Изд-во ОмГУ, 1997. – С. 40–46.
4. Максяшин А. С. Декоративно-прикладное и народное искусство: их сущность и содержание [Текст]: учебное пособие / А. С. Максяшин. Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2012. – 44 с.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – 22-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1990. – 921 с.