Статья:

Древние Иерусалимские храмы

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Жиляева Н.В. Древние Иерусалимские храмы // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Древние Иерусалимские храмы

Жиляева Надежда Викторовна
магистрант, БГТУ им. В. Г. Шухова, РФ, г. Белгород
Колесникова Людмила Ильинична
научный руководитель, доц., БГТУ им. В. Г. Шухова, РФ, г. Белгород

 

Иерусалим всегда считался городом контрастов. В нем часто происходят военные действия между населением страны, однако в этом святом месте мирно живут евреи, арабы, армяне и другие жители. Старинные иерусалимские храмы несут в себе память многих тысячелетий.

Иерусалимские храмы впечатляют воображение паломников уже не одну тысячу лет. Этот город считается самым священным на Земле, его стараются посетить верующие трех религий.

На данный момент существует Новый и Старый Иерусалим. Говоря о первом, он является современным городом с широкими улицами и высокими домами. В городе существует железная дорога, а также новые торговые и развлекательные комплексы.

В данном городе присутствует несколько основных храмов. Первый каменный храм был возведен в Израиле после объединения великим Давидом и его сыном Соломоном. Ранее храм выглядел как палатка с Ковчегом Завета. Небольшие места поклонения находятся в некоторых городах, таких как Вифлеем, Сихем, Гиват-Шаул и другие [3, с. 24].

Следует отметить, что новый персидский правитель Кир Великий позволил иудеям вернуться в Палестину и восстановить древний храм царя Соломона в Иерусалиме.

Декрет Кира дал согласие не только на возврат народа из плена, но и отдал трофейную храмовую утварь, а также утвердил выделить деньги на строительство. Однако храм так и не был достроен в связи с разногласием с народом.

Существует мнение, что Третий Храм в Иерусалиме ознаменует приход Мессии. Есть несколько версий о том, как он появился, многие считают, что Третий Храм возник из ниоткуда в одночасье. Другие считают, что его построил царь.

Говоря о Иерусалимских храмах, нельзя акцентировать внимание на иудаизме или христианстве. В Иерусалиме находится третья по значимости и древняя по происхождению святыня ислама. Это мечеть аль-Акса, которую иногда путают со вторым мусульманским памятником архитектуры – Кубат ас-Сахра.

Храм Гроба Господня расположен в Христианском квартале Старого города Иерусалима. Постройка считается главной святыней, а с четвертого века местом паломничества верующих со всего мира. Храм является штаб-квартирой Иерусалимской православной церкви. Со дня основания в храме ежегодно происходит одно из ключевых мероприятий, церемония схождение Благодатного огня [2].

Христианами почитаются места погребения, распятия и воскресения Иисуса Христа, даже тогда, когда на территорию Иерусалима вверглись римляне в 70 г. Во время правления Адриана в 135 г. на месте Голгофы были возведены форум и Капитолий со святилищем Венеры и Юпитера, которые являются основными достопримечательностями в современном мире. Во время правления знаменитого Константина Великого и его матери христианство стало государственной религией, что оставило свой след в истории. В 325 г. св. Елена, мать Константина Великого, почти в 80-летнем возрасте совершила паломничество на Святую землю после приснившегося ей сна «в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественного места, закрытые нечестивыми».

По велению матери Императора Константина великого и под руководством епископа Макария Иерусалимского были проведены раскопки, которые привели к обнаружению пещеры, в которой по истории был захоронен Иисус Христос, также были обнаружены: Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI.

На месте раскопок Мать Константина Великого заложила первый Храм Гроба Господня. Известный храм включал в себя: ротонду, называемую Анастасис, с Гробом Господнем, базилику повернутую алтарем по направлению к Анастасиса и сад Иосифа Аримафейского, где располагалась Голгофа. Сооружение было публично освящено осенью 335 г.

В 614 г. значительная часть строений Храма была повреждена огнем во время военных действий в Иерусалиме, войсками персидского царя Хосрова, которому удалось захватить Святой Крест. Спустя многие годы храм был восстановлен благодаря императору Ираклия и жены царя Хосрова, Марии. В 629 г. он захватил Иерусалим и восстановил Святой Крест. Однако в 636 г. город был захвачен халифом Умар ибн Хаттаб, несмотря на это богослужение в Храме Гроба Господня не прекратились, что подтверждалось пергаментом, выданным халифом Иерусалимскому служителю храма [2].

В сентябре 1009 г. другой знаменитый халиф Аль-Хаким би-Амр Алла под влиянием наветов против христиан приказал до основания разрушить храм, в результате чего была сильно повреждена базилика, а также разрушена гробница. В 1048 г. данное сооружение было вновь отстроено императором Константином Мономахом, однако постройка значительно отличалась от предыдущего храма.

В конце двенадцатого века крестоносцы заново перестроили храм, и изменили стиль на романский, объединив все святые места в одном здании. Крестоносцы восстановили опоры ротонды, которые местные до сих пор называют «столпами Елены». Так же были построены новые сооружения: пятиярусная колокольня и Католикон, примкнувшие с восточной стороны к ротонде.

В ходе военных действий и захвата святого города Саладином в 1187 г. сооружение Храма Гроба Господня не пострадало, а христианам позволили его посещать в соответствии с договором между Саладином и Ричардом Львиное Сердце. В 1545 г. храм пострадал во время землетрясения.

В 1808 г. при пожаре был уничтожен деревянный шатер над Анастасисом. Причина возгорания до сих пор не известна и является объектом споров на различных христианских конфессиях. Чуть позднее был возведен полусферический купол над ротондой, наподобие Анастасиса времен Константина Великого. После землетрясения в 1927 г. были сильно разрушены Кувуклия и купол Католикона. Часть сооружения была укреплена снаружи с боковых сторон стальными балками и стяжками, а купол заново восстановили и украсили ликами Иисуса Христа и святых. В таком виде храм продолжает функционировать и по сей день [3].

В связи с постоянными конфликтами между христианами с мусульманами и различными христианскими конфессиями ключи от Храма Гроба Господня с 638 г. были переданы под охрану арабской семьи Джуди, а вправе открывать знаменитый храм принадлежит другой привилегированной семье — Нусейба. Это право на протяжении многих веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

С точки зрения церковной юрисдикции храм находится под совместным владением и управлением нескольких христианских конфессий.

Для избежания конфликтных ситуаций заинтересованные стороны при распределении собственности и порядке служб должны придерживаться исторически сложившийся status quo, определенным хатт-и-шерифом в 1757 г., и подтвержденным фирманами 1852 и 1858 гг. Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные между каждой из конфессий строго оговорены.

В настоящее время Храм Гроба Господня стал большим архитектурным комплексом, включающим в себя: Голгофу с местом, где был распят Иисус Христос, ротонду и архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно располагается Кувуклия, Католикон или соборный храм, который является федеральным для патриархов Иерусалимской православной церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой Равноапостольной Елены и несколько приделов [4].

На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, включающих множество различных помещений и галерей.

Храм разделен на шесть конфессий христианской церкви: католической, греко-православной, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, в каждой из них выделены собственные приделы и установлены временные рамки для молитв.

Главными святынями храма являются: Голгофа, Кувуклия, Кафоликон, как и общее руководство службами в храме, примыкают к Иерусалимской православной церкви [4].

 

Список литературы:
1. Кудрявцев М.П., Кудрявцева Т.Н. Размышляя о церковной архитектуре. Современное храмоздательство: проблемы и первый опыт // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 5. С. 23 – 25.
2. Иерусалимский храм. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://azbyka.ru/palomnik/Израиль_(храмы) (дата обращения: 23.05.2019).
3. Иерусалимские храмы. Иерусалим, храм Гроба Господня. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://fb.ru/article/165879/ierusalimskie-hramyi-ierusalim-hram-groba-gospodnya-istoriya-i-foto (дата обращения: 21.05.2019).
4. Храм Соломона и Храм Ирода в Иерусалиме. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://mirchudes.net/architecture/609-hram-solomona-i-hram-iroda-v-ierusalime.html (дата обращения: 26.05.2019).