Статья:

Современные тенденции проектирования выставочных центров

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Вещугина К.В., Молькова Е.Ю. Современные тенденции проектирования выставочных центров // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 5 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные тенденции проектирования выставочных центров

Вещугина Кристина Владимировна
магистрант, НГПУ им. Козьмы Минина, РФ, г. Нижний Новгород
Молькова Елизавета Юрьевна
магистрант, НГПУ им. Козьмы Минина, РФ, г. Нижний Новгород

 

В наши дни  наиболее активно развиваются такие коммерческие сооружения как многофункциональные выставочные комплексы. Это один из постоянно действующих, а также постоянно изменяющихся и совершенствующихся видов выставочной деятельности. Выставочными комплексами заинтересованы многие исследователи дизайна, так как они вбирают в себя разнообразные компоненты и сочетания разных современных стилей. В результате их синтеза, получается единый архитектурный ансамбль. Ход развития экспозиционных принципов определил архитектурно-строительную среду их проведения. Павильоны менялись от временных выставочных комплексов к постоянным Экспоцентрам. Архитектура временных, общих и тематических выставочных павильонов, подлежащих сносу, трансформировалась в архитектуру постоянных многофункциональных зданий для выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности международного уровня[3].

Цель исследования  - выявить и проанализировать основные тенденции в дизайн – проектировании современных выставочных центров.

В конце 20 века началась новая волна строительства культурных центров, объединяющих самые разные здания: театры, библиотеки, концертные и конференц-залы, коммерческие выставочные площади, арт-галереи, океанариумы и парки. Цивилизация делает новый виток развития во всех областях культуры, и каждая страна, участвуя в процессе глобализации, демонстрирует всему миру, на что она способна. Тенденцию проектирования центров можно проследить на примере нескольких современных выставочных центров.

Комплекс Фьера Милано, построенный по проекту Массимилиано Фуксаса, Милан, Италия. Комплекс Фьера Милано это архитектурный  ансамбль зданий, предназначенных под коммерческие выставки. Особенностью  данного проекта является сохранение отдельно стоящих павильонов «коробок», расположенных в шахматном порядке. Таким образом, эстетикой Фуксас заполнил площади окружающие «коробки»: основную пешеходную аллею длиной 1 300 м между павильонами, главный вход, Конгресс-центр, а также пространство вокруг выставочных залов. Главные архитектурный элемент – это изящная прозрачная крыша в виде покрова, представляющая собой металлическую сетку со стеклом в ячейках, вырастающие из земли гигантские воронки - «колокольчики» из этой же конструкции, а также водоемы.

Город Искусств и Науки, проект Сантьяго Калатравы и Феликса Каделы Валенсия, Испания. Комплекс состоит из отдельных зданий. Несмотря на то что,  критики называют стиль Калатравы постмодернистской готикой, в данном проекте возникает впечатление, что легкие металлоконструкции сделаны из бумаги и парят в воздухе. Центральная композиция отражает в себе идею преображения города и превращения его в культурный центр Испании. Ночью, освещение внутри зданий создает интересный эффект, и здания начинают напоминать скелеты животных[1].

Проект выставочного комплекса в Смарт-сити, Сучжоу.  Один из элементов данного проекта служит рекреационной территорией: его крыша-рампа является эспланадой, по которой смогут перемещаться посетители. Стеклянный цилиндр частично окружен изогнутым объемным элементом в виде скобы, интегрированной в ландшафт футуристический выставочный центр в Китае. В структуру многофункционального павильона включено многоженство выставочных пространств, конференц-зал, банкетный зал, а также просторный атриум. Уникальное здание выставочного центра оснащено современными технологиями: системы сбора дождевой воды и системы экранов, отражающих солнечный свет.

"Собор Семян" павильон Великобритании на Expo 2010. Собор Семян представляет собой прямоугольное здание  высотой 20 м, состоящее из 60 тысяч, закрепленных в каркасе волокон – оптических стержней. Конструкция волокна уникальна, на конце каждого упаковано одно или несколько семян растения. Волокна прозрачные и днем пропускают внутрь солнечный свет[1].

Что касается отечественных многофункциональных комплексов, то здесь яркими примерами могут служить Экспоцентры в Новосибирске и Санкт Петербурге. Экспоцентр в г. Новосибирске спроектирован по самым современным технологиям строительства энергоэффективных зданий. В нем  используется концепция зеленого строительства, что является уникальным строением для данной местности.

Конгрессно-выставочный центр «Экспофорум» в Санкт Петербурге, использует иные функциональные и планировочные принципы. Основная концепция  проекта  заключается  в  концентрации  на  одной  территории в 56га - всей необходимой инфраструктуры для проведения крупных выставок и конгрессов в соответствии с международными стандартами. Основой  композиции  планировки  является  крытая  пешеходная  улица-пассаж,  к  которой  примыкают  две  гостиницы,  бизнес-центр,  конгресс-центр и три выставочных павильонов.

Главной задачей при проектировании общественных объектов является создание материально организованной среды  в виде зданий и сооружений, отвечающих требованиям технологического процесса и принципам экономики, а также прогрессивным тенденциям развития техники. Основным средством архитектурной выразительности выставочных зданий и сооружений являются гармоничные  и пропорциональные членения объемной формы, а также членение художественное объединение всего пространства в целом. Здание должно создавать композиционное законченное целое, являющееся результатом единого творческого замысла. Характерной чертой объемной композиции выставочных зданий  является их целостный, нераздробленный вид и крупные архитектурные формы[3].

Анализ данной проблемы позволяет определить ряд очевидных тенденций развития пространственной структуры выставочных комплексов в многоуровневых, многофункциональных структурах. В первую очередь, прослеживается тенденция интеграции социальных функций общества в предметно-пространственную среду городских многофункциональных комплексов. Выставочная архитектура является своеобразным отражением всех процессов, которые происходили в зарубежной и отечественной архитектуре, как прогрессивных, так и консервативных. На выставках закладывались ростки будущего, поиски нового стиля, нового понимания формообразования при доминировании конструктивного начала.

Изучение зарубежной архитектуры выставочных центров позволили выявить следующие  закономерности  её  развития. Данные закономерности прослеживаются так же и в эволюции с отечественных выставочных центров.

1.Поэтапный  переход временных выставочных комплексов на ярмарках к постоянным выставочным комплексам – Экспоцентрам.

2.Трансформация узконаправленных или отраслевых выставочных павильонов в универсальные многофункциональные здания или комплексы.

3.Изменение  художественного  образа  выставочной  архитектуры, отказ тематической архитектуры.

4.Переход к унификации архитектурных и конструктивных решений на основе большепролетной конструкции из стального каркаса. Появление павильонов с преимущественно естественным освещением, создающим исключительную игру света и тени на экспозициях.

5.Укрупнение габаритов выставочных зданий, их отдельная блокировка, а также и формирование комплексов взаимосвязанных зданий с тоннелями и рекреациями. Строительство многоэтажных павильонов.

6.Значительное усложнение инженерно-технического оборудования в выставочных павильонах, применение в конструкциях новых технологий, создание открытых экспозиционных площадок с естественным освещением.

7.Насыщение  выставочных  комплексов  новыми  функциями:  конгрессной, деловой, концертной, фестивальной, а так же гостиничной. Современные  Экспоцентры  превращаются в сложные  многофункциональные комплексы  в области строительства.

Архитектурно-пространственная среда выставочного центра является своеобразным коммуникативным пространством, местом встреч и общения людей. При этом решаются еще три основные задачи: показ  достижений, обмен информацией и обмен опытом. Каждый новый проект выставочного центра, является уже экспонатом и демонстрацией новых идей, технологий и конструкций.  Именно поэтому существующие выставочные центры имеют такой интересный дизайн и необычные, футуристические образы: фигуры животных, птиц, цветы[2].

 

Список литературы:
1. Акилова Е.В. Выставочная деятельность // Налоги. – 2006. –  №47 
2. Бархин Б.Г. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. В.В. Адамович,  В. А. Варежкин и др. – М.: Стройиздат, 1984. – 543с.
3. Никитин, Ю.А. Архитектура выставочных комплексов России XIX – начала XXI века //Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры. – СПб.: СПбГАСУ,  2015. – 41с.